Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2009

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Лиза САРТАН,
ученица 11-го класса

Я и МХК

Вот уже почти 11 лет я хожу в школу. В течение этого времени сменилось множество предметов, одни исчезали, другие добавлялись, некоторые просто меняли свое название. Сегодня у нас 17 предметов. Какие-то, может быть, пригодятся когда-нибудь нам в жизни, какие-то — нет, но почти каждый интересен по-своему.

Одним из таких предметов является МХК, который, по-моему, теряется на фоне других и даже кажется второстепенным, хотя на самом деле он безумно интересный и глубокий. Формально мы изучаем МХК давно, чуть ли не с 5-го класса. Правда, какое-то время он всего лишь значился в расписании как МХК, но это был обыкновенный урок истории. Потом он и вправду стал курсом мировой художественной культуры — изучению подлежали шедевры музыки, живописи, архитектуры. Но я, если честно, плохо помню тот период. В моей памяти лучше всего сохранились последние три года. А сейчас МХК у нас вообще нет, зато есть КИДНЧ (культурно-историческое достояние наследия человечества), что, впрочем, практически то же самое. Правда, к сожалению, на его изучение отведен всего лишь час в неделю, а информации очень много.

В 9-м классе мы изучали искусство Древнего Египта как одной из древнейших цивилизаций на планете. Весь второй год был посвящен Крито-Микенскому царству и Древней Греции. Сейчас мы проходим раннюю христианскую европейскую культуру. Каждая из вышеперечисленных цивилизаций настолько уникальна, богата и ярка, что изучать их, безусловно, интересно. А поскольку все они существовали в глубокой древности, их история туманна и овеяна неким ореолом романтики, то порой приходится подключать воображение — сама мысленно переносишься в эпоху древности, — что делает урок еще более захватывающим. Ведь все необычное, загадочное и непохожее невольно завораживает и притягивает. Перед глазами возникают сверкающие драгоценными камнями одеяния фараонов, цари, восседающие на троне в величественных дворцах, несчастные рабы, могущественные боги, кровавые и жестокие войны, интриги, загадки, приключения и испытания героев… Возможно, все это отчасти навеяно голливудскими фильмами, но зато производит достаточно сильное впечатление, превращая МХК в нечто большее, чем обыкновенный школьный урок.

Но естественно, что МХК, как в принципе и любой урок, все-таки не развлекательное мероприятие, он призван в первую очередь включить мозговые процессы в головах учеников. Приходится усваивать огромное количество информации об истории, культуре и искусстве разных народов. Эта информация полезна и ценна, но быстро забывается, если не анализировать ее, не связывать исторический путь народа и его культуру. Например, сами по себе мифы и легенды — это всего лишь красивые сказки, но в соединении с историей они наполняются более глубоким смыслом, становятся многослойными, появляется подтекст.

МХК, помимо знаний о культуре и истории, дает также некоторое представление о психологии человека, жившего несколько веков или даже тысячелетий назад, она учит логически мыслить порой даже не хуже, чем математика. Хотя, к сожалению, вряд ли со мной согласятся большинство моих одноклассников: судя по их скучающим лицам и пренебрежительному отношению к посещению уроков, история и загадки древности их не очень-то интересуют…

Конечно, каким бы интересным сам предмет ни был, девяносто процентов его успеха у учеников зависит от учителя. А учитель у нас, надо сказать, довольно своеобразный. Он прекрасно владеет материалом, ему безумно нравится то, что он преподает, но порой он настолько увлекается, что забывает о нашем существовании. Такое ощущение, что он приходит на урок исключительно только для того, чтобы поговорить на любимую тему, а заинтересовать учеников он не может, даже особо и не пытается. А сами ученики, как известно, заинтересовываться не хотят…

Лично мне предмет МХК (КИДНЧ), как, наверное, уже ясно из всего вышесказанного, нравится. Правда, я так и не сделала ни одной научной работы, хотя, если честно, хотела. Одно время даже было желание поступать на факультет культурологии.

В заключение хотелось бы высказать пожелание, чтобы на уроке МХК больше использовали наглядные материалы — картинки, фигуры, фрагменты фильмов, устраивали бы что-то типа викторин, конкурсов, в общем всячески разнообразили скучные банальные лекции и семинары, дабы хоть немного повысить интерес учеников к мировой художественной культуре (КИДНЧ) как к глубокому, увлекательному, развивающему ум и эрудицию человека предмету.