Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Александр НИКИТИН,
Михаил Быков

 

УРОК № 9–10

Портреты титанов Возрождения

(Шекспир и Лопе де Вега)

Наше последнее занятие рассчитано на сдвоенный урок. Во время путешествия по театру Возрождения мы прикоснулись к творчеству двух великих драматургов, двух титанов Возрождения — Лопе де Веги и Шекспира. Пришло время узнать немного больше и об их жизни, точнее о легендах, созданных вокруг их биографий. Тем более что эпоха Возрождения не ставит жестких барьеров между жизнью и творчеством, и где одно переходит в другое — кто знает.

Начнем мы по старшинству – с Лопе де Веги.

ИГРА 1

Класс делится на две рабочие группы. Каждая группа получает конверт с набором фрагментов биографии Лопе де Веги и карточкой с названиями его произведений. Группам отводится 3 минуты на то, чтобы ознакомиться с биографией Лопе и разложить фрагменты в том порядке, в каком покажется логичным. После этого группы получают следующее задание: наиболее запомнившимся фрагментам биографии написать заглавие, используя названия пьес Лопе де Веги или создавая свое по их образу и подобию. На это группам дается 7 минут.

Затем команды по очереди загадывают друг другу три названия. Задача соперников — отгадать, какой период жизни Лопе де Веги загадан, и кратко пояснить свое решение.

Набор «Лопе Фелис де Вега Карпьо»
(25 ноября 1562 — 27 августа 1635)

1. Родился в семье обедневших идальго. Мать принадлежала к захудалому дворянскому роду. Отец был золотошвеем и поэтом-любителем. Родители сумели дать сыну хорошее образование. Был прозван соотечественниками чудом природы. «Чудо» в пять лет пело, танцевало, фехтовало и сочиняло стихи. Между 10 и 12 годами перевел с латинского на испанский поэму, написал несколько четырехактных комедий.

Ю. Иванов. Портрет Лопе де Веги. 1981

 

2. В 14 лет бежал с приятелями из школы, чтобы стать рыцарем. Однако вся компания была поймана и водворена на место. Юношей учился в коллегии иезуитов, в Королевской академии, в университете Алькалы и, вероятно, в Саламанкском университете. Сфера его интересов: математика, астрономия, гуманитарные науки. Он знает несколько языков: португальский, итальянский, французский, а также начала греческого.

3. Лопе де Вега восхищался игрой актеров комедии дель арте. Сам он во время праздников любил надевать костюм и маску Панталоне.

4. В 1583 г. участвовал солдатом в войне с Португалией. В 1588 г. на кораблях «Непобедимой армады» отплывает к берегам Англии. Он оказался среди тех немногих, кому посчастливилось вернуться.

5. В Мадриде Лопе де Вега работал на театрального антрепренера. У драматурга начался роман с его дочерью Еленой. Елена была замужем, но ее муж уехал в Америку и не возвращался. Елена любила поэта, но спустя четыре года изменила ему с племянником кардинала. Сначала Лопе не поверил слухам и дрался с дворянином, оскорбившим Елену. Потом убедился в ее неверности и написал несколько памфлетов. Отец Елены обвиняет его в том, что Лопе распускает слух, будто Елену продали, чтобы прокормить семью, затем в том, что он пишет пасквильные письма в Америку и требует расправы мужа над женой. В результате Лопе сажают в тюрьму, а потом высылают из Мадрида. Через несколько месяцев в Валенсии, против воли родителей девушки, он женится на дочери известного художника.

6. В 1595 г. умирает в родах его жена, а через очень короткий промежуток времени от болезни умирают две его малолетние дочери. Лопе де Вега переживал эти события тяжело. Он был хорошим отцом и заботливым семьянином и одновременно увлекающимся человеком. После смерти первой жены Лопе де Вега вернулся в Мадрид и вторично женился. Вторая жена — дочь мясника. Она родила ему троих детей. При этом параллельно у него была еще одна семья — от актрисы Микаэлы де Лухан он имел еще пятерых детей.

