|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Рисунки ЛеонардоОсобое место в творчестве Леонардо да Винчи занимают рисунки. С молодых лет он завел привычку носить с собой книжку для эскизов, в которую заносил любопытные типажи, замеченные на улицах города. В незаконченном «Трактате о живописи» он советовал начинающим художникам всегда делать такие зарисовки и ни в коем случае не уничтожать их, ведь «существует столько форм и действий, что память неспособна их удержать». Именно по этой причине до нас дошло так много набросков Леонардо — он старался ничего не выбрасывать. Мужская голова в профиль с
обозначением пропорций,
Среди них огромное количество эскизов к живописным произведениям, позволяющих проследить, как разрабатывалась та или иная тема, натурные зарисовки растений и животных, проекты всевозможных механизмов и изобретений. Отдельную «главу» составляют анатомические рисунки (многие из них до сих пор публикуются в учебниках). Почти все изображения сопровождаются надписями, которые непосвященному зрителю прочитать довольно сложно, — мало того что Леонардо писал справа налево (говорят, он был левшой), да еще и в зеркальном отражении. В большинстве случаев рисунки делались сангиной (в этой технике никто прежде не работал) или серебряным карандашом на тонированной разноцветной бумаге. Мало кто мог сравниться с Леонардо в способности создавать трехмерный мир буквально простым утолщением или утоньшением линии. Эскизы поражают легкостью и свободой, что не всегда сохранялось в живописных произведениях. Пейзаж Арно («Тосканский пейзаж»). 1473. Галерея Уффици, Флоренция
Самый первый датированный рисунок относится к 1473 г., это «Тосканский пейзаж», первый пример чистого натурного пейзажа. Ученым даже удалось найти изображенное Леонардо место в долине реки Арно. Второй набросок был сделан в 1479 г., после знаменитого заговора Пацци, планировавших свергнуть власть Медичи. Попытка не удалась, а заговорщики были казнены. Одного повешенного Леонардо зарисовал с протокольной точностью, отметив на полях даже цвет одежды и материю. Подобная четкость и наблюдательность станут основными характерными чертами рисунков великого флорентийца. В наше время ученые обнаруживают в них такие детали, которые человеческий глаз может выявить только при просмотре замедленной съемки! Портрет казненного Бернардо ди
Бандино Барончелли.
Иногда художник развлекался созданием зашифрованных рисунков — на одном из самых известных изображено затянутое тучами небо, с неба падает дождь из музыкальных инструментов, клещей, граблей, очков, щипцов и прочих столь же непонятных предметов. Сверху зеркальным письмом написано: «На этой стороне Адам, на той — Ева». Эскизы головы и волос Леды.
Эскиз Мадонны и младенца с кошкой.
В поздний период Леонардо обратился к мифологической теме, и в его набросках появилось множество вариаций на тему «Леда и лебедь». Четкая штриховка, характерная для большинства графических произведений, сочетается здесь с закругленными линиями, подчеркивающими сложные движения и повороты Леды. К последним годам жизни Леонардо относится серия из десяти листов, представляющих Всемирный потоп — ужасающую картину разрушения мира. На первых рисунках цикла мы видим ливень, сметающий все на своем пути, но последние листы уже почти беспредметны, в этом смысле Леонардо можно назвать первым абстракционистом. Эскиз коленопреклоненной Леды с
лебедем. |