Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РИСУНОК

 

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики
Государственного музея изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина, Москва

 

Словарь терминов

Акварель (от лат. aqua — вода) — соединение чистых пигментов со связующим — гуммиарабиком, растворимое в воде. Дает прозрачный цветовой слой на белой бумаге, не позволяет вносить изменения в рисунок.

А. Филиппов. Музыка. Акварель

А. Филиппов. Музыка. Акварель

 

Бистр — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, предподчтительно из букового дерева, смешанной с растворимым в воде растительным клеем.

Графика (от греч. graphein — скрести, царапать, писать, рисовать) — искусство, использующее «грифель», — инструмент, которым наносятся линии или письмена. Объединяет две группы произведений, связанных общими эстетическими принципами создания художественного образа на плоскости, но совершенно различными по своему происхождению и техническому процессу: рисунок и печатную графику.

Графит, графитный карандаш — природный графит — твердый тонкий пластинчатый серый минерал, разновидность углерода. Впервые стал добываться в Англии, в Кумберленде, в 1560 году. В XVII и XVIII вв. использовался для создания миниатюрных портретов на пергаменте. Ватто использовал его в сочетании с красным мелом. В конце XVIII в. французский химик Н.Ж. Конте соединил очищенный графит с клеем и получил современный графитный карандаш в деревянной оболочке, используемый с XIX в.

Н. Пуссен. Анжелика и Медор. Бистр

Н. Пуссен. Анжелика и Медор. Бистр

 

Гуашь — разновидность акварели с примесью белил, что делает краску плотной, непрозрачной. Применяется чаще всего вместе с акварелью.

Д. Есенина. Волк. Гуашь

Д. Есенина. Волк. Гуашь

 

Итальянский карандаш — приготавливается из черного глинистого сланца, добываемого в Пьемонте, дает матовый оттенок и слабую черноту. Появился в XIV в.

И. Шишкин. Цветы в лесу. Итальянский карандаш

И. Шишкин. Цветы в лесу. Итальянский карандаш

 

Кисть — тонкие беличьи, собольи кисти использовали для нанесения отмывок мягким расплывчатым слоем и для рисования тонкими линиями, наподобие пера.

Рембрандт. Святой Иероним. Тростниковое перо, кисть

Рембрандт. Святой Иероним. Тростниковое перо, кисть

 

Мел — отпрессованный в виде палочек природный минерал — известняк. Чистый мел белого цвета. Примеси углерода делают его черным, железа — красным.

Металлический грифель (штифт) — древнейший инструмент рисовальщика. По форме представлял металлический стержень: золотой, серебряный, свинцовый, медный, – который вставлялся в металлический зажим. Наиболее распространены были штифты свинцовый, дающий мягкую линию, удобный для набросков, и серебряный, оставляющий тонкую светлую линию. Последний требовал гладкой поверхности грунтованной бумаги и точности руки: линии почти не стираются. Особенно любим в XV веке в Нидерландах и в Италии.

Ф. Дрюа. Портрет графини дю Барри. Рисунок мелом и углем

Ф. Дрюа. Портрет графини дю Барри. Рисунок мелом и углем

 

Леонардо да Винчи. Две головы. Рисунок сангиной

Леонардо да Винчи. Две головы. Рисунок сангиной

 

Пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшит. от pasta — тесто) — натуральные пигменты разных цветов в виде порошка, смешанные с мелом и другими добавками и отпрессованные в виде палочек или карандашей. Сохраняет свежесть и чистоту цветов, дает мягкую живописную линию, растушевку. Нуждается в фиксации, так как слабо соединяется с поверхностью основы, осыпается.

Ж.Э. Лиотар. Шоколадница. Пастель

Ж.Э. Лиотар. Шоколадница. Пастель

 

Перо — главный инструмент европейского рисунка. С VI в. в употребление входит гусиное перо. В XVI в. обращаются к тростниковому перу, которым очень трудно рисовать, так как малейший нажим сразу дает сильное утолщение линии. Металлическое перо — с XIX века.

А. Дюрер. Портрет жены художника Агнессы. Рисунок пером

А. Дюрер. Портрет жены художника Агнессы. Рисунок пером

 

Сангина (франц. sanguine от лат. sanguinelis — кроваво-красный ) — природная и искусственная, состоит из окислов железа и каолина, отпрессована в виде палочек. Природным минералом рисовали еще в палеолитических пещерах, но в рисунок нового времени сангина входит последней, ввел ее неутомимый новатор Леонардо да Винчи. Оттенки могут колебаться от оранжевого до темно-коричневого с фиолетовым оттенком.

Леонардо да Винчи. Голова мужчины. Рисунок сангиной

Леонардо да Винчи. Голова мужчины. Рисунок сангиной

 

Бизон из пещеры Альтамира. Природные минералы (сангина)

Бизон из пещеры Альтамира. Природные минералы (сангина)

 

Сепия — коричневая краска, получаемая из секрета каракатицы, использовалась европейскими художниками с XVIII в.

Соус приготовленная из графита или сланца с водой застывшая масса, употребляется для рисования кисточкой. Дает очень глубокий черный тон.

М. Попова. Набросок. Соус

М. Попова. Набросок. Соус

 

Тушь — изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол. Сохраняет неизменным глубокий черный цвет, при разбавлении в воде дает серый.

Ф. Матвеев. Пейзаж с пиниями. Рисунок сепией, тушью и итальянским карандашом

Ф. Матвеев. Пейзаж с пиниями. Рисунок сепией, тушью и итальянским карандашом

 

Японский рисунок. Тушь, акварель

Японский художник. Бамбук. Тушь, акварель

 

Уголь — изготовляется из подвергнутых обжигу тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и других деревьев. В XIX в. получил распространение твердый «прессованный» уголь (из угольного порошка, с добавлением растительного клея). Дает глубокий бархатистый штрих, но требует фиксации, закрепления, так как слабо соединяется с поверхностью основы, осыпается. Позволяет сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении.

А. Славинский. Движение. Рисунок углем

А. Славинский. Движение. Рисунок углем

 

П. Гоген. Таитянские лица. Уголь

П. Гоген. Таитянские лица. Уголь

 

Чернила — со времен Средневековья приготавливали из водного настоя так называемого чернильного орешка — нароста на деревьях, в основном дубах — и окиси железа. С XIX в. — химические чернила.