7. В 1613 г. умирает вторая жена и любимый сын Карлитос. Дочь уходит в монастырь с очень строгим уставом. Во время свиданий она может видеть отца через зарешеченное окошечко, а он ее нет. Именно после этого Лопе принимает сан священника.

8. Последняя любовь посетила Лопе де Вегу, когда ему было 54 года. Марте де Наваррес исполнилось 26. Она была очень хорошо образованной женщиной, писала стихи, играла на различных музыкальных инструментах. В 1632 г. она внезапно ослепла, потеряла рассудок и умерла. Вскоре после смерти Марты в морском походе погибает сын Лопе де Веги Феликс. Семнадцатилетнюю дочь Антонию Клару похищает Кристобаль Тенорио, фаворит герцога Оливареса.

9. В разные годы Лопе де Вега работает секретарем у различных высокопоставленных особ. А с 1610 г. он секретарь у герцога Сессы, от имени которого он, как и положено трубадуру, пишет стихи красавицам.

10. Лопе очень любил праздники и придумывал оформление триумфальных арок и карнавальных повозок. В 1622 г. он руководит поэтическими состязаниями в Мадриде и превращает весь город в огромный театр. Город наполняют пирамиды, алтари, статуи, аллегорические фигуры. Девушки кидают из повозок фрукты и цветы и брызгают на прохожих духами. И одновременно с этим Лопе занимается благотворительностью: лечит больных в монастырских больницах, выкупает узников, помогает беднякам.

11. Лопе де Вега пишет невероятно много. Говорят, что всего он создал 1800 произведений, из которых 400 — религиозные аутос, 300 поэм и 1100 пьес. Из них сохранились только пятьсот, но и такого количества пьес нет больше ни у одного драматурга. Неудивительно, что стихи из личных писем попадают в пьесы, а отрывки из пьес — в личные письма.

КАРТОЧКА С НАЗВАНИЯМИ ПЬЕС

«Собака на сене», «Дурочка», «Учитель танцев», «Звезда Севильи», «Валенсианская вдова», «Раба своего возлюбленного», «Девушка с кувшином», «Глупая для других, умная для себя», «Чудеса пренебрежения», «Ревнивая к себе самой», «Наказание — не мщение», «Сам у себя под стражей», «Государь, сброшенный со скалы», «Разумный в своем доме», «Награда за порядочность», «Жатва», «Путешествие души», «Истинная ложь», «Изобретательная влюбленная», «Уехавший остался дома».

ИГРА 2

Команд по-прежнему две, но состав их лучше поменять. Теперь мы будем знакомиться с жизнью Уильяма Шекспира. Обе команды получают для ознакомления текст. Время на ознакомление — 2 минуты.

Уильям Шекспир — величайшая и загадочнейшая фигура
театра английского Возрождения

С одной стороны, есть реально существовавший человек из города Стратфорда-на-Эйвоне — Уильям Шекспир (или Шакспер). С другой, на сегодняшний день существует более сотни версий о том, кто писал шекспировские пьесы. Среди возможных авторов называются, в частности, Кристофер Марло, английская королева Елизавета I и английский король Иаков, Френсис Бэкон и многие другие.

Ю. Иванов. Портрет У. Шекспира. 1981

 

Одной из самых распространенных и доказательных версий всегда была ретлендовская. Эта версия предполагает, что основным автором пьес является Роджер Мэннерс V граф Ретленд, которому активно помогали в творчестве жена Елизавета Сидни и ее тетка Мэри Сидни Пембрук (по другой версии соавтором Ретленда был также Ф. Бэкон).

Спор об авторстве произведений Шекспира начался в XVIII веке, когда оказалось, что о жизни великого драматурга ничего неизвестно и начали собирать материал для его биографии. Основные причины, по которым возникли сомнения в том, что пьесы были написаны человеком из Стратфорда, актером и пайщиком «Глобуса»:

• отсутствие университетского образования;

• отсутствие рукописей;

• шесть предположительно шекспировских автографов, не похожих друг на друга и очень малоразборчивых;

• странное завещание, очень подробное в хозяйственной части и ничего не говорящее о литературном наследии;

• отсутствие реакции общества на смерть этого известного человека в 1616 году.

