Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Портрет Мусоргского

 

ИЛЬЯ РЕПИН
ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М.П. МУСОРГСКОГО
1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

На протяжении всей своей жизни Репин уделял портрету много внимания, несмотря на то что в его мастерской всегда шла работа над каким-нибудь крупным полотном. Писать портреты художник начал еще в детском возрасте (он рассказывает об этом в книге воспоминаний «Далекое близкое»), а за всю долгую творческую жизнь создал целую галерею изображений лучших людей своего времени. Жемчужиной этой галереи, по общему мнению, стал портрет композитора М.П. Мусоргского.

Репин и Мусоргский дружили, преклоняясь перед талантом друг друга. «Какая глубина души, изящество мысли и добродушие в поступках… А какое чутье Руси! Какая способность вытаскивать из летописной пыли живые перлы характеров, животрепещущих былей и оживлять всю эту силу подлунную» — таков был отзыв великого художника о великом композиторе.

Портрет композитора Александра Глазунова. 1887

Портрет композитора Александра Глазунова. 1887

 

В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной выставки и, разумеется, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь, где находился его друг. Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, но приезд Репина совпал с периодом улучшения, когда композитор приободрился, поверил в свое исцеление и даже начал подумывать о создании новых музыкальных произведений. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. Работа велась не в самых лучших условиях — даже без мольберта, но, несмотря на это, из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве.

Портрет композитора Михаила Глинки. 1887

Портрет композитора Михаила Глинки. 1887

 

Мусоргский изображен в домашнем халате с малиновыми бархатными отворотами, непричесанным, с наклоненной головой, как бы задумавшись о чем-то. Это портрет человека «перед лицом вечности», уже почти окончательно порвавшего все связи с земным миром. Больное одутловатое лицо все же кажется прекрасным. Удивителен взгляд композитора — одновременно задумчивый и пристальный.

Все, знающие Мусоргского, пришли в восторг от портрета — настолько он был схож с оригиналом, так верно отражал внутреннюю сущность композитора. Стасов рассказывает, что Крамской, увидев впервые эту картину, ахнул, уселся перед ней и долго-долго не отходил. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо!.. Тут у него какие-то неслыханные приемы, сроду никем не пробованные… Как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза! Они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с таким выражением?»

Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна. Несмотря на то что портрет создавался в интерьере, он производит впечатление пленэрной живописи — весь залит светом и написан только светлыми тонами. Колорит прозрачен и легок, в нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, розовато-желтый тон лица, рыжеватые волосы и голубоватый фон. Но самое необыкновенное то, что форма моделируется не светотенью, как обычно, а градациями света, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина.

«Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете», — восхищался Стасов. Третьяков купил его, даже ни разу не видав, лишь только получив известие, что Репин пишет Мусоргского. Весь полученный за работу гонорар Репин отдал на сооружение памятника умершему композитору.