БЫТОВОЙ ЖАНР
Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Уильям Хогарт.
Вскоре после женитьбы
УИЛЬЯМ ХОГАРТ
ВСКОРЕ ПОСЛЕ ЖЕНИТЬБЫ (ИЗ СЕРИИ «МОДНЫЙ БРАК»)
1744. Национальная галерея, Лондон
Среди
произведений Хогарта самой большой известностью
пользовалась серия «Модный брак». В шести
композициях художник рассказал историю женитьбы
сына обедневшего аристократа на богатой
купеческой дочке.
Уильям Хогарт. Брачный контракт. 1744.
Национальная галерея, Лондон
Первая картина представляла сцену
подписания брачного контракта родителями
молодых. Молодые вполне равнодушны друг к другу;
по тому, как любезен с невестой адвокат и с каким
вниманием она его слушает, можно заключить о
начале отношений между ними. Следующая картина —
«Вскоре после женитьбы» — рисует утро
новобрачных после бурно проведенной ночи: женой
— за карточным столом, мужем — в публичном доме.
Уильям Хогарт. Автопортрет у
мольберта. 1740-е.Частная коллекция
В богатом доме аристократа, украшенном
художественной коллекцией, царит беспорядок.
Никто из супругов не хочет заниматься счетами,
которые принес управляющий, и он спешит скрыться,
чтобы не попасть под горячую руку невыспавшихся
господ. Картина над камином, изображающая амура
среди руин, недвусмысленно говорит о крахе
семейной жизни. Далее виконт, заразившись в своих
похождениях дурной болезнью, приходит к врачу
вместе со своей малолетней подружкой («Посещение
доктора»). Жена, все более сближаясь с адвокатом,
позволяет увлечь себя на маскарад («Туалет
графини»). Виконт, следуя за ними, раскрывает их
тайное свидание; смертельно ранив виконта,
адвокат пытается скрыться («В доме свиданий»).
Однако пойманный полицией, он кончает жизнь на
виселице. Узнав об этом (из газетного листка,
лежащего на полу), графиня принимает яд — ее
смерть в родительском доме завершает историю
(«Смерть графини»).
Хогарт наполнил картины эмблемами,
символами, надписями, «говорящими деталями»,
позволявшими подробно рассказать историю.