Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2009

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Александр МАЙКАПАР

Общедоступная коллекция
русской классической музыки

«Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования» — так несколько сухо и по-деловому назван большой интернет-ресурс, созданный Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования».

Цель проекта: посредством Интернета обеспечить всех — учащихся и учителей, независимо от места их проживания, — всеми необходимыми материалами для полноценного процесса обучения в самых разных областях знаний и культуры.

В этом небольшом обзоре мне хотелось бы привлечь внимание читателя к той области, в которой мне довелось сотрудничать с Фондом, а именно к коллекции русской классической музыки. Должен признаться, что я с радостью принял предложение представить музыкальные произведения, включенные в коллекцию, и рассказать, как они создавались, раскрыть какие-то внутренние особенности, осветить вопросы интерпретации. Сразу отмечу, что все произведения, выложенные на этом ресурсе, доступны для прослушивания в полном объеме — оперы, симфонии, камерные произведения, словом, все лучшее в русской музыке.

Несмотря на огромный масштаб коллекции, я смело взялся за осуществление проекта еще и потому, что новая задача очень полно совпала с моими собственными размышлениями о том, как следовало бы представить музыкальное произведение слушателям, которые с ним еще не знакомы, как ввести их в чарующий мир музыки. Быть может, читатели газеты «Искусство» помнят наши очерки о пьесах цикла «Времена года» П. Чайковского. Еще ранее были опубликованы очерки в серии «Популярная классика». Так вот, все эти материалы естественно нашли свое место в новом интернет-ресурсе. Но на сей раз шире оказался репертуар — это вся русская музыкальная классика.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ГИА ОНЛАЙН". Тренировочные работы ОГЭ по русскому языку, математике, химии, биологии, физике, информатике и другим школьным предметам, а также онлайн уроки и статьи. Посмотреть подробную информацию и пройти тренировочные тесты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gia-online.ru.

На первый взгляд может показаться, что дело можно было бы свести к некой компиляции огромного количества всевозможных материалов и исследований о творчестве великих композиторов, об их шедеврах. Но такой подход не увлекал, он лишал работу творческого элемента. Сознаюсь честно, поскольку никому — и мне, естественно, тоже — не дано знать всё, я сразу решил, что мне представилась замечательная возможность прежде всего самому расширить свои познания, создавая этот ресурс, самому многое узнать, глубже понять, по-новому взглянуть на хорошо известные музыкальные творения. Такой подход делал большую работу над коллекцией необычайно увлекательной. И теперь, по завершении ее, я с полной убежденностью настоятельно советую каждому, кому предстоит овладевать какими-то знаниями — в любой области, — сразу поставить дело на «исследовательские рельсы».

Что это значит с практической точки зрения? Я давно заметил, что любой факт — дата, историческое событие, художественное произведение и др. — гораздо прочнее запоминается, если встретился вам в нескольких, хотя бы двух, разных источниках. Но, обращаю внимание, так будет, если вы сами, самостоятельно на них наткнетесь. Причем чем парадоксальнее сам факт обнаружения упоминания об одном и том же, тем более впечатляющей и, следовательно, запоминающейся будет такая находка. И тем более творческим станет процесс усвоения материала. Из сказанного со всей очевидностью вытекает, что в процессе обучения чрезвычайно полезно иметь много материалов по изучаемой теме. И Интернет предоставляет такую замечательную возможность (что, конечно же, не заменяет печатных изданий).

В качестве иллюстрации этой мысли расскажу об одном из моментов работы над сайтом русской музыки. Это эпизод из I действия оперы П. Чайковского «Пиковая дама». Лиза просит Полину спеть. Полина поет. Мрачно и обреченно звучит ее романс «Подруги милые». Он как бы воскрешает старые добрые времена — не зря аккомпанемент в нем звучит на клавесине.

Полина

Я вам спою романс любимый Лизы.
(Садится за клавесин.)
Постойте... Как это?
(Прелюдирует.)
Да! вспомнила.

(Поет с глубоким чувством.)

Подруги милые, подруги милые,
В беспечности игривой,
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах.
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,
И я на утре дней в сих рощах и полях
Минутны радости вкусила,
Минутны радости вкусила.
Любовь в мечтах златых
Мне счастие сулила.

Романс воскрешает старые добрые времена. Казалось бы, достаточно знать, что либреттист, а им был брат композитора Модест Ильич Чайковский, воспользовался в данном случае стихотворением Батюшкова. Это известный факт. Но за ним открываются новые смысловые «обертоны», вводящие в круг наших размышлений уже очень далекие ассоциации. Дело в том, что в романсе Полины (очень популярном концертном номере) формулируется идея, впервые получившая выражение в XVII веке в латинской фразе, ставшей тогда крылатой: «Et in Arcadia ego», означающей: «И даже в Аркадии (то есть в раю) я (то есть смерть) есть». В следующем столетии, то есть в то время, которое вспоминается в опере, это крылатое латинское выражение переосмыслили, и теперь его стали понимать так: «И я когда-то жил в Аркадии», что, строго говоря, является насилием над грамматикой латинского оригинала. Именно об этом поет Полина: «И я, как вы, жила в Аркадии счастливой».

Эту латинскую фразу часто можно было встретить на надгробиях (такую сцену дважды изобразил французский художник Н. Пуссен). Полина, аккомпанируя себе на клавесине, завершает свой романс словами: «Но что ж досталось мне в сих радостных местах? Могила!». В свое время мы посвятили большую статью судьбе этой латинской фразы — «Et in Arcadia ego: до и после Пуссена» («Искусство», № 12/2005?).

Итак, размышления всего лишь об одном небольшом эпизоде оперы привели к рассмотрению: 1) роли либреттиста, 2) стихотворения Батюшкова, его смысла и аллюзий, 3) крылатого латинского выражения, 4) трактовки этого выражения в живописи Н. Пуссена. И это отнюдь не полный перечень возникших идей. Таких моментов в работе над проектом было много.

Надеюсь, теперь понятно, почему работа над этим интернет-ресурсом была чрезвычайно интересной и привела к многим неожиданным открытиям, не говоря уж об удовольствии слушать музыку. Призываю всех разделить со мной радость обретения такой большой коллекции русской музыки.