Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

БЫТОВОЙ ЖАНР

 

Ирина ПОЛЯКОВА,
научный сотрудник ЦНХО, учитель ИЗО
Детские работы выполнены учащимися
школы № 328 г. Москвы

 

Поэзия повседневности ИЗО
в школе

Бытовой жанр вызывает большой интерес у ребят уже в начальной школе. Можно работать с бытовыми темами в 5–6-х классах, но подробно этот жанр изучается в 7-м классе, где ему посвящена целая четверть «Поэзия повседневности» в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского.

Каждый учитель знает, что бытовой жанр отражает повседневную, частную и общественную жизнь (обычно современную художнику). Ведущую роль в бытовом жанре играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В процессе развития бытового жанра определились присущие ему возможности — от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни. Изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает возможность представить жизнь разных народов. Рассматривая и анализируя работы мастеров бытового жанра (П. Брейгеля, Д. Веласкеса, Я. Вермера, У. Хогарта, П.А. Федотова, В.Г. Перова, Б.М. Кустодиева, А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова), учащиеся постепенно приходят к выводу, что при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Уроки, посвященные изображению быта, всегда сложны. С одной стороны, для грамотного воплощения замысла требуется определенное изобразительное мастерство, владение художественными материалами (что само по себе немаловажно), с другой стороны, ребенка привлекает возможность выразить свои переживания и чувства — именно для этого он и выбирает бытовые сюжеты. Весь процесс обучения в школе не располагает ребенка к обращению к самому себе, к исследованию самого себя. Изучаются объективные законы устройства мира, строение человека, а разобраться в самом себе как личности считается второстепенной задачей. Именно для разрешения таких противоречий должны использоваться уроки изобразительного искусства. О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым и любимым.

Совмещая личный жизненный опыт человека с жизненным опытом других людей, искусство становится средством познания не только мира, но и самого себя. «Искусство оттачивает наши чувства, учит нас по-человечески воспринимать мир…» (Б.М. Неменский). Работая над историей из собственной жизни, ребенок обращается к себе, к своему опыту отношений. Понимание своего «я» происходит как осознанное переживание. Учителю необходимо помнить об этом при оценивании работ учащихся.

Предваряет тему бытовых композиций изучение фигуры человека — конструкции и пропорций. Учащиеся выполняют зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека; наброски с натуры одетой фигуры человека, наброски форм и складок одежды. Учитель сам выбирает учебные задачи, соотнося их с возрастом ребенка, с уровнем подготовки класса. Например, если у ребят нет желания делать наброски с натуры, не спешите их заставлять. Возможно, в процессе воплощения их собственных замыслов такая необходимость появится, и они с удовольствием выполнят задание. Вывод — грамотный учитель прислушивается к потребностям учеников и строит урок гибко, вариативно, учитывая особенности возраста и класса в целом.

Следующий этап — работа над композицией. И опять могут быть разные подходы: ребенок может выполнить набросок будущей композиции на листе, а может просто рассказать учителю о том, что собирается изобразить. В процессе беседы с учителем композиция будет уточнена. Важным моментом работы является выбор художественных материалов для выполнения тематической композиции. Задуман сложный повествовательный сюжет с множеством подробностей — выбираем графические материалы: сангину, уголь, цветные карандаши, гелевые ручки. Предпочтение отдано сюжету-настроению — используем цвет: гуашь, акварель, пастель.

Изучая работы детей, посвященные бытовому жанру, можно проследить несколько тем, предпочитаемых учащимися. Самая распространенная — рассказ о реальном событии, когда-то случившемся в жизни ребенка и поразившем его своей новизной, необычностью. Например, «Первая экскурсия в музей», «Первая встреча», «Костер. На даче», «Мой первый снеговик». Эти работы редко изображают движение, люди переданы в застывших позах. Все это подчеркивает торжественность момента, необычность обстановки (1, 2). Такой неторопливый рассказ о важных (в основном религиозных) событиях, радостях и горестях жизни с добавлением ярких бытовых деталей появился у европейских художников эпохи Возрождения. В процессе урока можно показать ребятам репродукции этих мастеров.

 
(1) (2)

Следующий сюжет детских работ на тему быта — мирный уют семьи. Работы захватывают поэтическим простодушием, трогательной искренностью изображения светлых, безоблачных сторон жизни. Сюжеты «Прогулка в парке», «Мама готовит ужин», «Семейный вечер» помогают ребенку почувствовать значимость каждого момента жизни, проявить интерес к человеку и наблюдательность (3, 4). При работе над подобными сюжетами уместно показать наивные и поэтичные полотна А.Г.Венецианова. Еще вспоминается голландская жанровая живопись, которая поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением, интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К.Фабрициуса, П. де Хоха, Я.Вермера, Г.Терборха, Г. етсю). Вот и ребенок предпочитает изображать семью идеализированно, но очень нежно. Очень редко выбирают этот сюжет дети из неполной или неблагополучной семьи.

(3)

(4)

Еще один распространенный сюжет детского творчества — жизнь взрослых, которая так притягивает, кажется вечным праздником, вызывает желание подражать, – «На красной дорожке», «Shopping», «Выступление президента», «На улице» (5). Такие работы — своеобразная игра в соблазны взрослых с восторгом преклонения и насмешкой. Восторг рождается от преображения обыденности искусством, от увлечения выразительностью случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни. Интересно будет показать ребятам работы импрессионистов — Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуара, А.Тулуз-Лотрека, которые увлекались изменчивыми настроениями и состояниями, демонстрировали острую наблюдательность, иронию и одновременно уважение к своим персонажам.

(5)

Для младших школьников более характерно непосредственно-живописное восприятие бытовых сцен. Ясно прочитывается слитность людей и окружающей их природной среды (6). В работах подростков возникает сочетание обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни, социальных противоречий, конфликтов с обобщенностью, зачастую символичностью образов и ситуаций (7, 8). Смелостью и бесстрашием в изображении сложностей и противоположностей жизни отличались Ф.Гойя, О.Домье. В ХХ веке — К.Кольвиц, Д.Ривера, Р.Гуттузо. Стремление подростков к истинному символическому смыслу в работах можно поддержать, рассмотрев произведения П.Гогена, В.Э.Борисова-Мусатова, К.С.Петрова-Водкина.

(6)

(7) (8)

При работе над бытовым жанром на уроках изобразительного искусства в школе главными становятся размышления над системой ценностей, формирование эстетических вкусов и идеалов. Однако не менее важно обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, приемах и методах изображения пространства, знаниями о художественных материалах. Смысл уроков искусства в школе — в развитии внутренней культуры, а вместе с ней — богатых эмоций и чувств, в сложной духовной работе. Давайте стремиться учить детей более чуткому восприятию произведений изобразительного искусства, более тонкому пониманию человека, сопереживанию и милосердию через их собственную творческую деятельность.