Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Леонардо да Винчи

1452–1519

В истории мирового искусства нет личности более знаменитой и загадочной, чем Леонардо. Художник, архитектор, изобретатель, поэт-импровизатор, музыкант, ученый — это все о нем! В эпоху Возрождения тип «homo universalis» (человек универсальный) отнюдь не был чем-то необычным, но перечень талантов, которыми природа одарила Леонардо, выглядит впечатляющим даже для тех времен. Трудно найти хоть одну сферу деятельности, в которой он не испробовал бы свои силы и не добился бы поразительных успехов. Но, пожалуй, в наибольшей степени Леонардо все же был ученым-исследователем, которого интересовало прежде всего решение проблемы, сам процесс, а не результат. Поэтому множество его работ так и остались незаконченными — найдя ответ, да Винчи сразу же остывал и приступал к штурму очередной неразрешимой задачи. Во многих областях науки и искусства мысли Леонардо настолько опередили время, что в XV веке они могли показаться абсурдными, из области научной фантастики (хотя, конечно, таких слов тогда не знали), ведь осуществить их не представлялось возможным. Наверное, он просто родился на несколько веков раньше, чем следовало…

 

ВРЕМЯ УЧЕНИЧЕСТВА

Леонардо родился в 1452 г. в небольшом городке Винчи. Его отец, Пьеро да Винчи, был преуспевающим нотариусом, дела которого шли настолько хорошо, что в 1467 г. он перебрался во Флоренцию, столицу Тоскании. К тому времени Леонардо уже успел проявить свои таланты в области живописи. Однажды его попросили расписать деревянный щит. Юный художник решил изобразить на нем голову Медузы Горгоны. Он натаскал в подвал всевозможных тварей — ящериц, пиявок, гусениц, змей, кузнечиков, летучих мышей — и, глядя на них, придумал образ мерзейшего чудовища, выползающего из мрачной пещеры. Леонардо работал настолько увлеченно, что не замечал зловония, распространявшегося от мертвых животных. Зато результат оказался настолько эффектным, что испугал даже его отца. «Работа получилась такой, как я хотел. Теперь унеси ее. Она производит впечатление», — только и сказал юноша.

Не удивительно, что, перебравшись во Флоренцию, Пьеро решил отдать своего отпрыска в мастерскую одного из самых знаменитых итальянских художников — Андреа Верроккьо. Помимо живописи, Верроккьо занимался скульптурой, поэтому в его картинах всегда присутствует некое «скульптурное» начало — четкий рисунок и точная моделировка форм. В отличие от большинства флорентийских художников, отдающих предпочтение выразительности линии, стремительности движения и духовной наполненности своих произведений, Верроккьо интересовала главным образом верность натуре, а не отвлеченный спиритуализм. Его живописная манера во многом повлияла на формирование стиля Леонардо, объединившего в своем творчестве это стремление к жизненной правде с поразительной эмоциональностью.

Верроккьо принял ученика в свой дом и полюбил как сына. Пожалуй, в этом выразился еще один талант Леонардо — внушать симпатию всем, с кем ему приходилось общаться. Джорджо Вазари свидетельствует в «Жизнеописаниях…», что Леонардо поражал своих современников не только разнообразием способностей, но изяществом манер, пленительной внешностью, чарующим голосом, огромной физической силой, кроме того, «никто не мог сравниться с совершенством его находчивости, доброты, любезности и обаятельности».

В 1470 г. Верроккьо принялся за картину «Крещение Христа», в которой доверил написать одного из ангелов своему гениальному подмастерью (1). Даже неискушенному зрителю не составит труда угадать, какой именно ангел создан Леонардо, настолько он отличается от прочих фигур. По легенде, Верроккьо, осознав, насколько превзошел его ученик, с тех пор отказался от живописи и полностью посвятил себя скульптуре. Леонардо же вступил в цех Святого Луки и начал работать самостоятельно.

