АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Святой Петр, исцеляющий
больных своей тенью
МАЗАЧЧО
СВЯТОЙ ПЕТР, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ СВОЕЙ ТЕНЬЮ
1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель
Кармине, Флоренция
После завершения
работы над фресками верхнего регистра Мазаччо
приступил к росписи нижнего пояса. Скорее всего,
он начал со средней стены, где поместил эту
композицию. Тема была заимствована из Деяний
Апостолов: «Верующих же более и более
присоединялось к Господу, множество мужчин и
женщин. Так что выносили больных на улицу и
полагали на постелях и кроватях, чтобы хотя бы
тень проходящего Петра осеняла кого из них.
Сходились также в Иерусалим многие из окрестных
городов, неся больных и нечистыми духами
одержимых, которые и исцелялись все».
Уже не раз говорилось о том, какое
место Мазаччо отводил в своих произведениях
светотени; данный сюжет как нельзя лучше
подходил для опытов художника в этой области.
Окно капеллы расположено над фреской, немного
правее, и освещение росписи полностью совпадает
с реальным освещением капеллы — свет падает
сверху и сзади, таким образом тень Петра лежит на
первом плане, и апостол движется прямо за ней.
Композиция разворачивается по диагонали, в
качестве фона Мазаччо решил использовать
реальный городской пейзаж — улицу, уходящую
вглубь, причем дома изображены в перспективном
сокращении. Стена дома на первом плане рустована,
два других имеют нависающие этажи, традиционные
для флорентийской архитектуры того периода, —
некоторые ученые даже пытаются найти реальные
прототипы этих зданий, называя в их числе палаццо
Веккьо или палаццо Питти. Фигуры героев умело
расставлены в пространстве, прекрасно
вписываясь в уходящую диагональ улицы. Внимание
зрителя сразу же приковывается к Петру, хотя
Мазаччо не использует никаких особых средств для
его выделения.
Апостол Петр в сопровождении Иоанна
торжественно и величаво движется вперед из
глубины улицы, его лицо спокойно и уверенно, он
даже не сомневается, что его тень в самом деле
способна исцелить страждущих. Со всех сторон к
нему тянутся больные в надежде избавиться от мук
и не обманываются в своих ожиданиях. Художник не
показывает сам процесс исцеления, только стадии,
ему предшествующие и последующие, но такой
подход позволяет разнообразить оттенки эмоций
верующих. Вот один калека уже восстал и
протягивает руки к апостолу, второй только что
почувствовал на себе влияние чудесной тени, а
третий еще лежит, ожидая, пока и его коснется
благодать.
Лица калек просты и не слишком красивы,
но необычайно выразительны и индивидуальны.
Видимо, поэтому исследователи до сих пор спорят,
чьи именно портреты «спрятал» Мазаччо в своей
росписи. Например, человек в капуччо вполне может
оказаться Мазолино, а в облике бородатого
мужчины с молитвенно сложенными руками (кстати,
его же изображение можно найти в сцене
«Поклонения волхвов» в пределле пизанского
полиптиха) скрывается Донателло. Впрочем,
некоторые ученые думают, что Донателло —
седобородый горожанин между Петром и Иоанном.
Относительно этого персонажа есть еще одна
версия, согласно которой это не кто иной, как
младший брат Мазаччо, Джованни (между прочим,
тоже художник, вероятно, даже помогавший Томмазо
при выполнении монументальных росписей). И кто
знает, не является ли лицо молодого Иоанна лицом
самого автора фрески?..