Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Рисунки Леонардо

Особое место в творчестве Леонардо да Винчи занимают рисунки. С молодых лет он завел привычку носить с собой книжку для эскизов, в которую заносил любопытные типажи, замеченные на улицах города. В незаконченном «Трактате о живописи» он советовал начинающим художникам всегда делать такие зарисовки и ни в коем случае не уничтожать их, ведь «существует столько форм и действий, что память неспособна их удержать». Именно по этой причине до нас дошло так много набросков Леонардо — он старался ничего не выбрасывать.

Мужская голова в профиль с обозначением пропорций, наброски двух всадников Ок. 1490 и 1504. Галерея Академии, Венеция

Мужская голова в профиль с обозначением пропорций,
наброски двух всадников
Ок. 1490 и 1504. Галерея Академии, Венеция

 

Среди них огромное количество эскизов к живописным произведениям, позволяющих проследить, как разрабатывалась та или иная тема, натурные зарисовки растений и животных, проекты всевозможных механизмов и изобретений. Отдельную «главу» составляют анатомические рисунки (многие из них до сих пор публикуются в учебниках). Почти все изображения сопровождаются надписями, которые непосвященному зрителю прочитать довольно сложно, — мало того что Леонардо писал справа налево (говорят, он был левшой), да еще и в зеркальном отражении. В большинстве случаев рисунки делались сангиной (в этой технике никто прежде не работал) или серебряным карандашом на тонированной разноцветной бумаге. Мало кто мог сравниться с Леонардо в способности создавать трехмерный мир буквально простым утолщением или утоньшением линии. Эскизы поражают легкостью и свободой, что не всегда сохранялось в живописных произведениях.

Пейзаж Арно («Тосканский пейзаж»). 1473. Галерея Уффици, Флоренция

Пейзаж Арно («Тосканский пейзаж»). 1473. Галерея Уффици, Флоренция

 

Самый первый датированный рисунок относится к 1473 г., это «Тосканский пейзаж», первый пример чистого натурного пейзажа. Ученым даже удалось найти изображенное Леонардо место в долине реки Арно. Второй набросок был сделан в 1479 г., после знаменитого заговора Пацци, планировавших свергнуть власть Медичи. Попытка не удалась, а заговорщики были казнены. Одного повешенного Леонардо зарисовал с протокольной точностью, отметив на полях даже цвет одежды и материю. Подобная четкость и наблюдательность станут основными характерными чертами рисунков великого флорентийца. В наше время ученые обнаруживают в них такие детали, которые человеческий глаз может выявить только при просмотре замедленной съемки!

Портрет казненного Бернардо ди Бандино Барончелли. 1479. Музей Бонна, Байона

Портрет казненного Бернардо ди Бандино Барончелли.
1479. Музей Бонна, Байона

 

Иногда художник развлекался созданием зашифрованных рисунков — на одном из самых известных изображено затянутое тучами небо, с неба падает дождь из музыкальных инструментов, клещей, граблей, очков, щипцов и прочих столь же непонятных предметов. Сверху зеркальным письмом написано: «На этой стороне Адам, на той — Ева».

Эскизы головы и волос Леды. Королевская библиотека Виндзорского замка

Эскизы головы и волос Леды.
Королевская библиотека Виндзорского замка

 

Эскиз Мадонны и младенца с кошкой. 1478. Британский музей, Лондон

Эскиз Мадонны и младенца с кошкой.
1478. Британский музей, Лондон

 

В поздний период Леонардо обратился к мифологической теме, и в его набросках появилось множество вариаций на тему «Леда и лебедь». Четкая штриховка, характерная для большинства графических произведений, сочетается здесь с закругленными линиями, подчеркивающими сложные движения и повороты Леды. К последним годам жизни Леонардо относится серия из десяти листов, представляющих Всемирный потоп — ужасающую картину разрушения мира. На первых рисунках цикла мы видим ливень, сметающий все на своем пути, но последние листы уже почти беспредметны, в этом смысле Леонардо можно назвать первым абстракционистом.

Эскиз коленопреклоненной Леды с лебедем. 1503–1507. Музей Бойманса – ван Бейнингена, Роттердам

Эскиз коленопреклоненной Леды с лебедем.
1503–1507. Музей Бойманса – ван Бейнингена, Роттердам