Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

БЫТОВОЙ ЖАНР

 

Наталия МАРКОВА

 

Фернан Леже

Фернан Леже был одним из редких мастеров прошлого века, сохранивших верность фигуративной живописи и интерес к жанровым сюжетам. Применяя к жанровой живописи словарь выразительных средств, заимствованных из художественных движений ХХ века, он сумел в этой области оставаться современным художником.

Несмотря на то что работы Леже несут большую степень обобщения и декоративной трансформации мотива, поводом для них всегда служили жизненные впечатления. Тему строительства, занимавшую его в начале 1950-х годов, «спровоцировал» случай, о котором сам художник вспоминал: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрастом между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом».

Фернан Леже. Строители. 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Языком лаконичных, четких линий и форм художник выражает ясную, но емкую мысль — человек в его отношениях с природой и техникой. Техническая революция в ХХ веке создала новую среду обитания человека, во многом нарушив его гармонические связи с природой, и индустрия постоянно присутствует в размышлениях и произведениях многих мастеров. Однако Леже находит гармоничное сочетание природного и технического в окружении человека. Яркие, активные цвета создают в целом мажорное настроение. В конечном счете творчество Леже привило вкус к новым формам и ритмам индустриальной эпохи, эстетически осмыслило мир технических преобразований.

Три женщины. 1921. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Большой парад. 1954. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк

 

Масштабность, монументальный размах в сочетании с пластической ясностью и чувством декоративного, присущие искусству Леже, позволяют произведениям художника органично сочетаться с современной архитектурой, вписываться в ее пространства. Лучшее доказательство тому — гобелены по картинам Леже, украшающие многие современные интерьеры.


Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Le'ger, 1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, родился в семье нормандского крестьянина. Получил разностороннее художественное образование: архитектурное, дизайнерское и живописное. В юности создавал немногоцветные (почти гризайль) произведения в модной кубистической манере.

В 1914–1916 гг. Леже воевал на фронте в саперных войсках. После войны вернулся к творчеству, приближаясь в своих новых работах к абстракционизму.

В 1920 г. Леже познакомился с художником А. Озенфаном и архитектором Л. Корбюзье, создателями пуризма (от франц. pur – чистый), которые в манифесте «После кубизма» призывали к созданию простой, функциональной живописи и архитектуры.

В это время, увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в разработке и реализации многих проектов в области архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино («Механический балет», 1924), книжной графики.

В конце 1920-х гг. техницизм образов в творчестве Леже видоизменяется, смягчается, приближается к наивному искусству.

В 1930-е г. Леже создает крупные монументальные работы: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Рокфеллера в Нью-Йорке (1938).

В 1940–1945 гг. Леже жил и преподавал в США. Вернувшись после войны во Францию, вступил в коммунистическую партию. Композиции этого времени на темы труда и досуга рабочих благодаря наложению цветовых пятен на контурный рисунок напоминают витражи.

Фернан Леже мечтал увидеть свои работы на стенах домов и школ, и его мечта об общедоступном искусстве осуществилась. Одна за другой появились: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947–1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955).