Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Александра НИКИТИНА

 

УРОК № 2

Маски комедии дель арте

Тема может занять одно, два или три занятия в зависимости от того, какими резервами вы располагаете. Если рассчитываете на один урок, то сосредоточьтесь на игре № 4.

Арлекин, Дзанни Корнето и синьор Панталоне. Гравюра. XVII в.

Донна Лючия, синьор Панталоне и Дзанни. Гравюра. XVII в.

 

Проводить урок, посвященный итальянской комедии масок в классе, где парты чинно стоят рядами, непросто, ибо любая форма площадного театра требует активного движения. Будем надеяться, что дети вполне способны не только раздвинуть парты, но и взгромоздить их одну на другую, чтобы максимально увеличить пространство нашей импровизированной площади вольного города. Хорошо, если в классе есть музыкальный центр и диски с народной танцевальной музыкой эпохи Возрождения. Это поможет выполнить самое первое задание.

ИГРА 1
КОНКУРС ПОХОДОК

Класс делится на 4 равные группы. Каждая выстраивается в линию у одной из стен класса. Получается четырехугольник, по две линии друг напротив друга: «А» напротив «Б» и «В» напротив «Г». Каждая линия — одна бродячая труппа. Труппы могут за 15 секунд придумать себе имена. В эпоху Возрождения имена содружествам часто давались по имени главного актера или носили шуточный характер. Между актерами сейчас начнется конкурс на самую смешную и оригинальную походку.

Но сначала необходима элементарная разминка: потереть как следует ладошки, чтобы они стали горячими, а потом потрясти ими так, чтобы появилось ощущение киселя в пальцах; размять шейные позвонки, аккуратно покрутив головой в разные стороны и покатав ее по плечам; «закрутить» при помощи плеч тело в разные стороны на выдохе, чтобы руки болтались, как плети. Потом уронить тело вперед, как будто мы мягкие куклы-марионетки, нас держат только за пояс сзади, и мы болтаемся на этой ниточке. Потом можно сесть на корточки и из этого положения по хлопку учителя «взорваться» невероятной энергией, превратившись в сверхновую звезду, у которой как минимум пять лучей (ноги, руки и голова), стремящихся вытянуться как можно длиннее. Взрывы хорошо бы повторить не меньше трех раз, а затем телу можно позволить расслабиться.

Теперь пора начинать конкурс.

От каждой из четырех трупп с началом музыки должно отделиться по одному актеру. Все они пойдут к противоположной стене самыми невероятными походками и останутся на новом месте. Сталкиваться по ходу движения ни в коем случае нельзя. Как только первая четверка достигла нового места, на смену ей выходит вторая, и так до тех пор, пока все не поменялись местами. Думать во время этого упражнения рекомендуется телом, а не головой. Голова может отдохнуть. Ей и так приходится достаточно много работать на других уроках, а вот тут ее участие крайне нежелательно. Сейчас мы клоуны, и нам необходимо выглядеть максимально смешно и быть очень свободными.

Если первая смена получилась не очень смелой, переход можно повторить, но слишком затягивать упражнение не следует. После того как все показали свой вариант походки, каждый актер должен вспомнить походку коллеги, которая показалась ему самой оригинальной и забавной. По хлопку педагога все начинают двигаться навстречу друг другу, копируя наиболее понравившуюся походку. Никто не сталкивается. После этого учитель просит выйти на середину тех, чьи походки чаще других пародировали. Победители награждаются бурными аплодисментами.

ИГРА 2
КОНКУРС НА САМОЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ ЛАЦЦИ

Для этой игры хорошо бы сначала сесть на пол напротив телевизионного экрана и посмотреть несколько кадров с примерами лацци. Это могут быть отрывки из фильма «Труффальдино из Бергамо»: сцена обеда, где герой в исполнении Константина Райкина носится с блюдами из одной комнаты в другую и играет с живым желе. Или записи клоунских номеров, где кто-то садится мимо стула, делает ловкое сальто. Это могут быть кадры из спектакля «Турандот» Театра им. Евг. Вахтангова, где Тарталья и Панталоне, выходя на площадку спинами с разных сторон, в конце концов сталкиваются на середине, и что угодно еще в том же духе. После просмотра можно спросить детей, что же такое, с их точки зрения, лацци. Не важно, как именно они сформулируют, важно, чтобы стало ясно: лацци — смешной клоунский трюк, построенный на пластике, на движении, часто с использованием предмета. У лацци есть сюжет, все действия и движения в лацци психологически оправданны, но преувеличены. И реакция на события тоже преувеличена. Клоун в лацци всегда «делает из мухи слона». Если рядом с ним пролетела муха, он реагирует на нее как на самолет. Если ему слегка дали пинка, он летит через всю комнату и воет от боли.

