|
||||
ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Александра НИКИТИНА
УРОК № 2Маски комедии дель артеТема может занять одно, два или три занятия в зависимости от того, какими резервами вы располагаете. Если рассчитываете на один урок, то сосредоточьтесь на игре № 4. Арлекин, Дзанни Корнето и синьор Панталоне. Гравюра. XVII в. Донна Лючия, синьор Панталоне и Дзанни. Гравюра. XVII в.
Проводить урок, посвященный итальянской комедии масок в классе, где парты чинно стоят рядами, непросто, ибо любая форма площадного театра требует активного движения. Будем надеяться, что дети вполне способны не только раздвинуть парты, но и взгромоздить их одну на другую, чтобы максимально увеличить пространство нашей импровизированной площади вольного города. Хорошо, если в классе есть музыкальный центр и диски с народной танцевальной музыкой эпохи Возрождения. Это поможет выполнить самое первое задание. ИГРА 1
|
Капитан. Гравюра. 1601 |
Мителли. Арлекин. XVII в. |
Ж. Калло. Дзанни, Панталоне. Начало XVII в.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ К ИГРЕ 3
Арлекин — городской слуга. Умный, хитрый, смелый, подвижный. Родом из Бергамо, самой нищей местности Италии. Говорит довольно грамотно. Как правило, выходит сухим из воды. Сватается к служанке. Помогает молодым влюбленным. Одет в белую холстину с разноцветными заплатками. Черная маска с шишечкой на лбу, нос картошкой. Этот персонаж итальянской комедии дель арте проделал сложную эволюцию. В XVI в. Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-простака, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин-простак носил костюм, покрытый разноцветными заплатами, символизирующими бедность и скупость его обладателя. В XVII в. Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-пройдохи, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина-пройдохи приняли форму правильных разноцветных треугольников, тесно прилегающих друг к другу. В XVIII в. в трактовку роли Арлекина был внесен патетический элемент, заставляющий зрителей одновременно смеяться и плакать.
М. Санд. Арлекин. Бригелла. Коломбина. Панталоне. Доктор. 1860
Бригелла — слуга, прибывший на поиски работы из деревни. До XVII в. — пружина действия. Но затем меняется ролями с Арлекином и становится простаком. Речь неграмотная. Наивен, нерасторопен, неуклюж. Правду говорит, как правило, некстати. Трусоват. Обычно бывает бит за дело и по ошибке. Носит длинную белую блузу с желтыми или зелеными нашивками, длинные белые панталоны, простые туфли и шапочки. Черная маска с шишечкой на лбу, нос картошкой.
Серветта — Арлекин в юбке, городская служанка. Умная, хитрая, смелая, подвижная. Бойкая на язык. Ее плутовские проделки удаются. Помогает молодым влюбленным. Одета в белую холстину с разноцветными заплатками.
Панталоне — купец, чаще всего венецианский. Отец семейства. Обычно грузный. Скуповатый или очень скупой. Очень важный и не слишком умный. Хворый. Всегда становился жертвой проделок Сорветты и других слуг, а также молодых влюбленных. Носит красную куртку, красные панталоны, желтые туфли с пряжками, красную шапочку, черный плащ, а также кошель с деньгами за поясом. Имеет маску землистого цвета, длинный горбатый птичий нос, седые усы и бороду.
Доктор Грациано — может быть доктором юридических наук, астрономии или астрологии, философии или медицины. Протирал штаны в Болонье, университетском центре Италии. Добавляет ко всем словам мудреные латинские окончания. Речь заумная, псевдонаучная. На самом деле шарлатан, вымогает деньги, прикрываясь псевдоучеными рассуждениями. Стар и горбат. Носит черный плащ, черные панталоны, черные чулки и туфли, черную остроконечную шляпу с широкими полями. Маска с очками и длинным носом.
Капитан Ужас — хвастливый воин. Как правило, разорившийся испанский дворянин. Носит щегольской наряд испанского покроя, дыры на котором старательно прикрыты. Хвастун, враль, напыщенный гордец, но очень труслив. В ножнах вместо шпаги носит, как правило, ее обломок. Говорит на ломаном итальянском языке, пестрящем выспренними эпитетами, метафорами, гиперболами. Обычно сватается к богатой невесте. Полумаска с длинным носом.