(1)

От этого, раннего, периода его творчества до нас дошло крайне мало произведений, хотя литературные источники рассказывают о многочисленных картинах, написанных в ту пору. Среди достоверно принадлежащих кисти Леонардо — «Благовещение» (2) (ныне в галерее Уффици). Исследователи указывают на характерный пейзажный мотив на заднем плане (очертания далеких скал, окутанные дымкой) и рисунок складок плаща Мадонны, напоминающий одежду ангела из «Крещения». Но отдельные нюансы — отсутствие духовного единства между героями, не слишком убедительное сочетание фигур и пейзажа, манерные жесты Мадонны — заставляют предположить, что перед нами результат коллективной работы учеников мастерской Верроккьо.

(2)

Вазари упоминает о мадоннах с младенцем, созданных Леонардо в 70-е годы. Действительно, сохранилось значительное количество набросков, посвященных этой теме, но, увы, живописные ее воплощения до нас почти не дошли, разве что эрмитажные «Мадонна Литта» (3) и «Мадонна Бенуа». К раннему периоду творчества Леонардо относится также портрет Джиневры де Бенчи (4; оборотная сторона портрета 4 а), написанный в честь ее бракосочетания. Но, несмотря на это радостное, казалось бы, событие, героиня выглядит печальной и замкнутой. Картина написана в сумеречных тонах, лицо Джиневры белой маской выделяется на темном фоне можжевелового куста (можжевельник по-итальянски ginepro). Задний фон погружен в туман — здесь Леонардо впервые использует прием «сфумато», который станет впоследствии его «визитной карточкой». Картина обрезана внизу, вероятно, в первоначальном виде изображение включало руки модели — в таком же положении, как у знаменитой Джоконды.

(3)

(4)

(4,а)

 

Несмотря на неоспоримую художественную ценность, портрет Джиневры де Бенчи является скорее переходным произведением, тогда как в последующих работах Леонардо уже окончательно проявились признаки классического стиля, характеризующие начало нового периода — Высокого Возрождения. Оно знаменуется появлением «Святого Иеронима» (5) и «Поклонения волхвов».

(5)

 

ЖИВОПИСЕЦ, МУЗЫКАНТ, СКУЛЬПТОР,
ФОРТИФИКАТОР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПОЭТ...

«Святой Иероним» сохранился в стадии подмалевка, лучше всего проработаны голова и тело подвижника на фоне темной пещеры. Изображенный на первом плане лев выглядит просто светлым силуэтом, а вдалеке вырисовываются очертания церковного фасада. Фигура Иеронима уверенно развернута в пространстве, несмотря на довольно сложную позу. Даже в незавершенном виде картина несет в себе потрясающий эмоциональный заряд. Почему же Леонардо не закончил ее? Не исключено, что однофигурная композиция показалась ему слишком простой для воплощения, и он просто потерял к ней интерес.

Не больше «повезло» и «Поклонению волхвов», также не продвинувшемуся дальше подмалевка, но опять-таки это не мешает оценить всю глубину замысла Леонардо. Художник разворачивает перед нами грандиозную картину, в которую включено все человечество, охваченное религиозным порывом. Мария спокойно и величественно сидит среди поклоняющейся толпы, безраздельно господствуя над нею и притягивая к себе взгляды зрителей. Чтобы достичь этого, Леонардо изобразил фигуру Богоматери фронтально и оставил вокруг нее пустое пространство. Но какое разнообразие поз и жестов мы наблюдаем вокруг! В то же время композиция, столь богатая движением, при ближайшем рассмотрении оказывается удивительным образом вписана в жесткую геометрическую схему.