Когда все это мы уяснили, можно приступать к конкурсу. Каждая труппа в течение трех минут сочиняет и репетирует лацци. В самом лацци могут участвовать от одного до трех актеров. Остальные «играют роли» декораций: становятся кустами, деревьями, птичками на ветках, креслами, занавесками, створками дверей, — словом, всем, что нужно для воссоздания обстановки действия. Каждая труппа по очереди показывает свое лацци. После всех показов труппы рассказывают, какая из чужих работ понравилась больше всего и почему. Важно соблюдать принцип: рассказываем только о том, что понравилось. Не критикуем. Мы же только учимся быть бродячими актерами, и важно, что у нас уже что-то получается.

ИГРА 3
МОНОЛОГ ГЕРОЯ

Каждая команда получает идентичные наборы карточек, на которых представлены описания героев итальянской комедии дель арте. На данном этапе важнее всего обратить внимание на характер персонажа и особенности его речи. Каждый актер труппы выбирает себе одного из персонажей так, чтобы они не повторялись. Задача: создать короткий монолог героя о себе, соответствующий его характеру и манере речи. На подготовку монолога отводится полторы-две минуты, а на его произнесение не более одной минуты. Когда все монологи созданы, герои, носящие одни и те же имена, собираются во временные малые группы, произносят свои монологи друг другу, а затем выбирают один, наиболее яркий и точный, который затем представляется всему актерскому сообществу. Коллеги отмечают, что в монологе наиболее удачно, и советуют, что еще следует учесть в дальнейшей работе для успешного создания маски.

Капитан.
Гравюра. 1601
Мителли. Арлекин.
XVII в.

Ж. Калло. Дзанни, Панталоне. Начало XVII в.

 

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ К ИГРЕ 3

Арлекин — городской слуга. Умный, хитрый, смелый, подвижный. Родом из Бергамо, самой нищей местности Италии. Говорит довольно грамотно. Как правило, выходит сухим из воды. Сватается к служанке. Помогает молодым влюбленным. Одет в белую холстину с разноцветными заплатками. Черная маска с шишечкой на лбу, нос картошкой. Этот персонаж итальянской комедии дель арте проделал сложную эволюцию. В XVI в. Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-простака, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин-простак носил костюм, покрытый разноцветными заплатами, символизирующими бедность и скупость его обладателя. В XVII в. Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-пройдохи, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина-пройдохи приняли форму правильных разноцветных треугольников, тесно прилегающих друг к другу. В XVIII в. в трактовку роли Арлекина был внесен патетический элемент, заставляющий зрителей одновременно смеяться и плакать.

М. Санд. Арлекин. Бригелла. Коломбина. Панталоне. Доктор. 1860

 

Бригелла — слуга, прибывший на поиски работы из деревни. До XVII в. — пружина действия. Но затем меняется ролями с Арлекином и становится простаком. Речь неграмотная. Наивен, нерасторопен, неуклюж. Правду говорит, как правило, некстати. Трусоват. Обычно бывает бит за дело и по ошибке. Носит длинную белую блузу с желтыми или зелеными нашивками, длинные белые панталоны, простые туфли и шапочки. Черная маска с шишечкой на лбу, нос картошкой.

Серветта — Арлекин в юбке, городская служанка. Умная, хитрая, смелая, подвижная. Бойкая на язык. Ее плутовские проделки удаются. Помогает молодым влюбленным. Одета в белую холстину с разноцветными заплатками.

Панталоне — купец, чаще всего венецианский. Отец семейства. Обычно грузный. Скуповатый или очень скупой. Очень важный и не слишком умный. Хворый. Всегда становился жертвой проделок Сорветты и других слуг, а также молодых влюбленных. Носит красную куртку, красные панталоны, желтые туфли с пряжками, красную шапочку, черный плащ, а также кошель с деньгами за поясом. Имеет маску землистого цвета, длинный горбатый птичий нос, седые усы и бороду.

