БЫТОВОЙ ЖАНР
Ирина ПОЛЯКОВА,
научный сотрудник ЦНХО, учитель ИЗО
Детские работы выполнены учащимися
школы № 328 г. Москвы
Поэзия повседневности ИЗО
в школе
Бытовой жанр
вызывает большой интерес у ребят уже в начальной
школе. Можно работать с бытовыми темами в 5–6-х
классах, но подробно этот жанр изучается в 7-м
классе, где ему посвящена целая четверть «Поэзия
повседневности» в программе «Изобразительное
искусство и художественный труд» под редакцией
Б.М. Неменского.
Каждый учитель знает, что бытовой жанр
отражает повседневную, частную и общественную
жизнь (обычно современную художнику). Ведущую
роль в бытовом жанре играет бытовая (жанровая)
живопись; жанровые темы распространены также в
графике и в скульптуре, преимущественно
небольших размеров. В процессе развития бытового
жанра определились присущие ему возможности —
от достоверной фиксации увиденных в жизни
взаимоотношений и поведения людей в быту до
глубокого раскрытия внутреннего смысла и
общественно-исторического содержания явлений
повседневной жизни. Изображение бытовых занятий
присутствует в искусстве на всех этапах его
истории и создает возможность представить жизнь
разных народов. Рассматривая и анализируя работы
мастеров бытового жанра (П. Брейгеля, Д.
Веласкеса, Я. Вермера, У. Хогарта, П.А. Федотова,
В.Г. Перова, Б.М. Кустодиева, А.А. Дейнеки, Ю.И.
Пименова), учащиеся постепенно приходят к выводу,
что при изображении самых простых, обычных
действий людей художник способен раскрыть
глубину и поэзию понимания мира и себя в этом
мире.
Уроки, посвященные изображению быта,
всегда сложны. С одной стороны, для грамотного
воплощения замысла требуется определенное
изобразительное мастерство, владение
художественными материалами (что само по себе
немаловажно), с другой стороны, ребенка
привлекает возможность выразить свои
переживания и чувства — именно для этого он и
выбирает бытовые сюжеты. Весь процесс обучения в
школе не располагает ребенка к обращению к
самому себе, к исследованию самого себя.
Изучаются объективные законы устройства мира,
строение человека, а разобраться в самом себе как
личности считается второстепенной задачей.
Именно для разрешения таких противоречий должны
использоваться уроки изобразительного
искусства. О чем бы ни говорило искусство, оно
говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой
она проходит, о радости и печали, о его вере и
надежде, о его гордости и желании быть понятым и
любимым.
Совмещая личный жизненный опыт
человека с жизненным опытом других людей,
искусство становится средством познания не
только мира, но и самого себя. «Искусство
оттачивает наши чувства, учит нас по-человечески
воспринимать мир…» (Б.М. Неменский). Работая
над историей из собственной жизни, ребенок
обращается к себе, к своему опыту отношений.
Понимание своего «я» происходит как осознанное
переживание. Учителю необходимо помнить об этом
при оценивании работ учащихся.
Предваряет тему бытовых композиций
изучение фигуры человека — конструкции и
пропорций. Учащиеся выполняют зарисовки схемы
фигуры человека, схемы движения человека;
наброски с натуры одетой фигуры человека,
наброски форм и складок одежды. Учитель сам
выбирает учебные задачи, соотнося их с возрастом
ребенка, с уровнем подготовки класса. Например,
если у ребят нет желания делать наброски с
натуры, не спешите их заставлять. Возможно, в
процессе воплощения их собственных замыслов
такая необходимость появится, и они с
удовольствием выполнят задание. Вывод —
грамотный учитель прислушивается к потребностям
учеников и строит урок гибко, вариативно,
учитывая особенности возраста и класса в целом.
Следующий этап — работа над
композицией. И опять могут быть разные подходы:
ребенок может выполнить набросок будущей
композиции на листе, а может просто рассказать
учителю о том, что собирается изобразить. В
процессе беседы с учителем композиция будет
уточнена. Важным моментом работы является выбор
художественных материалов для выполнения
тематической композиции. Задуман сложный
повествовательный сюжет с множеством
подробностей — выбираем графические материалы:
сангину, уголь, цветные карандаши, гелевые ручки.
