ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Лиза САРТАН,
ученица 11-го класса
Я и МХК
Вот уже почти 11
лет я хожу в школу. В течение этого времени
сменилось множество предметов, одни исчезали,
другие добавлялись, некоторые просто меняли свое
название. Сегодня у нас 17 предметов. Какие-то,
может быть, пригодятся когда-нибудь нам в жизни,
какие-то — нет, но почти каждый интересен
по-своему.
Одним из таких предметов является МХК,
который, по-моему, теряется на фоне других и даже
кажется второстепенным, хотя на самом деле он
безумно интересный и глубокий. Формально мы
изучаем МХК давно, чуть ли не с 5-го класса. Правда,
какое-то время он всего лишь значился в
расписании как МХК, но это был обыкновенный урок
истории. Потом он и вправду стал курсом мировой
художественной культуры — изучению подлежали
шедевры музыки, живописи, архитектуры. Но я, если
честно, плохо помню тот период. В моей памяти
лучше всего сохранились последние три года. А
сейчас МХК у нас вообще нет, зато есть КИДНЧ
(культурно-историческое достояние наследия
человечества), что, впрочем, практически то же
самое. Правда, к сожалению, на его изучение
отведен всего лишь час в неделю, а информации
очень много.
В 9-м классе мы изучали искусство
Древнего Египта как одной из древнейших
цивилизаций на планете. Весь второй год был
посвящен Крито-Микенскому царству и Древней
Греции. Сейчас мы проходим раннюю христианскую
европейскую культуру. Каждая из
вышеперечисленных цивилизаций настолько
уникальна, богата и ярка, что изучать их,
безусловно, интересно. А поскольку все они
существовали в глубокой древности, их история
туманна и овеяна неким ореолом романтики, то
порой приходится подключать воображение — сама
мысленно переносишься в эпоху древности, — что
делает урок еще более захватывающим. Ведь все
необычное, загадочное и непохожее невольно
завораживает и притягивает. Перед глазами
возникают сверкающие драгоценными камнями
одеяния фараонов, цари, восседающие на троне в
величественных дворцах, несчастные рабы,
могущественные боги, кровавые и жестокие войны,
интриги, загадки, приключения и испытания
героев… Возможно, все это отчасти навеяно
голливудскими фильмами, но зато производит
достаточно сильное впечатление, превращая МХК в
нечто большее, чем обыкновенный школьный урок.
Но естественно, что МХК, как в принципе
и любой урок, все-таки не развлекательное
мероприятие, он призван в первую очередь
включить мозговые процессы в головах учеников.
Приходится усваивать огромное количество
информации об истории, культуре и искусстве
разных народов. Эта информация полезна и ценна,
но быстро забывается, если не анализировать ее,
не связывать исторический путь народа и его
культуру. Например, сами по себе мифы и легенды —
это всего лишь красивые сказки, но в соединении с
историей они наполняются более глубоким смыслом,
становятся многослойными, появляется подтекст.
МХК, помимо знаний о культуре и
истории, дает также некоторое представление о
психологии человека, жившего несколько веков или
даже тысячелетий назад, она учит логически
мыслить порой даже не хуже, чем математика. Хотя,
к сожалению, вряд ли со мной согласятся
большинство моих одноклассников: судя по их
скучающим лицам и пренебрежительному отношению
к посещению уроков, история и загадки древности
их не очень-то интересуют…
Конечно, каким бы интересным сам
предмет ни был, девяносто процентов его успеха у
учеников зависит от учителя. А учитель у нас, надо
сказать, довольно своеобразный. Он прекрасно
владеет материалом, ему безумно нравится то, что
он преподает, но порой он настолько увлекается,
что забывает о нашем существовании. Такое
ощущение, что он приходит на урок исключительно
только для того, чтобы поговорить на любимую
тему, а заинтересовать учеников он не может, даже
особо и не пытается. А сами ученики, как известно,
заинтересовываться не хотят…
Лично мне предмет МХК (КИДНЧ), как,
наверное, уже ясно из всего вышесказанного,
нравится. Правда, я так и не сделала ни одной
научной работы, хотя, если честно, хотела. Одно
время даже было желание поступать на факультет
культурологии.
В заключение хотелось бы высказать
пожелание, чтобы на уроке МХК больше
использовали наглядные материалы — картинки,
фигуры, фрагменты фильмов, устраивали бы что-то
типа викторин, конкурсов, в общем всячески
разнообразили скучные банальные лекции и
семинары, дабы хоть немного повысить интерес
учеников к мировой художественной культуре
(КИДНЧ) как к глубокому, увлекательному,
развивающему ум и эрудицию человека предмету.