Доктор Грациано — может быть доктором юридических наук, астрономии или астрологии, философии или медицины. Протирал штаны в Болонье, университетском центре Италии. Добавляет ко всем словам мудреные латинские окончания. Речь заумная, псевдонаучная. На самом деле шарлатан, вымогает деньги, прикрываясь псевдоучеными рассуждениями. Стар и горбат. Носит черный плащ, черные панталоны, черные чулки и туфли, черную остроконечную шляпу с широкими полями. Маска с очками и длинным носом.

Капитан Ужас — хвастливый воин. Как правило, разорившийся испанский дворянин. Носит щегольской наряд испанского покроя, дыры на котором старательно прикрыты. Хвастун, враль, напыщенный гордец, но очень труслив. В ножнах вместо шпаги носит, как правило, ее обломок. Говорит на ломаном итальянском языке, пестрящем выспренними эпитетами, метафорами, гиперболами. Обычно сватается к богатой невесте. Полумаска с длинным носом.

Первая девушка — дворянка. Остроумная, гордая, активная, смелая и решительная, но не склонная к авантюрам. Влюблена и готова преодолеть все препятствия для того, чтобы выйти замуж за любимого. Светлое платье (возможно, голубое). Без маски.

Вторая девушка — как правило, не знает о своем истинном происхождении или вынуждена по каким-то причинам скрывать его. Нежное, слабое, чувствительное существо, не способное на активные действия. Влюблена, но не борется за свое счастье, а покорно ждет, как обернется судьба. Светлое платье (возможно, розовое). Без маски.

Первый юноша — смел, активен. Как правило, не знает о своем истинном происхождении или вынужден по каким-то причинам скрывать его. Не лишен авантюрной жилки. Влюблен и активно добивается своего счастья. Хорошая неброская одежда (возможно, синяя). Без маски.

Второй юноша — дворянин. Нежен и лиричен, не уверен в себе. Стремится быть сильным и активным, но у него это не очень хорошо получается. Влюблен в девушку, но часто по самым разным причинам теряет веру в возможность счастливого брака. Хорошее платье (возможно, теплых тонов). Без маски.

Рагонда. Танцующая Коломбина.
Гравюры конца XVII в.

 

ИГРА 4
Сцены из комедии дель арте

Класс делится на тройки. Каждая тройка получает карточки с описанием персонажей, как и в предыдущей игре, карточки с описанием возможных действий каждого из героев и письменное задание. На подготовительную работу отводится не более 7 минут.

Задание

1. Каждая тройка должна выбрать пару основных героев, между которыми происходит столкновение. Третий — вспомогательный герой, который понадобится по ходу развития конфликта. Но главная задача третьего — быть придумщиком и постановщиком. Он помогает главным актерам выбрать основную пару героев, придумать и разыграть историю.

2. Пара персонажей выбирается таким образом, чтобы основное действие героев было направлено друг на друга и строго противоположно. Например, один избранный герой — Бригелла, и его основное действие — добыть завтрак. А другой избранный герой — Доктор, и его основное действие — съесть свой завтрак в одиночку, ни с кем не делясь. В качестве третьего им может понадобиться Дзанни, который будет, например, трактирным слугой. Вся компания должна придумать историю, в которой желания и цели каждого персонажа будут оправданны и мотивированны.

3. Когда персонажи и действия выбраны и история придумана, участники игры идут смотреть картинки, выложенные на отдельном столе. На картинках изображены персонажи комедии дель арте в характерной для них пластике. Надо обратить внимание, что пластика всех персонажей должна быть слегка утрированной, подчеркнуто выразительной, немного кукольной.

4. Каждая группа создает из своих тел скульптуру, живую неподвижную картину, с которой начнется этюд. Можно использовать в работе реквизит, элементарное костюмирование. Живую картину важно точно запомнить, чтобы воспроизвести ее, когда придет очередь играть. Этюд придется играть, импровизируя действия, а потом и текст на ходу, сообразуясь с характером и задачами персонажа. Именно так и поступали настоящие итальянские актеры. Ведь они играли одних и тех же героев пожизненно, а сюжет им часто заказывали зрители незадолго до начала представления. Важно: активно и разнообразно добиваться своей цели; сохранять главные черты характера и речи своего персонажа; держать быстрый темп в действиях и диалоге; работать ярко, слегка утрированно. Это непременно получится, если вспомнить наши наработки в области походки, лацци и речевых характеристик героев.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ К ИГРЕ 4

Арлекин хочет:

• выгнать партнера из помещения;

• выманить у партнера письмо, адресованное другому лицу;

• удрать, чтобы избежать общения;

• немедленно добыть себе еду, не имея денег;

• добиться успеха, объясняясь в любви.