Однако и к этой своей работе художник вскоре охладел. К тому же ему все больше хотелось покинуть Флоренцию, где ему никак не удавалось найти достойного применения своим талантам. Странно, но «хозяин» города, Лоренцо Медичи, тонкий ценитель искусства, не заметил гениальности Леонардо. Видимо, это объясняется привязанностью Великолепного к более изящному линеарному стилю художников, близких кружку неоплатоников, — Боттичелли, Поллайоло, Пьеро ди Козимо…

Леонардо написал письмо герцогу Сфорца, Лодовико Моро, недавно узурпировавшему власть в Милане. Этот жестокий тиран оказывал щедрое покровительство творческим людям. За несколько лет Милан стал одним из ярчайших центров культурной жизни Италии. Впрочем, Леонардо предложил свои услуги в качестве инженера-фортификатора и изготовителя боевых снарядов, а отнюдь не живописца. Получив согласие, он явился при дворе Моро, где сразу же поразил всех своими импровизациями на лютне, изготовленной из конского черепа, оправленного серебром. И в дальнейшем герцог Сфорца использовал таланты Леонардо лишь применительно к дворцовым развлечениям — ему приходилось петь, играть на лютне, развлекать публику декламацией баллад и «пророчеств» собственного сочинения, устраивать праздники. Единственным серьезным заказом Моро стала конная статуя Франческо Сфорца, родоначальника династии герцогов. Целых шестнадцать лет Леонардо то с большим, то с меньшим увлечением работал над «Конем».

Предварительная модель памятника, выставленная на обозрение, сделала имя да Винчи знаменитым, но денег на отливку монумента уже не нашлось. Много времени отнимали научные изыскания и изобретения — Леонардо придумал множество вариантов военных машин, разработал проект создания нового города, вел наблюдения за природой, занимался анатомией и математикой, но все его идеи так и остались неосуществленными. Зато для Леонардо-живописца этот период оказался весьма продуктивным. Так, в 1483 г. он написал прекрасный алтарный образ «Мадонна в скалах» для церкви Сан-Франческо (первое полностью законченное известное нам произведение Леонардо), а сразу же по окончании этой работы принялся за написание «Тайной вечери» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, ставшей настоящим «евангелием классического искусства». К тому же времени относятся великолепно выполненные «Портрет музыканта» (6) и «Дама с горностаем».

(6)

САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ КАРТИНА В ИСТОРИИ

Лодовико Моро так и не удалось удержать власть в своих руках, в 1499 г. его свергли, и Леонардо после шестнадцати лет пребывания в Милане решился покинуть город. Имя его уже давно гремело по всей Италии. Столь знаменитого мастера были готовы принять с распростертыми объятиями и венецианцы, и мантуанская властительница Изабелла д’Эсте, но Леонардо предпочел вернуться в родную Флоренцию. Здесь начинается третий период его деятельности, период абсолютной технической зрелости. Масштабы фигур увеличились, контрасты светотени стали более резкими, границы форм почти окончательно растворились в неуловимом сфумато.

К вернувшемуся художнику флорентийцы отнеслись с почтением, заказы не заставили себя долго ждать. Почти сразу же монахи из монастыря Сантиссима-Аннунциата обратились к Леонардо с просьбой создать алтарный образ Мадонны с младенцем и святой Анной. Предварительный картон, выставленный в церкви, вызвал настоящее паломничество, вся Флоренция спешила взглянуть на «чудо». Но работа над картиной затянулась, тем более что Леонардо представился случай наконец-то продемонстрировать свои способности военного инженера. Именно с этой целью его пригласил Чезаре Борджиа.

Может показаться странным, что такой мягкий и добрый, по отзывам очевидцев, человек, как Леонардо, не раздумывая, отправился на службу к одному из самых кровожадных итальянских тиранов. Видимо, он просто был целиком погружен в свое искусство, не обращая внимания на окружение. Когда же фортификационные изыскания ему наскучили (или «работодатель» все-таки начал вызывать отвращение?), мастер вернулся во Флоренцию и продолжил труды над блестяще начатой картиной.