Первая девушка — дворянка. Остроумная, гордая, активная, смелая и решительная, но не склонная к авантюрам. Влюблена и готова преодолеть все препятствия для того, чтобы выйти замуж за любимого. Светлое платье (возможно, голубое). Без маски.
Вторая девушка — как правило, не знает о своем истинном происхождении или вынуждена по каким-то причинам скрывать его. Нежное, слабое, чувствительное существо, не способное на активные действия. Влюблена, но не борется за свое счастье, а покорно ждет, как обернется судьба. Светлое платье (возможно, розовое). Без маски.
Первый юноша — смел, активен. Как правило, не знает о своем истинном происхождении или вынужден по каким-то причинам скрывать его. Не лишен авантюрной жилки. Влюблен и активно добивается своего счастья. Хорошая неброская одежда (возможно, синяя). Без маски.
Второй юноша — дворянин. Нежен и лиричен, не уверен в себе. Стремится быть сильным и активным, но у него это не очень хорошо получается. Влюблен в девушку, но часто по самым разным причинам теряет веру в возможность счастливого брака. Хорошее платье (возможно, теплых тонов). Без маски.
Рагонда. Танцующая Коломбина.
Гравюры конца XVII в.
ИГРА 4
Сцены из комедии дель арте
Класс делится на тройки. Каждая тройка получает карточки с описанием персонажей, как и в предыдущей игре, карточки с описанием возможных действий каждого из героев и письменное задание. На подготовительную работу отводится не более 7 минут.
Задание
1. Каждая тройка должна выбрать пару основных героев, между которыми происходит столкновение. Третий — вспомогательный герой, который понадобится по ходу развития конфликта. Но главная задача третьего — быть придумщиком и постановщиком. Он помогает главным актерам выбрать основную пару героев, придумать и разыграть историю.
2. Пара персонажей выбирается таким образом, чтобы основное действие героев было направлено друг на друга и строго противоположно. Например, один избранный герой — Бригелла, и его основное действие — добыть завтрак. А другой избранный герой — Доктор, и его основное действие — съесть свой завтрак в одиночку, ни с кем не делясь. В качестве третьего им может понадобиться Дзанни, который будет, например, трактирным слугой. Вся компания должна придумать историю, в которой желания и цели каждого персонажа будут оправданны и мотивированны.
3. Когда персонажи и действия выбраны и история придумана, участники игры идут смотреть картинки, выложенные на отдельном столе. На картинках изображены персонажи комедии дель арте в характерной для них пластике. Надо обратить внимание, что пластика всех персонажей должна быть слегка утрированной, подчеркнуто выразительной, немного кукольной.
4. Каждая группа создает из своих тел скульптуру, живую неподвижную картину, с которой начнется этюд. Можно использовать в работе реквизит, элементарное костюмирование. Живую картину важно точно запомнить, чтобы воспроизвести ее, когда придет очередь играть. Этюд придется играть, импровизируя действия, а потом и текст на ходу, сообразуясь с характером и задачами персонажа. Именно так и поступали настоящие итальянские актеры. Ведь они играли одних и тех же героев пожизненно, а сюжет им часто заказывали зрители незадолго до начала представления. Важно: активно и разнообразно добиваться своей цели; сохранять главные черты характера и речи своего персонажа; держать быстрый темп в действиях и диалоге; работать ярко, слегка утрированно. Это непременно получится, если вспомнить наши наработки в области походки, лацци и речевых характеристик героев.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ К ИГРЕ 4
Арлекин хочет:
• выгнать партнера из помещения;
• выманить у партнера письмо, адресованное другому лицу;
• удрать, чтобы избежать общения;
• немедленно добыть себе еду, не имея денег;
• добиться успеха, объясняясь в любви.
Бригелла хочет:
• немедленно устроиться на работу;
• узнать у партнера, как пройти по городу к определенному дому;
• добыть себе еду, не имея денег;
• избежать наказания.
