Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Дама с горностаем

ДАМА С ГОРНОСТАЕМ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ДАМА С ГОРНОСТАЕМ
1483–1490. Музей Чарторыйских, Краков

 

При дворе Лодовико Моро Леонардо не пришлось демонстрировать свои таланты градостроителя и художника. Гораздо больше, чем живописные произведения, могущественного герцога интересовали праздники и спектакли, так что большую часть времени мастеру приходилось развлекать придворных, устраивая дворцовые увеселения. Но именно при миланском дворе появилась знаменитая картина «Дама с горностаем» — портрет возлюбленной герцога Сфорца Цецилии Галлерани.

Судя по отзывам современников, дама эта была незаурядная, объединявшая в себе красоту и ум (качества, как говорят, редко совместимые в женщинах), эрудированная, остроумная, свободно владеющая латинским языком. Ее окружали лучшие люди Милана — поэты и музыканты, политики и военные, архитекторы и живописцы. Новеллист Банделло называл Цецилию «великим светочем итальянской речи» и «современной Сафо» — да, она еще сочиняла стихи. И что немаловажно, при всех своих достоинствах и талантах, обладая высоким положением, прекрасная Цецилия сохраняла приветливый и скромный нрав. Может, именно это позволило ей сохранить свой статус при дворе даже после того, как герцог женился и охладел к былой фаворитке.

Портрет придворной дамы, прозванной «красавица Ферроньер». 1490–1495. Лувр, Париж

Портрет придворной дамы, прозванной «красавица Ферроньер».
1490–1495. Лувр, Париж

 

На портрете Леонардо изображена еще совсем юная девушка, с мягкими и нежными чертами, со скромной гладкой прической. Взгляд ее мечтательных глаз задумчив и устремлен куда-то вдаль. Близость острой хищной мордочки зверька к этому чистому лицу вызывает смутную тревогу и беспокойство. Горностай в данном случае выбран не случайно. С древнейших времен он считался символом чистоты и непорочности — по легенде, этот зверь предпочтет умереть, чем запачкаться, убегая от охотника через грязь. К тому же в эпоху Возрождения весьма любили играть символами и словами. Так, «горностай» — звучит по-гречески как «гале», что соотносится с фамилией Галлерани. С другой стороны, горностай являлся частью символа Лодовико Сфорца (вспомним о романтических отношениях, связывавших герцога с героиней портрета).

К сожалению, портрет дошел до нас в несколько измененном виде. Рентгенографическое исследование показало, что изначально голову девушки украшала прозрачная вуаль, изменено положение пальцев на руках, а справа вверху была дверь. Сохранились сведения, что Леонардо сотрудничал с миланским художником Амброджо ди Предисом, который, видимо, и внес эти поправки в картину. Именно поэтому лицо дамы довольно резко контрастирует с темным фоном и отсутствует даже намек на знаменитое леонардовское сфумато, что дало основания усомниться в принадлежности этого портрета кисти Леонардо. Однако тонкая моделировка лица, удивительная живость деталей, смелость ракурсов вряд ли могли быть созданы в ту эпоху кем-либо, кроме этого гения Возрождения.

Портрет Изабеллы д'Эсте. Ок. 1499. Лувр, Париж

Портрет Изабеллы д'Эсте. Ок. 1499. Лувр, Париж

 

Кстати сказать, через много лет после создания портрета мантуанская герцогиня Изабелла д’Эсте обратится к Цецилии с просьбой прислать ей эту работу. Разумеется, Цецилия не смогла отказать, но сопроводила портрет письмом, в котором сетовала, что между живописным образом и оригиналом не осталось более сходства. Нам не дано узнать, как время изменило черты Цецилии, но для нас она навсегда останется такой же молодой и прекрасной, какой изобразил ее великий Леонардо.