БЫТОВОЙ ЖАНР
Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Судьба жанра в ХХ веке
Жанровая
живопись имела реалистическую форму воплощения,
и возникновение разных направлений модернизма,
вплоть до абстракции, в начале ХХ века сделало ее
существование весьма проблематичным. Из главных
центров модернизма реализм был изгнан.
Губительно сказалось на жанре
усовершенствование и широкое распространение
фотографии как раз в начале столетия. Объектив
фотографа быстрее и точнее фиксирует поток жизни
и делает это ежедневно в репортажной съемке.
Художественная фотография позволяет выстроить
композицию и передать ее точнее, чем это сделает
кисть. Кстати, живописцы второй половины XIX в.
оценили преимущества фотосъемки и использовали
фотографии вместо рисунков — этюдов в
подготовительном процессе.
Что же остается в этой ситуации
художнику? Сосредоточиться на чисто
пластических вопросах искусства, или искать
выражение своего философского представления о
мире и человеке, или же создать в искусстве свой
собственный мир. Не случайно одно из направлений
искусства ХХ столетия, использовавшее будничные
сюжеты и ситуации, — это фотореализм, или
гиперреализм, то есть живопись, сознательно
имитирующая своими средствами эффект
фотографии.
Для изображения современного мира
художники почти никогда не выбирали
повседневных сюжетов. Напротив, чтобы отобразить
обезличенность форм существования жителя
большого города, выбирали концепции, не
требующие полного и подробного воплощения
реальности — в этом значении ассоциативно ее мог
заменить предмет.
Эдвард Хоппер. На солнце. 1960.
Смитсоновский институт, Вашингтон
Лишь немногие мастера мирового
искусства сохраняли приверженность
фигуративной живописи и интерес к повседневной
жизни (Фернан Леже во Франции, Ренато Гуттузо в
Италии, Уинслоу Хомер, Эдвард Хоппер в Америке).
Социалистический реализм
Искусство социалистического реализма,
существование которого стало возможно только по
идеологическим причинам, представляет
уникальное явление в панораме художественного
развития ХХ века. Поскольку искусство в СССР было
призвано служить народу, ему предписывалось быть
народу понятным, соответственно реалистическим
по форме (предпочтителен реализм
передвижнического толка) и идейно выдержанным,
социалистическим по содержанию.
В советском искусстве бытовой жанр
получил большое развитие, так как должен был
отразить труд и новый быт советских людей. С
первых лет советской власти художники
(Б.М.Кустодиев, И.А.Владимиров) стремились
запечатлеть перемены, внесенные революцией в
жизнь страны. В 1920-е гг. объединение АХРР
(Ассоциация художников революционной России:
Е.М.Чепцов, Г.Г.Ряжский, А.В.Моравов, Б.В.Иогансон)
устроило ряд выставок, посвященных советскому
быту. В творчестве А.А.Дейнеки и Ю.И.Пименова,
входивших в объединение ОСТ, стал определяться
характерный для них энергичный строй картин,
посвященных строительству, индустриальному
труду, спорту. В 1930-е гг. живописцы С.В.Герасимов,
А.А.Пластов запечатлели разные стороны
городского и колхозного быта. В советском
бытовом жанре отразились и трудная фронтовая и
тыловая жизнь военных лет (картины
Ю.М.Непринцева, Б.М.Неменского, А.И.Лактионова,
графика А.Ф.Пахомова, Л.В.Сойфертиса), и энтузиазм
коллективного труда, и типичные черты бытового
уклада в послевоенные годы (картины
Т.Н.Яблонской, С.А.Чуйкова, Ф.П.Решетникова).
Со второй половины 1950-х гг. мастера
советского бытового жанра стремились расширить
круг наблюдений над современной жизнью и
выработать новые художественные приемы для их
воплощения (Г.М. Коржев, В.И.Иванов, Е.Е.Моисеенко,
Ю.П.Кугач, Т.Т.Салахов, Э.К.Илтнер, И.А.Заринь,
И.Н.Клычев, граверы Г.Ф.Захаров, В.М.Юркунас,
В.В.Толли). Художники 1970–1980-х (Н.Нестерова,
Т.Нечитайло, О.Булгакова, В.Ситников, В.Калинин,
В.Кандауров) стремились представить
повседневную жизнь более богатой и сложной,
насыщенной большими мыслями и переживаниями,
неустанно расширяя возможности художественных
средств выражения за счет метафор, совмещения
разновременных и пространственных пластов,
трансформируя реальность в театрализованную
фантазию.