Серветта хочет:
• успокоить неумеренно страдающего партнера;
• добиться от партнера твердого обещания помочь в затеянной интриге;
• добиться того, чтобы партнер нанял на работу третье лицо;
• не впустить партнера за закрытую дверь, где находятся третьи лица;
• не отдать партнеру вещицу или бумагу, принадлежащую третьему лицу.
Панталоне хочет:
• выгнать партнера — жениха дочки;
• не заплатить за услугу или работу;
• добиться того, чтобы должник вернул деньги;
• добиться от дочки обещания выйти замуж по родительской воле;
• войти в комнату, куда мешает попасть партнер.
Доктор хочет:
• вытребовать деньги за услуги, которые уже были или еще только будут оказаны;
• разузнать побольше о человеке, нанимающемся на работу;
• направить партнера совсем не в ту сторону, в которую ему нужно;
• съесть свой завтрак, не поделившись с партнером;
• добиться важного поручения.
Капитан хочет:
• убрать партнера с дороги;
• добиться от девушки взаимности;
• добиться отсрочки платежа;
• нанять слугу бесплатно;
• добиться приглашения на обед.
Первая девушка хочет:
• добиться у отца права самой решать свою судьбу;
• спровадить немилого жениха;
• заставить орущего партнера говорить тихо;
• успокоить напуганного партнера;
• добиться от партнера признания своего превосходства.
Вторая девушка хочет:
• добиться у партнера жалости и сочувствия;
• уйти от разговора;
• убедить партнера отказаться от задуманного плана;
• выйти из помещения, несмотря на сопротивление партнера;
• добиться у партнера признания в любви.
Первый юноша хочет:
• уговорить партнера принять его план действий;
• добиться благосклонности отца возлюбленной;
• выманить у партнера секретные сведения;
• убрать партнера с дороги;
• подкупить чужого слугу.
Второй юноша хочет:
• заставить себя выслушать;
• добиться, чтобы партнер пустил его в дом, когда тот не хочет пускать;
• узнать у возлюбленной, как она на самом деле к нему относится;
• доказать возлюбленной свое превосходство;
• отделаться от партнера.
Дзанни или Цанни — слуги просцениума. (Имя происходит от Джованни, Ванька.) Герои массовки. Выполняют роль рабочего сцены: меняют декорации и реквизит прямо на глазах у публики. Играют лацци — смешные номера, похожие на клоунские репризы без слов, исполняют акробатические трюки, комедийные пантомимы. Между сценами пародируют основные события пьесы и основных героев, делают это чаще всего в пантомиме. Одеты в белую холстину с черными заплатками.
Через 7 минут начинается первый этап показа. Если в классе немного народу (12–16 человек), то все компании показывают свои работы по очереди. А если в классе 25–35 человек, то по две-три группы работают в первом кругу одновременно.
Показ состоит из двух фаз:
• Несколько пар замерли в живой картине, остальные смотрят. Их задача: угадать, какие персонажи действуют. Все версии после показа аргументируются. По хлопку учителя «живые картины» оживают и должны развить и продолжить свое действие вне слова, только в пластике. Открывать рот и изображать речь запрещено. Эффект «немого кино» строго запрещен. Учитель дает группам «пожить» около 20 секунд, а затем по его хлопку они должны снова замереть в тех позах и мизансценах, в которых их застал хлопок. После этого зрители выясняют, кого задумывали исполнители. Работавшие «отмирают» и поясняют, какие догадки верны.
• Затем класс выбирает 3–5 групп, которые в пантомимическом показе были наиболее интересными. Они по очереди играют свои этюды со словами.
• После просмотра всех работ обсуждение. Каждой компании нужно ответить на следующие вопросы:
— чьи работы больше всего запомнились, что именно осталось в памяти?
— кто активнее всех добивался своей цели?
— кто разнообразнее всех добивался своей цели?
— кто в пластике наиболее точно соответствовал своему персонажу?
— кто сумел создать самую точную речевую характеристику своему персонажу?
— какие ошибки были для всех наиболее общими и типичными?
Урок завершается общим полукругом, где каждый добавляет по одному высказыванию на тему: «Что я узнал сегодня о комедии дель арте».