Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Запорожцы пишут письмо
турецкому султану

 

ИЛЬЯ РЕПИН
ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
1880–1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Идея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году. Летом этого года он гостил в Абрамцеве. По вечерам гости собирались вместе, спорили, декламировали стихи и рассказы. В один из таких вечеров читалась переписка турецкого султана с казаками — предложение сдаться без сопротивления и едкий ответ запорожцев. Детство и юность художника прошли на Украине, казацкое письмо он знал с детства (списки его были широко распространены в Малороссии). И в воображении Репина тут же возникла сцена — запорожцы сочиняют послание султану, подбирая соленые словечки, стараясь уколоть его посильнее.

Репин принялся за активные поиски материала, изучение источников, отправился в путешествие по Украине, побывал в местах, где прежде жили запорожские казаки, зарисовывал старинное оружие и утварь, приглядывался к разным типам людей. Он настолько увлекся этой темой, что даже своему маленькому сыну Юрию выбрил казацкий чуб-оселедец и наряжал его в запорожский костюм, а по вечерам все семейство разыгрывало сцены из «Тараса Бульбы».

«Ну и народец же! — писал Репин Стасову. — …Голова идет кругом от их гаму и шуму… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!» Эти настроения равенства и братства людей, сообща воюющих и веселящихся, как нельзя лучше проявились в окончательном варианте картины. Исторический сюжет Репин использует с целью показать все оттенки безудержного смеха — это прямо-таки энциклопедия смеха! Казаки хватаются за бока, покатываются от хохота, гогочут, ржут, хихикают, посмеиваются в усы. Вряд ли кому-то удавалось прежде настолько живо и естественно написать смеющиеся лица. А какое разнообразие поз и жестов, какое пиршество цвета, богатство аксессуаров, костюмов, вооружения!

Композиция картины весьма динамична и в то же время уравновешенна и невероятна сложна. В ней совмещены горизонтальный и вертикальный ритмы, а также кругообразное движение. Репин долго искал единственно верное решение, менял местами разные фигуры, цветовую гамму, соотношение первого плана и фона, изменял формат. Работа продолжалась около двенадцати лет. «Какой это труд!.. Работаю иногда просто до упаду».

Казак. 1888

Казак. 1888

 

В итоге центральное место получила фигура писаря, вокруг которого двумя концентрическими кругами размещены диктующие послание запорожцы. Таким образом, внимание зрителя акцентируется на письме. И самое удивительное — при таком обилии фигур композиция не распадается на куски, а представляется крепко спаянной. Дым костров на заднем плане, полоска Днепра, движущиеся вдалеке фигурки казаков не только создают настроение общего воодушевления, но и увязывают группы на переднем и заднем плане в единое целое. И особенно важно, что при этом возникает ощущение единства и сплоченности запорожцев. Эта картина — гимн во славу свободных людей, их героизма, мужества и юмора; прославление «горсти удальцов», которая не только «защищает всю Европу от восточных хищников, грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».