Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Мадонна в скалах

МАДОННА В СКАЛАХ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
МАДОННА В СКАЛАХ
1483–1486. Лувр, Париж

 

Картина была написана на переломном этапе деятельности Леонардо, когда он только что перебрался в Милан. Для нас она важна прежде всего тем, что это первое абсолютно достоверно его произведение и к тому же полностью законченное. Ученые рассматривают «Мадонну в скалах» как связующее звено Раннего и Высокого Возрождения.

Заказчики хотели, чтобы Леонардо написал композицию с большим количеством фигур, но он предпочел ограничиться четырьмя. В мягком полусумраке пещеры с небольшими просветами на далекий, окутанный дымкой пейзаж разворачивается загадочное действо, наполненное сложной жестикуляцией. Леонардо снова использует пирамидальную композицию, так удачно найденную в «Поклонении волхвов». Центром картины, без сомнения, является Мадонна – одну руку она простирает над своим Сыном, как бы стараясь благословить и уберечь его, а второй обнимает маленького Иоанна Крестителя, преклонившего колено перед Христом. Нежный пленительный ангел смотрит с картины на зрителя, указывая пальцем на Иоанна. Благословение, защита, поклонение – такой разнообразной игры рук итальянское искусство еще не знало!

Эскиз головы ангела

Эскиз головы ангела

 

В этой небольшой картине Леонардо удается объединить мир мистический и реальный. Базальтовые глыбы, растущие среди них фиалки, ирисы, анемоны выписаны настолько подробно, как будто бы их зарисовывал самый дотошный геолог и ботаник. Однако многие исследователи замечают, что эта самая обычная пещера напоминает материнскую утробу, символизируя, таким образом, начало новой жизни. Мальчик же Иоанн, которого Мадонна так бережно укрывает полой своего плаща, олицетворяет все человечество.

Все фигуры представляются неразрывно слитыми в пространстве при помощи светотени, знаменитого сфумато. В своих более поздних записях Леонардо замечал: «Моделировка есть душа живописи», и «Мадонна в скалах» блестящим образом демонстрирует этот постулат. Мало того, отныне светотень создает не только форму, но и окружающее пространство. Контуры растворяются в неуловимом мягком сфумато, превращающем реальный мир в мистический. Солнечная живопись Кватроченто сменилась сумерками, наполненными игрой рефлексов.

Мадонна в скалах

Мадонна в скалах
(Мадонна с младенцем, св. Иоанном и ангелом)

1508. Национальная галерея, Лондон

 

«Мадонна в скалах» интересна еще и тем, что существует в двух вариантах, хранящихся теперь в Лувре и Лондонской национальной галерее. Долгое время ученые пытались решить, какой из них оригинал, а какой – копия. Луврская картина выглядит более архаичной по манере написания, но в то же время более одухотворенной и глубокой. В лондонском варианте персонажи выглядят старше, рисунок мягче, а колорит менее пестрый, все это несомненные признаки сформировавшегося классического стиля. Однако нельзя не обратить внимание на некоторую вялость форм и отсутствие того духовного единства, которое так поражает в луврской картине. На основании этих наблюдений был сделан вывод, что оба произведения, бесспорно, принадлежат кисти Леонардо, но «Мадонна» из Лувра была написана в самом начале пребывания художника в Милане, тогда как лондонский вариант появился во время его второго приезда. Первую картину выкупил Франциск I, и недовольные заказчики обратились к Леонардо с требованием написать для них новую. Художнику пришлось согласиться, но большую часть работы он все же передоверил своим ученикам.