Бригелла хочет:

• немедленно устроиться на работу;

• узнать у партнера, как пройти по городу к определенному дому;

• добыть себе еду, не имея денег;

• избежать наказания.

Серветта хочет:

• успокоить неумеренно страдающего партнера;

• добиться от партнера твердого обещания помочь в затеянной интриге;

• добиться того, чтобы партнер нанял на работу третье лицо;

• не впустить партнера за закрытую дверь, где находятся третьи лица;

• не отдать партнеру вещицу или бумагу, принадлежащую третьему лицу.

Панталоне хочет:

• выгнать партнера — жениха дочки;

• не заплатить за услугу или работу;

• добиться того, чтобы должник вернул деньги;

• добиться от дочки обещания выйти замуж по родительской воле;

• войти в комнату, куда мешает попасть партнер.

Доктор хочет:

• вытребовать деньги за услуги, которые уже были или еще только будут оказаны;

• разузнать побольше о человеке, нанимающемся на работу;

• направить партнера совсем не в ту сторону, в которую ему нужно;

• съесть свой завтрак, не поделившись с партнером;

• добиться важного поручения.

Капитан хочет:

• убрать партнера с дороги;

• добиться от девушки взаимности;

• добиться отсрочки платежа;

• нанять слугу бесплатно;

• добиться приглашения на обед.

 

Первая девушка хочет:

• добиться у отца права самой решать свою судьбу;

• спровадить немилого жениха;

• заставить орущего партнера говорить тихо;

• успокоить напуганного партнера;

• добиться от партнера признания своего превосходства.

 

Вторая девушка хочет:

• добиться у партнера жалости и сочувствия;

• уйти от разговора;

• убедить партнера отказаться от задуманного плана;

• выйти из помещения, несмотря на сопротивление партнера;

• добиться у партнера признания в любви.

 

Первый юноша хочет:

• уговорить партнера принять его план действий;

• добиться благосклонности отца возлюбленной;

• выманить у партнера секретные сведения;

• убрать партнера с дороги;

• подкупить чужого слугу.

 

Второй юноша хочет:

• заставить себя выслушать;

• добиться, чтобы партнер пустил его в дом, когда тот не хочет пускать;

• узнать у возлюбленной, как она на самом деле к нему относится;

• доказать возлюбленной свое превосходство;

• отделаться от партнера.

Дзанни или Цанни — слуги просцениума. (Имя происходит от Джованни, Ванька.) Герои массовки. Выполняют роль рабочего сцены: меняют декорации и реквизит прямо на глазах у публики. Играют лацци — смешные номера, похожие на клоунские репризы без слов, исполняют акробатические трюки, комедийные пантомимы. Между сценами пародируют основные события пьесы и основных героев, делают это чаще всего в пантомиме. Одеты в белую холстину с черными заплатками.

Через 7 минут начинается первый этап показа. Если в классе немного народу (12–16 человек), то все компании показывают свои работы по очереди. А если в классе 25–35 человек, то по две-три группы работают в первом кругу одновременно.

Показ состоит из двух фаз:

• Несколько пар замерли в живой картине, остальные смотрят. Их задача: угадать, какие персонажи действуют. Все версии после показа аргументируются. По хлопку учителя «живые картины» оживают и должны развить и продолжить свое действие вне слова, только в пластике. Открывать рот и изображать речь запрещено. Эффект «немого кино» строго запрещен. Учитель дает группам «пожить» около 20 секунд, а затем по его хлопку они должны снова замереть в тех позах и мизансценах, в которых их застал хлопок. После этого зрители выясняют, кого задумывали исполнители. Работавшие «отмирают» и поясняют, какие догадки верны.

• Затем класс выбирает 3–5 групп, которые в пантомимическом показе были наиболее интересными. Они по очереди играют свои этюды со словами.

• После просмотра всех работ обсуждение. Каждой компании нужно ответить на следующие вопросы:

— чьи работы больше всего запомнились, что именно осталось в памяти?

— кто активнее всех добивался своей цели?

— кто разнообразнее всех добивался своей цели?

— кто в пластике наиболее точно соответствовал своему персонажу?

— кто сумел создать самую точную речевую характеристику своему персонажу?

— какие ошибки были для всех наиболее общими и типичными?

Урок завершается общим полукругом, где каждый добавляет по одному высказыванию на тему: «Что я узнал сегодня о комедии дель арте».