Современные исследователи, проанализировав тексты пьес Шекспира пришли к следующим выводам.

Автор шекспировских произведений обладал богатейшим активным словарным запасом в мире: двадцать тысяч слов, тогда как у Гюго — девять тысяч, у Бэкона — восемь, у Теккерея — пять, а у обычного человека — две тысячи.

Этот человек должен хорошо знать географию, медицину, корабельное дело, музыку и фольклор, владеть несколькими языками — читать не переведенного на английский язык Мишеля Монтеня, непереведенные итальянские новеллы и пьесы; прятавшиеся от любых посторонних глаз дневники Френсиса Бэкона.

Но кем бы ни был великий бард – гениальным самоучкой из Стратфорда или человеком, скрытым под маской, важно другое: прошло четыре века со времен Шекспира, а мы все разгадываем и никак не можем разгадать эту загадку.

Итак, участники вкратце ознакомлены со знаменитым шекспировским вопросом. Теперь одна команда будет играть за Шакспера (человека из Стратфорда), а другая за графа Ретленда (человека под маской). Обеим группам предлагается конверт, где смешаны карточки двух наборов.

НАБОР «УИЛЬЯМ ШАКСПЕР»
(1564–1616)

• Сын ремесленика из Стратфорда-на-Эйвоне. Учился в грамматической городской школе.

• В 1582 г. женится на дочке приходского священника Анне Хеттуэй, которая намного старше его. В семье несколько детей, сын Шекспира умер одиннадцати лет отроду.

• Предположительно в 1585 г. исчезает из Стратфорда и достоверно появляется в Лондоне в 1592–1593 гг. Работал изо всех сил. За короткий срок ему удалось заработать достаточно, чтобы обеспечить свою семью и помочь разорившемуся отцу.

• Актер труппы «Слуги лорда Камергера». Первоначально держал у дверей театра лошадей богатых зрителей во время представления, потом играл роли в массовках и эпизодах. Стал театральным предпринимателем. Занимался финансовыми делами в родном Стратфорде.

• Шакспер добивался дворянского герба для того, чтобы восстановить честь отца, приобрести право именоваться джентльменом и дать своему сыну более высокое общественное положение, чем то, какое было у него самого, когда он вступал в жизнь.

• Умер в 1616 г. в Стратфорде, куда по неясным причинам удалился в 1612 году.

Набор «Граф Ретленд по прозвищу Shake-speare
(потрясающий копьем)» (1576–1612)

• Средний ребенок графского рода, воспитывался в королевском колледже для детей-сирот, чьи родители имели особые заслуги перед государством. Затем учился в Кембридже, Оксфорде и Падуе.

• В 1599 г. женился на Елизавете Сидни (1585–1612) — дочери первого английского поэта Филиппа Сидни. Состоял с ней в платоническом браке.

И. Оливер. Портрет неизвестного (граф Ретленд). 1590–1595

 

• Школьный друг графов Эссекса и Саутгемптона. Видный дипломат и придворный Елизаветы I, выполнявший вместе с Эссексом посольские (иногда, возможно, тайные) миссии.

• В 1600 г. участвует в бунте Эссекса против пуританского засилья при дворе, заточен в Тауэр.

• В 1601 г. освобожден из Тауэра после казни Эссекса (который был не только его другом и фаворитом королевы, но и отчимом Елизаветы Сидни) прикованным к постели и не способным иметь детей.

• Умирает в 1612 г., похоронен женой Елизаветой, которая исчезает через 10 дней после похорон.

Группы должны отделить «зерна от плевел», то есть вычленить карточки своего набора. Далее участникам дается 1 минута, чтобы разложить свои карточки в какой-либо логике, затем каждая группа зачитывает свои карточки. Другая группа зачитывает параллельные из другой биографии.

Участники должны попытаться подойти к вопросу об авторстве Шекспира с творческой стороны и найти «улики» в произведениях великого поэта и драматурга.

