|
УРОК МХК
Роза ЧАУРИНА
Сельские мадонныМировую художественную культуру можно изучать, используя различные подходы и методики. Например, можно изучать культуру отдельно взятой страны, а можно найти точки соприкосновения в культурах разных стран. «Любой стране, — говорил А.В. Луначарский, — любой нации нет славы большей, как создать нечто для всего человечества». Попытаемся найти это «нечто» в изобразительном искусстве и искусстве слова. I Каждый настоящий художник задумывается над судьбой своей родины и так или иначе отражает эти раздумья в своем творчестве. Христо Станчев (1870–1950) не исключение. Его картина «На ниве» рисует образ разрушенной, угнетенной Болгарии. ...Антифашистское восстание 1923 года жестоко подавлено. Пловдивская тюрьма переполнена. В одной из камер и художник-демократ Христо Станчев. В стране террор. Тысячи болгарских мужчин убиты или в тюрьмах. Тысячи болгарских женщин остались без мужей, братьев, отцов. Все тяготы жизни легли на их плечи. Теперь селянки сами должны пахать землю («невспаханный пласт урожая не даст»), сами сеять и убирать урожай, кормить и растить детей... Вот об этой странице истории Болгарии и задумал Христо Станчев написать картину. Почти десять лет художник вынашивал свой замысел. И в 1937 году появляется его картина «На ниве». Она становится лучшей в его творчестве. Конкретный образ Христо Станчев превратил в обобщенный образ величавой сельской мадонны. Б. Пророков. Мать. Из серии «Это не должно повториться». 1960
...Темные облака плывут над Тракийской равниной. Но это родная земля. Она в сердце молодой болгарской селянки. На картине все просто и значительно, как проста и значительна жизнь самой крестьянки. Безрадостное пустынное поле. Середина дня. В изнеможении крестьянка опустилась на землю, чтобы покормить ребенка грудью. На картине линия горизонта почти касается головы женщины, поэтому кажется, что сама она вросла в землю. Ее жизнь зависит от этого клочка земли. Видно, что молодая мать очень устала. Она опирается на прижатую к земле правую руку, а левой придерживает ребенка, лежащего на ее коленях. Посмотрите на ее руки — они могут рассказать о многом. Это руки труженицы: «все тепло мозолистой ладони уходит не на ласку, а на труд». Крестьянка босая, кожа на подошвах огрубела... Рядом с ней на земле лежит сумка-торба из мешковины. В ней, вероятно, какая-то снедь для нее самой и тряпица для ребенка, ведь женщина ушла в поле на целый день: время пахоты упускать нельзя, земля не может ждать. Христо Станчев. На ниве. 1937
Зритель ощущает глубину ее чувства к ребенку. Но в этом чувстве есть что-то печальное. Кажется, что материнская нежность — это последнее, что осталось у обездоленной женщины. Художник передает не радость бытия, а тревожное состояние матери, которая так одинока в этом мире и боится потерять свою единственную радость. Остро и напряженно передает картина внутренний мир человека. Взгляд женщины устремлен куда-то вдаль, но кажется, что ее глаза смотрят прямо на нас, в нашу душу... На картине справа — первобытная соха и верные помощники крестьян — волы. Свидетельство голода — их костлявые спины и выступающие ребра. Но, как утверждает армянская пословица, «в черный день любой вол пригодится». Опустив головы, они покорно стоят невдалеке. Если бы волы умели говорить, то наверняка рассказали бы о непосильном, совсем не женском труде молодой селянки, труде от зари до зари... На полотне Христо Станчева человек и природа слиты воедино. Земля — это не просто пейзаж, это неотделимая от жизни человека среда. А еще, как говорится в русской пословице, «земля-матушка, земля-кормилица», пусть даже такая каменистая, какую мы видим на картине. Земля... А скажите, какого она цвета, земля? Не спешите ответить «черная». Потому что она всегда разная. Весной ее поля и леса одеваются в зеленые одежды; серебристый туман укрывает ее, когда теплый летний дождик шлепает по ней своими мокрыми ладошками; золотым разливом хлебов наряжается она осенью; а зимой земля укутывается в белоснежную шаль... Вот она какая, земля, а кто-то говорит: «Черная...» «На ниве» — это не просто бытовая живопись. Это полотно на острую социальную тему. Поэтому и колорит картины гармонирует с ее содержанием. Минорная цветовая гамма плавно переходит в мажорную: хмурые облака рассеиваются — и небо у горизонта становится светлым... Из истории мы знаем, что 9 сентября 1944 года Болгария обрела долгожданную независимость. Сбылась мечта художника Христо Станчева — и над Тракийской равниной взошло солнце свободы. В своем стихотворении «Болгария» Лиляна Стефанова писала:
Картина Христо Станчева «На ниве» заняла почетное место в Национальной художественной галерее Софии и получила признание народа, о котором и для которого она была написана. Проходят годы, но образ сельской мадонны, созданный художником, все так же продолжает волновать зрителя. II Когда спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ в качестве документа предъявляет своего ученого, политического деятеля, полководца, композитора, писателя, художника, скульптора... Если вы когда-либо по воле случая окажетесь в старинном русском городе Вышнем Волочке, то, без сомнения, ваше внимание привлечет памятник А.Г. Венецианову (1780–1847), установленный к 200-летию со дня его рождения. (Скульптор О. Комов, архитектор Н. Комова.) Памятник необычный. Запоминающийся. На постаменте — скульптурная группа: стоящий у мольберта художник и сельская мадонна — сидящая рядом крестьянка, кормящая грудью свое дитя. На постаменте видны рисунки-символы: колосья пшеницы (ведь именно крестьяне растят хлеб, который, как известно, «всему голова») и серп — орудие труда и вечный спутник крестьян... С. Выспаньский. Материнство. 1890-е
Именно Алексей Гаврилович Венецианов был первым русским живописцем, посвятившим свое творчество изображению крестьянской жизни. Назовем некоторые из его картин: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянские дети», «Девушка с васильками», «Спящий пастушок», «Жнецы», «Старик-крестьянин», «Вот те и батькин обед», «Гумно»), «Захарка», «Пряха», «Крестьянская девушка за вышиванием», «Крестьянка с бабочками». Венецианов открыл красоту лиц сельских ребятишек, женщин, мужиков. Он не просто описывает быт поселян, он любуется ими, воспевает людей из народа, создает поэтический идеал красоты русского крестьянина. Современники оценили открытие художника как подвиг, ибо Венецианов отстаивал национальную самобытность, патриотический дух в творчестве. А. Венецианов. На жатве. Лето. 1820
Глядя на изображенных на памятнике художника и сельскую мадонну, которую он рисует, вы непременно вспомните две очень известные картины Венецианова — «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето». Если не в картинной галерее, то уж на репродукциях вы их, конечно, видели, и не раз. III Искания правды в искусстве привели Венецианова к решению заняться изображением самых что ни на есть простейших явлений жизни. И изображать все так, как в самой натуре является, и только ей одной повиноваться. А еще: никому, ни одному художнику ни в чем не подражать, ничего не заимствовать. Венецианов задался целью показать людей труда, с нелегкой судьбой, но полных достоинства и благородства. Ему были близки и понятны человечность, нравственность и спокойная красота крепостного человека, особенно русской женщины-труженицы. И он создает полотна, где запечатлены образы крестьянок, которые
Впервые в русском искусстве Венецианов сделал трудового человека поистине положительным героем своего творчества. Его полотна возвышенно-поэтичные, как, например, вот это — «На пашне. Весна». А. Венецианов. На пашне. Весна. 1820
Молодая, стройная красавица-крестьянка в длинном розовом сарафане, белой рубахе и русском национальном головном уборе легко и плавно ступает по вспаханному полю, ведя двух запряженных в борону коней. Венецианов рисует «тип русской славянки», позже воспетой Некрасовым.
С заботливой нежностью оглядывается она на играющего у края пашни ребенка. И поэтому картина называется не только «На пашне», но и «Весна», так как показывает рождение и природы, и человеческой жизни. А. Пластов. Солнышко. 1964–1966
С трудом верится, что в эпоху процветания условно-романтического пейзажа был создан этот глубоко лирический гимн русской весне. Прозрачность лазурных небес, приглушенные краски земли... Кто-кто, а уж сельчане хорошо знают, что «весенний день год кормит». На картине широкое свежевспаханное поле, два-три тонких деревца, которые «как будто пухом зеленеют». Краски воздушны: здесь легко дышится, как бывает только весной. Ощущение этой весенней легкости передано во всем: и в облаках, улетающих ввысь, и в фигуре женщины... В ее стати чувствуются отзвуки классического понимания красоты. Этот опоэтизированный образ хорошо «вписывается» в пейзаж, гармонирует с окружающим миром. IV Картина «На жатве. Лето» является вершиной творчества живописца. Она вместила в себя и бездонное небо, и ширь земли русской, и глубокие человеческие чувства. Это полотно написано на извечную тему, которая прошла через всю историю искусства. К ней столетиями обращались сотни художников разных веков, стран, художественных направлений. Эта сцена — мать кормит грудью ребенка — всегда выражала животворную силу материнства. Пабло Пикассо. Материнство. 1905
Итак, что мы видим на картине? Хлебное поле, огромное, будто бесконечное, как в стихах Алексея Кольцова.
