Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Остров спасения

Известный московский художник Владимир Любаров называет себя «везучим человеком». Добившись успеха как книжный график — он проиллюстрировал и оформил более ста книг (Вольтер, Жюль Верн, Гофман, Гоголь, Стругацкие, Шолом-Алейхем…), — проработав 11 лет главным художником журнала «Химия и жизнь», в 1992 г. он неожиданно испытал творческий кризис. И вовремя оказался в удивительной деревне Перемилово, ставшей его «островом спасения» (мотор машины заглох в нужном месте). Простая крестьянская жизнь помогла ему подпитаться благотворной творческой энергией, существование обрело новый смысл и по-новому раскрылся дар живописца. В Выставочном зале в Толмачах (филиал Третьяковской галереи) прошла ретроспективная выставка Любарова «Страна Перемилово. Провинциальные картинки», погружающая в увлекательный мир образов этого оригинального творца «постмодернистского лубка». Работы Любарова находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, частных собраниях и музеях многих стран мира.

В беседе с нашим корреспондентом художник рассказал о своей жизни в деревне, сказочном мире, в котором он черпает новые сюжеты, неожиданные повороты тем.

Конец 1980-х — начало 1990-х для меня как художника было очень тяжелым временем, хотя была интересная работа: мы с братьями Стругацкими и моими друзьями организовали первое частное издательство «Текст». Чувствовалась растеряннность, дезориентация, я переживал творческий кризис. Как один из организаторов издательства, человек, оформивший много книг, я ощущал сильное напряжение, усталость и решил поехать в деревню, чтобы просто отдохнуть.

В жизни есть везучие и невезучие люди. Я — везучий, если смог оказаться совершенно случайно в такой деревне. И деревня чудесная, и люди замечательные. В них есть и доброта, и юмор, это настоящий народ.

Владимир Любаров

 

Публикация статьи произведена при поддержке компании «РусЭксперт». Компания «РусЭксперт» - мы профессионально оформляем СРО в рассрочку или с полной оплатой. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте компании «РусЭксперт», который располагается по адресу www.sro-sro.com

А вот еще один пример исключительного везения. Я уже был художником с международной славой, участвовал в престижных международных выставках, когда из британского издательства Apple 3 пришел заказ на оформление книги про русские пословицы. А я живу среди этих пословиц, среди людей, так колоритно изъясняющихся. И я сделал картинки, близкие к народной жизни, иногда почти буквальные. Книга имела огромный успех, была переиздана в Европе и США.

На моих картинах не некий придуманный фантастический мир, как говорят иногда. Это реальный мир, воспринятый человеком, проиллюстрировавшим Гофмана и Гоголя. Поэтому здесь есть гротеск. Я не понимаю фантазий, высосанных из пальца. Порой сходство с жизнью оказывается столь сильным, что перемиловцы обижаются. Они такие ранимые. Однако мы общаемся на равных, у них нет ощущения, что я смотрю на их жизнь свысока.

Птичий рынок. 2007

 

Мне близок русский лубок — это одновременно и рассказы, и картинки. Но мои картинки ни в коем случае нельзя назвать лубком, с которым их иногда сравнивают. Это полноценная живопись. Я всегда очень откровеннно говорю, кто повлиял на меня, чем пропитано мое искусство, помимо реальности. На меня оказали влияние такие великие наивные художники, как Анри Руссо, Иван Генералич, Нико Пиросмани... Знаете, в свои 63 года я вдруг понял, что я очень наивный человек — по восприятию жизни, по отношению к людям, по поступкам. Конечно, во многом наивность — это игра, ведь я как профессиональный художник знаю законы перспективы, как выстраивается композиция…

Волейбол. 2007

 

Если вы заметили, в моих картинах иногда появляются маленькие фигурки, потому что у деревенского человека взгляд на людей иной. Для нас, и для меня в том числе, все люди одинаковы — и академик, и крестьянин. Я не буду рисовать академика более крупным. А по менталитету деревенского жителя большой человек — значительная личность, поэтому и на картине он должен быть крупнее.