На следующем этапе игры каждая команда делегирует нескольких человек в команду судей «Музы Истории». Таким образом, у нас должно образоваться три команды. Каждая группа получает набор текстов. В этот набор входят сонеты Шекспира № 32, 55, 59, 62, 66, 68, 69, 76, 77, 101, 107, 121, 123 в переводе С. Маршака. Задача: за 20 минут найти три четверостишия (или двустишия), подтверждающие прямо или косвенно позицию группы: автор шекспировских пьес — гениальный самоучка из Стратфорда; автор шекспировских пьес скрыт под маской. Группа «Музы Истории» ищут в сонетах позицию, которая смогла бы примирить и тех и других.

По окончании рабочего времени команды «за» и «против» поочередно оглашают три свои версии. Задача Муз: выслушать позиции сторон и решить, какая из трех собственных заготовок примирит противников, и вынести вердикт.

Все участники игры тянут перемешанные карточки из наборов. На каждой карточке – и цитата, и ее автор.

ИГРА 3

НАБОР «ЦИТАТЫ ИЗ ШЕКСПИРА»

Бенедикт. Скажи: в каком ключе надо тебе подпевать, чтобы попасть в тон твоей песне?

Гамлет. Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки?

Селия. Ну-ка, остроумие, куда держишь путь?

Макбет

Кто может быть разумен и взбешен,
Горяч и трезв в одно и то же время?

Розалинда. Что ты думаешь, например, о том, чтобы влюбиться?

Офелия. Разве для красоты не лучшая спутница порядочность?

Шут. Не нравится? А была ли на свете красавица, которая бы не дулась на свое зеркало?

НАБОР «ЦИТАТЫ ИЗ ЛОПА ДЕ ВЕГИ»

Лусенсьо

Кто скажет женщине открытей,
Мила она иль не мила,
Чем этот вот кусок стекла?

Диана

А это кто такой, всех выше,
Там, за окном, торчит на крыше?

Бусто. При чем тут честь? К чему лукавить?

Рикаредо

Вот угораздило влюбиться!
Что ж думаешь ты предпринять?

Диана (в сторону)

Будь проклята, людская честь!
Нелепый вымысел, губящий
То, что сердцам всего дороже!
Кто выдумал тебя?

Белардо

И как вас поздравлять? Курбетом
Иль грациозным пируэтом?
А стоит ли еще того?

Магистр

Кто из людей в младые лета
Оплошностей не совершал?

На выполнение следующего задания у ребят будет 5 минут. Те, кто вытянул вопросы Шекспира, думают, как бы на эти вопросы ответил Лопе де Вега, и записывают свои ответы. Соответственно те, кто вытянул вопросы Лопе, отвечают на них с точки зрения Шекспира. (Напоминаем еще раз: это задание выполняется индивидуально.) После ответа на вопросы группа «Шекспира» и группа «Лопе» соединяются, чтобы внутри группы ознакомиться со всеми вопросами и ответами. На это уйдет еще 5 минут. Затем учитель организует диалог между Шекспиром и Лопе де Вегой. Одна группа зачитывает свой вопрос и ответы на него. Вторая группа совещается 15 секунд и зачитывает тот вопрос из своего набора, который кажется наиболее уместным в данный момент. Так, пока все вопросы не кончатся.

ФИНАЛ УРОКА

Те пары, которые отвечали на один вопрос, пишут строку сонета на тему «Титаны Возрождения». Если в классе 28 человек, у нас получится четырнадцать строк – столько же, сколько должно быть в сонете. Теперь мы в последний раз делимся на две группы. Первая будет складывать получившиеся строки в сонет (пусть стихи в нем будут нерифмованные, но зато мы попытаемся соблюсти смысловую структуру сонета: три четверостишия и завершающие две строки). Вторая группа займется тем, что из предложенной галереи неподписанных портретов выберет два. На одном из них предположительный портрет Шекспира, каким он представляется учащимся после сегодняшнего урока, а на другом — Лопе. В заключение демонстрируются портреты и зачитывается получившийся сонет.

На этом наше краткое знакомство с «человеком эпохи Возрождения» будем считать законченным.