Предпочтение отдано сюжету-настроению —
используем цвет: гуашь, акварель, пастель.
Изучая работы детей, посвященные
бытовому жанру, можно проследить несколько тем,
предпочитаемых учащимися. Самая
распространенная — рассказ о реальном событии,
когда-то случившемся в жизни ребенка и
поразившем его своей новизной, необычностью.
Например, «Первая экскурсия в музей», «Первая
встреча», «Костер. На даче», «Мой первый
снеговик». Эти работы редко изображают движение,
люди переданы в застывших позах. Все это
подчеркивает торжественность момента,
необычность обстановки (1, 2). Такой
неторопливый рассказ о важных (в основном
религиозных) событиях, радостях и горестях жизни
с добавлением ярких бытовых деталей появился у
европейских художников эпохи Возрождения. В
процессе урока можно показать ребятам
репродукции этих мастеров.
|
|
(1) |
(2) |
Следующий сюжет детских работ
на тему быта — мирный уют семьи. Работы
захватывают поэтическим простодушием,
трогательной искренностью изображения светлых,
безоблачных сторон жизни. Сюжеты «Прогулка в
парке», «Мама готовит ужин», «Семейный вечер»
помогают ребенку почувствовать значимость
каждого момента жизни, проявить интерес к
человеку и наблюдательность (3, 4). При
работе над подобными сюжетами уместно показать
наивные и поэтичные полотна А.Г.Венецианова. Еще
вспоминается голландская жанровая живопись,
которая поэтизировала крестьянский или
бюргерский быт с его особым настроением,
интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван
Остаде, К.Фабрициуса, П. де Хоха, Я.Вермера,
Г.Терборха, Г. етсю). Вот и ребенок предпочитает
изображать семью идеализированно, но очень
нежно. Очень редко выбирают этот сюжет дети из
неполной или неблагополучной семьи.
(3)
(4)
Еще один распространенный сюжет
детского творчества — жизнь взрослых, которая
так притягивает, кажется вечным праздником,
вызывает желание подражать, – «На красной
дорожке», «Shopping», «Выступление президента», «На
улице» (5). Такие работы —
своеобразная игра в соблазны взрослых с
восторгом преклонения и насмешкой. Восторг
рождается от преображения обыденности
искусством, от увлечения выразительностью
случайного, фрагментарного, неожиданного
аспекта жизни. Интересно будет показать ребятам
работы импрессионистов — Э.Мане, Э.Дега,
О.Ренуара, А.Тулуз-Лотрека, которые увлекались
изменчивыми настроениями и состояниями,
демонстрировали острую наблюдательность, иронию
и одновременно уважение к своим персонажам.
(5)
Для младших школьников более
характерно непосредственно-живописное
восприятие бытовых сцен. Ясно прочитывается
слитность людей и окружающей их природной среды (6).
В работах подростков возникает сочетание
обостренно воспринятых характерных черт
будничной жизни, социальных противоречий,
конфликтов с обобщенностью, зачастую
символичностью образов и ситуаций (7, 8).
Смелостью и бесстрашием в изображении
сложностей и противоположностей жизни
отличались Ф.Гойя, О.Домье. В ХХ веке — К.Кольвиц,
Д.Ривера, Р.Гуттузо. Стремление подростков к
истинному символическому смыслу в работах можно
поддержать, рассмотрев произведения П.Гогена,
В.Э.Борисова-Мусатова, К.С.Петрова-Водкина.
(6)
|
|
(7) |
(8) |
При работе над бытовым жанром
на уроках изобразительного искусства в школе
главными становятся размышления над системой
ценностей, формирование эстетических вкусов и
идеалов. Однако не менее важно обогащать
учащихся представлениями о художественных
средствах передачи настроения человека, приемах
и методах изображения пространства, знаниями о
художественных материалах. Смысл уроков
искусства в школе — в развитии внутренней
культуры, а вместе с ней — богатых эмоций и
чувств, в сложной духовной работе. Давайте
стремиться учить детей более чуткому восприятию
произведений изобразительного искусства, более
тонкому пониманию человека, сопереживанию и
милосердию через их собственную творческую
деятельность.