Зал ожидания. 1998

 

В серии моих картин есть не только перемиловские персонажи, но и жители «города Щипок». В отличие от деревни Перемилово, реальной, расположенной во Владимирской области, город Щипок придуман. Я родился и жил до 14 лет на улице Щипок в Замоскворечье. В серии есть связь с детскими воспоминаниями. Это самая мрачная моя серия, я ее делал в преддверии 1998 года.

Леша кушает арбуз. 1998

 

В провинции, по крайней мере в моей деревне и окрестностях, люди сейчас живут значительно лучше, чем в начале 1990-х, когда они не знали, что их ожидает в будущем, когда все стало меняться. Сейчас все нормализовалось, коммунистов в деревне нет, демократов тоже практически нет. Взамен колхозов, совхозов, руководители которых заботились лишь о своем обогащении, появились полукапиталистические хозяйственные предприятия. Когда с людей спрашивают по совести, они и не пьют, и работают лучше.

Вбрасывание. 2007

 

Меня часто спрашивают, как вам представляется наша столица, когда вы возвращаетесь сюда из Перемилова? Представьте, когда я выхожу из деревенского домика, у меня под ногами травка, она меня приветствует. И птички чирикают — то же самое. Я всех люблю, и меня все любят. У нас гармония. А в городе выхожу я из дома — кругом асфальт, люди меня не знают и я их не знаю. Они не улыбаются мне. В деревне люди не безразличны ко мне. А здесь — среда безразличия. Упадет человек — не поднимут его. А в деревне — прибегут и помогут. Разный образ жизни.

Спортивный праздник. 1998

 

В Перемилове первые несколько лет я жил натуральным хозяйством, в магазинах ничего не было. Хлеб можно было купить до часу дня. Все остальное давал огород, помогали соседи. Так мне удалось пережить трудные времена, ведь я не мог все время заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Но я работал на земле, сажал картошку. Работа в подсобном хозяйстве, кажется, оказала на меня благотворное влияние.

Иван Петрович с вилкой. 1998

 

Сейчас Перемилово превратилось у меня в «русскую олимпийскую деревню». Новая серия «ФизкультПривет» демонстрировалась на выставке в галерее «Дом Нащокина» в ноябре—декабре. Серия оказалась для меня неожиданной, как и для всех.

Год назад я смотрел по телевизору чемпионат мира по женскому футболу. Мне очень понравились участницы, они напоминали моих прежних героинь. Я написал картину «Футболистки». Сейчас вся Россия готовится к олимпийским играм. И это сыграло свою роль. Я фантазирую, что и мои перемиловцы будут готовиться к Олимпиаде. Их надо немного растрясти спортивными занятиями. Так что обитатели деревни Перемилово теперь у меня еще и спортсмены.

Ангел-хранитель. 1999

 

Немного обидно, что успех пришел ко мне из-за границы, хотя я люблю нашего российского зрителя, потому что западный зритель не способен понять нашу жизнь. Наш зритель — и простой, неискушенный в искусстве человек, и эрудированный интеллигент, и ученый — хорошо понимает, как я смотрю на жизнь. Но зрители воспринимают по-разному то, что я делаю. Даже не уверен, найдется ли еще один художник, чьи работы воспринимались бы столь диаметрально противоположным образом. Спортивную мою серию все воспринимают хорошо, она жизнерадостная. А про серию «Город Щипок» многие говорят: «Какая гнетущая, столько безысходности». Может, внутри у тех, кто ее так воспринимает, есть нечто созвучное?

Городок Щипок. Хлеба. 1997

 

Искусство всегда создает положительные и отрицательные вещи. Я думаю, что, как росток пробивается через асфальт, так и на моих холстах жизнь побеждает, хотя порой и с трудом.