На сей раз Леонардо решал задачу объединения нескольких тел в единое целое, и, разумеется, ему удалось найти оригинальный ответ. Мария сидит на коленях своей матери, склоняясь к Христу, играющему с ягненком. Сложные повороты и контрапосты, текучие движения вписаны в четкую пирамидальную композицию. И снова, добившись ожидаемого результата, Леонардо охладел к работе, так что заканчивать ее пришлось ученикам.

Вторым значительным произведением флорентийского периода стала «Мона Лиза» («Джоконда») — пожалуй, самая знаменитая картина во всей истории мирового искусства. Одновременно Леонардо занимается самыми разными делами: осушает болота в окрестностях Флоренции, изобретает стенобитные орудия, придумывает летательные аппараты, анатомирует животных и людей, занимается геологией и ботаникой.

ПРОРОЧЕСТВО ПАПЫ ЛЬВА Х

В 1503 г. флорентийская Синьория пригласила да Винчи принять участие в оформлении стен палаццо Веккьо сценами из героического прошлого Флоренции. К работе был привлечен и молодой, но уже известный мастер — Микеланджело, не слишком дружелюбно настроенный по отношению к знаменитому коллеге. Конечно, и речи не могло быть о каком-либо официальном соревновании между художниками, но, без сомнения, некоторые элементы состязательности в работе все же присутствовали.

Леонардо выбрал сюжетом «Битву при Ангиари». Мы можем составить представление о фреске только по позднему картону Рубенса — видимо, это было невероятно насыщенное по динамике произведение, изображающее момент борьбы за знамя, где люди представлены в пылу сражения, в каком-то животном бешенстве. К сожалению, Леонардо снова слишком увлекся экспериментами с техникой, которые очень испортили картину. Разочарованный художник испросил у Синьории отпуск и отправился в Милан, тем более что его желал видеть Шарль д’Амбуаз, управляющий Миланом от имени Людовика XII Французского.

Поводом к поездке стал заказ на конную статую фельдмаршала Тривульцио, победителя Лодовико Моро, — заказ, который никогда не был осуществлен. Никаких других заданий Леонардо не поступало, к нему относились с огромным уважением, хорошо платили и предоставляли полную свободу действий. Почти все свое время мастер отдавал научным изысканиям, за кисть брался не часто и порой передоверял работу ученикам, как в случае с лондонским вариантом «Мадонны в скалах». Но, видимо, вольготная жизнь показалась ему слишком скучной, поэтому в 1513 г. Леонардо в поисках интересной работы отправился в Рим.

Надеждам его не суждено было осуществиться. Однажды папа Лев X заказал мэтру маленькую картинку с изображением Христа. Леонардо сразу же принялся придумывать специальный лак для задуманной картины, что заставило папу вскричать: «Этот человек никогда ничего не закончит! Он думает о конце прежде, чем начнет!» Стоит ли говорить, что слова Льва Х оказались пророческими? От римского периода сохранился знаменитый автопортрет Леонардо — величественного старца с длинной бородой, широким, изборожденным морщинами лбом и пристальным взглядом.

Здесь же, в Риме, была написана последняя картина великого художника — «Иоанн Креститель» (7), одна из самых странных и необычных, представляющая библейского воителя за веру женоподобным молодым человеком с двусмысленной улыбкой и указывающим вверх перстом. Что автор хотел сказать своей работой, до сих пор остается загадкой.

(7)

В 1516 г. Леонардо вернулся в Милан, чтобы принять участие в торжественной встрече нового короля Франциска I, который сразу же попал под обаяние личности мастера и пригласил его отправиться вместе во Францию. Леонардо было присвоено звание «Первый художник, инженер и архитектор Короля». Франциск не требовал новых шедевров, ему было достаточно довольствоваться обществом великого мудреца. Последние месяцы жизни Леонардо провел в замке Клу, близ Амбуаза, окруженный почетом и уважением.

Через тридцать лет после смерти Леонардо Вазари так отозвался о нем: «Величайшие достоинства… чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант — были таковы, что к чему бы этот человек ни обращался, любое его действие было божественно».