Хлеба созрели. Крестьяне убирают урожай — «в копны частые снопы сложены...». На минуту оставила свой серп молодая мать, чтобы покормить принесенного старшими детьми грудного ребенка. Ну как тут не вспомнить стихотворение Некрасова.
О чем думы крепостной мадонны? О нескошенной полосе, о непростой долюшке женской, о судьбе ли тех, кого подарила она этому миру, хлебному этому полю? Картина написана сочными, звучными красками: в золото ржи, теплую зелень травы и в голубизну выжженного зноем неба вплетается малиновый цвет сарафана крестьянки. Природа и человек даются в целостном единстве, прочувствованном и поэтически переданном художником. Просто, неброско, а будто огромная наша Россия с неизбывной красотой земли своей и вечностью труда на ней уместилась на щемящем сердце полотне. К. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920
Несмотря на то что изображение крестьян и их быта Венециановым несколько идеализировано, а точнее — опоэтизировано, значение творчества художника в русском искусстве очень велико: Венецианов не только родоначальник русского национального лирического пейзажа, не только зачинатель крестьянского бытового жанра, но и основоположник школы живописцев, которая сыграла большую роль в утверждении реализма и демократизма в искусстве. В историю живописи она вошла под названием «Венециановская школа». Школа представляла собой группу русских художников второй четверти XIX в., учеников А.Г. Венецианова. А их у него было около семидесяти. Беря к себе на полное обеспечение одаренных крестьянских подростков, мастер заботился о судьбе каждого из них, всеми силами стараясь помочь им пробить себе дорогу в жизни и искусстве. Некоторых приходилось для этого выкупать из крепостной неволи. Венецианов принял активное участие в выкупе у помещика Энгельгардта юного Тараса Шевченко, который писал о нем впоследствии в автобиографической повести «Художник» как о «человеколюбце-художнике» и смотрел на поступки Венецианова как на «великодушные подвиги на поприще искусства». С. Чуйков. Черная мадонна. 1962
Если бы мы решили озвучить картину Венецианова «На жатве. Лето», то, думается, для этого очень бы подошло стихотворение Тараса Шевченко «Сон» (1858).
А.Г. Венецианов оставил потомкам светлые образы русских людей, в которых ясно отразились извечные идеалы добра и красоты. Он воспел труд крестьянина, неброскую красоту окружающей его природы, женщину-мать и мать-землю — он воспел Родину. Картины Венецианова неизменно сопутствуют каждому из нас, как народные сказки, как стихи Пушкина. В заключение приглашаем вас побывать в воображаемой картинной галерее, где представлены полотна с изображением мадонн (и не только сельских) художников Белоруссии, Киргизии, Польши, Франции, Болгарии, России. Домашнее задание (количество заданий определяет учитель): • Как вы думаете, что общего между картинами Христо Станчева «На ниве» и А.Г. Венецианова «На жатве. Лето»? Что их отличает? • Составьте рассуждение, в основе которого были бы строки Тараса Шевченко:
• Назовите еще 3–5 общечеловеческих вечных тем искусства: мать, родина, земля, отцы и дети... (Добро и зло, труд, природа, хлеб — всему голова, любовь.) • Объясните, почему в русской пословице «Родина — мать, умей за нее постоять» два понятия слиты воедино. (Ответ можно найти, к примеру, в миниатюре К.Д. Ушинского «Родина-мать». Великий педагог писал: «Матерью зовем мы Родину потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, Родина защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него Родина».) • Название повести в новеллах Михаила Алексеева «Хлеб — имя существительное» стало афоризмом. В новелле «Самонька» дед Кузьма Удальцов по прозвищу Капля, для которого выращивание и охрана хлеба — смысл жизни, говорит: «Хлеб! Что может быть важнее хлеба?! Хлеб — имя существительное!.. Потому как все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный!.. Хлеб — имя существительное, а весь остальной продукт — прилагательное». Прокомментируйте высказывание деда Капли не только с филологической точки зрения, но и как вековую мудрость народа. • Если вы знаете другие примеры, когда художники или скульпторы, писатели или композиторы разных стран создавали произведения на одну и ту же тему, назовите.
ЛИТЕРАТУРА Динова-Русева Вера. «На нивата» от Христо Станчев. — София: Български художник, 1965. Дьяков Лев. Х. Станчев. «На ниве». — М.: Календарь (июнь) «ИЗО», 1970. Мелентьев Юрий. Портрет художника. (Об А.Г. Венецианове.) / Ю. Мелентьев. Не за три моря. — М.: Молодая гвардия, 1982. С. 180–207. Некрасов Н.А. «Я лиру посвятил народу своему». — М.: Молодая гвардия, 1971. Остоич Димитър. Станчев. Монография. — М.: Госиздат «Искусство», 1947. |