ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Александр МАЙКАПАР
Общедоступная коллекция
русской классической музыки
«Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсов для учреждений общего
и начального профессионального образования» —
так несколько сухо и по-деловому назван большой
интернет-ресурс, созданный Национальным фондом
подготовки кадров в рамках проекта
«Информатизация системы образования».
Цель проекта:
посредством Интернета обеспечить всех —
учащихся и учителей, независимо от места их
проживания, — всеми необходимыми материалами
для полноценного процесса обучения в самых
разных областях знаний и культуры.
В этом небольшом обзоре мне хотелось
бы привлечь внимание читателя к той области, в
которой мне довелось сотрудничать с Фондом, а
именно к коллекции русской классической музыки.
Должен признаться, что я с радостью принял
предложение представить музыкальные
произведения, включенные в коллекцию, и
рассказать, как они создавались, раскрыть
какие-то внутренние особенности, осветить
вопросы интерпретации. Сразу отмечу, что все
произведения, выложенные на этом ресурсе,
доступны для прослушивания в полном объеме —
оперы, симфонии, камерные произведения, словом,
все лучшее в русской музыке.
Несмотря на огромный масштаб
коллекции, я смело взялся за осуществление
проекта еще и потому, что новая задача очень
полно совпала с моими собственными
размышлениями о том, как следовало бы
представить музыкальное произведение
слушателям, которые с ним еще не знакомы, как
ввести их в чарующий мир музыки. Быть может,
читатели газеты «Искусство» помнят наши очерки о
пьесах цикла «Времена года» П. Чайковского. Еще
ранее были опубликованы очерки в серии
«Популярная классика». Так вот, все эти материалы
естественно нашли свое место в новом
интернет-ресурсе. Но на сей раз шире оказался
репертуар — это вся русская музыкальная
классика.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ГИА ОНЛАЙН". Тренировочные работы ОГЭ по русскому языку, математике, химии, биологии, физике, информатике и другим школьным предметам, а также онлайн уроки и статьи. Посмотреть подробную информацию и пройти тренировочные тесты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gia-online.ru.
На первый взгляд может показаться, что
дело можно было бы свести к некой компиляции
огромного количества всевозможных материалов и
исследований о творчестве великих композиторов,
об их шедеврах. Но такой подход не увлекал, он
лишал работу творческого элемента. Сознаюсь
честно, поскольку никому — и мне, естественно,
тоже — не дано знать всё, я сразу решил, что мне
представилась замечательная возможность прежде
всего самому расширить свои познания, создавая
этот ресурс, самому многое узнать, глубже понять,
по-новому взглянуть на хорошо известные
музыкальные творения. Такой подход делал большую
работу над коллекцией необычайно увлекательной.
И теперь, по завершении ее, я с полной
убежденностью настоятельно советую каждому,
кому предстоит овладевать какими-то знаниями — в
любой области, — сразу поставить дело на
«исследовательские рельсы».
Что это значит с практической точки
зрения? Я давно заметил, что любой факт — дата,
историческое событие, художественное
произведение и др. — гораздо прочнее
запоминается, если встретился вам в нескольких,
хотя бы двух, разных источниках. Но, обращаю
внимание, так будет, если вы сами,
самостоятельно на них наткнетесь. Причем чем
парадоксальнее сам факт обнаружения упоминания
об одном и том же, тем более впечатляющей и,
следовательно, запоминающейся будет такая
находка. И тем более творческим станет процесс
усвоения материала. Из сказанного со всей
очевидностью вытекает, что в процессе обучения
чрезвычайно полезно иметь много материалов по
изучаемой теме. И Интернет предоставляет такую
замечательную возможность (что, конечно же, не
заменяет печатных изданий).
В качестве иллюстрации этой мысли
расскажу об одном из моментов работы над сайтом
русской музыки. Это эпизод из I действия оперы П.
Чайковского «Пиковая дама». Лиза просит Полину
спеть. Полина поет. Мрачно и обреченно звучит ее
романс «Подруги милые». Он как бы воскрешает
старые добрые времена — не зря аккомпанемент в
нем звучит на клавесине.
Полина
Я вам спою романс любимый Лизы.
(Садится за клавесин.)
Постойте... Как это?
(Прелюдирует.)
Да! вспомнила.
(Поет с глубоким чувством.)
Подруги милые, подруги милые,
В беспечности игривой,
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах.
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,
И я на утре дней в сих рощах и полях
Минутны радости вкусила,
Минутны радости вкусила.
Любовь в мечтах златых
Мне счастие сулила.
Романс воскрешает старые добрые
времена. Казалось бы, достаточно знать, что
либреттист, а им был брат композитора Модест
Ильич Чайковский, воспользовался в данном случае
стихотворением Батюшкова. Это известный факт. Но
за ним открываются новые смысловые «обертоны»,
вводящие в круг наших размышлений уже очень
далекие ассоциации. Дело в том, что в романсе
Полины (очень популярном концертном номере)
формулируется идея, впервые получившая
выражение в XVII веке в латинской фразе, ставшей
тогда крылатой: «Et in Arcadia ego», означающей: «И
даже в Аркадии (то есть в раю) я (то есть смерть)
есть». В следующем столетии, то есть в то время,
которое вспоминается в опере, это крылатое
латинское выражение переосмыслили, и теперь его
стали понимать так: «И я когда-то жил в Аркадии»,
что, строго говоря, является насилием над
грамматикой латинского оригинала. Именно об этом
поет Полина: «И я, как вы, жила в Аркадии
счастливой».
Эту латинскую фразу часто можно было
встретить на надгробиях (такую сцену дважды
изобразил французский художник Н. Пуссен).
Полина, аккомпанируя себе на клавесине,
завершает свой романс словами: «Но что ж
досталось мне в сих радостных местах? Могила!». В
свое время мы посвятили большую статью судьбе
этой латинской фразы — «Et in Arcadia ego: до и после
Пуссена» («Искусство», № 12/2005?).
Итак, размышления всего лишь об одном
небольшом эпизоде оперы привели к рассмотрению:
1) роли либреттиста, 2) стихотворения Батюшкова,
его смысла и аллюзий, 3) крылатого латинского
выражения, 4) трактовки этого выражения в
живописи Н. Пуссена. И это отнюдь не полный
перечень возникших идей. Таких моментов в работе
над проектом было много.
Надеюсь, теперь понятно, почему работа
над этим интернет-ресурсом была чрезвычайно
интересной и привела к многим неожиданным
открытиям, не говоря уж об удовольствии слушать
музыку. Призываю всех разделить со мной радость
обретения такой большой коллекции русской
музыки.