Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Предшественники и последователи

 

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Стартовые условия И.Е.Репина с точки зрения владения навыками изобразительного искусства были вполне хорошими. И.Грабарь отмечал, что на момент приезда молодого Репина в Петербург в его багаже был не только талант, но и «высокая художественная выучка». Первые уроки рисования Репин получил в Чугуевской топографической школе. В родном городе он приобщился и к древней иконописной традиции — Чугуев славился своими иконописцами, которые обслуживали все соседние губернии. Имелись в городе и представители реалистического направления. И.Н.Шаманов, И.М.Бунаков, Л.И.Персанов стали для Репина первыми учителями в этой области.

Подготовку к экзаменам в Академию Репин прошел в Рисовальной школе Петербурга под руководством известного графика середины XIX века Р.К. Жуковского (Лист из серии «Сцены из народной жизни») (1). Там же он знакомится с И.Н. Крамским («Полесовщик») (2), который впоследствии становится в какой-то мере духовным наставником для молодого художника.

(1) (2)

 

Дружеские связи с В.В.Стасовым, А.В.Праховым, М.М.Антокольским, В.Д.Поленовым, К.А.Савицким и другими передовыми художниками того времени определили общую направленность развития Репина, его приверженность демократическим идеалам, интерес к судьбам русского народа и соответственно к жанровой и исторической живописи, к портрету. Параллельно в классах Академии он осваивает принципы академического искусства, большого стиля, основанного на заветах Н.Пуссена, правда, в несколько холодноватой и схематизированной редакции Ф.А. Бруни («Смерть Камиллы, сестры Горация») (3). Соединение двух художественных традиций позволило Репину в конечном счете вывести жанровую живопись на новый уровень большого стиля.

(3)

Посещение европейских центров не привело к приобщению Репина к новым, родственным тенденциям в европейском искусстве. Он прошел мимо опытов Курбе и Милле, заслоненных Салоном. Однако в отношении овладения передовыми на тот момент навыками пленэрной живописи наблюдался определенный прогресс. Правда, проблемы живописной техники для Репина были на втором месте, и уроки европейской виртуозности сказались скорее в поздней манере мастера — в портретах к композиции «Заседание Государственного Совета».

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Рядом с И.Е. Репиным можно поставить только конгениального ему В. Сурикова (И. Репин. «Портрет художника В.И. Сурикова») (4), (В. Суриков. «Голова монахини») (5). Их опыт в полном объеме, и особенно в плане постижения сущностных моментов русской ментальности, не может быть повторен кем-либо из последователей. Оба они были почвенниками, интуитивно постигающими глубинные структуры онтологической картины народного мировосприятия. Для Репина главная задача — «органическое постижение мира», а его «разъятие было неприемлемо ни психологически, ни нравственно-эстетически» (Г. Стернин). Но именно по пути разъятия пошли художники конца XIX — начала XX века. Репинский метод «будет казаться им слишком отражательным, недостаточно творчески активным. Они разымут его на части, подогревая в себе страх перед жизнью, перед ее темными силами, или же ощущение снизошедшего благостного покоя, или упоение чувственно-материальной стороной природы, или же решительное отрицание видимых форм действительности, дабы проникнуть в тайный смысл бытия» (Г. Стернин).

(4) (5)

Репину повезло на гениального ученика. Он лично в своем доме выпестовал В. Серова и стал его первым учителем (И. Репин «Портрет художника В.А. Серова») (6), (В. Серов «Портрет И.Е. Репина») (7). Но как раз Серов, многое унаследовавший от поздней манеры портретного искусства Репина, не пошел дорогой учителя, а, следуя его ищущему духу, проложил в русском искусстве свой путь.

8-7.jpg (22658 bytes)
(6) (7)

Те же, кто следовал букве, а не духу репинского метода, неизбежно вернулись к «тенденции» или скатились к мелкотемью. В этом отношении особо хочется сказать о тьме эпигонов советского периода, которые клялись именем великого русского художника. Необходимо четко себе представлять, что социалистический реализм в его официальном виде никоим образом не является наследником критического реализма демократов XIX века.

Мастера критического реализма при всей их тенденциозности все же всегда шли от конкретных реалий жизни, прислушивались к ее голосу, а уж затем обобщали и типизировали частные явления, что гарантировало им возможность в разной мере, но находить некие истинные конфликты и проблемы. Социалистический реализм, наоборот, режиссировал желаемые или заказные ситуации, а затем для вящей убедительности представлял их в жизнеподобных формах и внедрял в массовое сознание людей советского общества. Ни одного реального конфликта художники соцреализма не выявили, так как, согласно господствующей идеологии, в советской действительности их просто не могло быть по определению.

Самое большое, на что отваживались соцреалисты, так это осудить отдельно взятого малолетнего разгильдяя, который испортил картину всеобщего процветания своей двойкой. При этом тут же был дан положительный пример суворовца-отличника, для того чтобы все дети равнялись на него. Ни аналитический, ни критический, ни пророческий дар в советское время не были нужны, так что у Репина просто не могло быть последователей.