УРОК МХК
Любовь ВАНЮШКИНА,
доктор педагогических наук,
зав. кафедрой культурологического образования
СПбАППО
Елена КОРОБКОВА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры культурологического образования
СПбАППО
Cлово и дело
Сизифов труд
Ситуация с мировой художественной
культурой часто напоминает миф о Сизифе,
обреченном вечно вкатывать на гору тяжелый
камень. Из года в год работа с педагогами
начинается с одной и той же точки — от «подножия
горы». Только появятся новые кадры
преподавателей МХК, только они пройдут
соответствующую подготовку и наберут
необходимый опыт, только начнет складываться
профессиональное сообщество, объединенное общим
пониманием сути предмета и методики его
преподавания, — как «камень скатывается вниз».
Подготовленные специалисты исчезают из поля
зрения, приходят новые люди, и все повторяется
снова. Очевидно, что корень проблемы заключается
не в притоке новых людей и необходимости их
обучения, а в тотальном характере ежегодной
ротации, не позволяющей сформировать устойчивое
сообщество преподавателей МХК.
Попробуем подробнее разобраться в
причинах происходящего.
На наш взгляд, существует серьезное
расхождение между декларируемым значением этого
предмета и его реальным статусом — между словом
и делом.
Если говорить о «деле», то к предмету
«Мировая художественная культура» у части
школьной администрации да и некоторых
учителей-предметников сформировалось
устойчивое отношение как к декоративному
элементу, призванному украсить образовательную
программу, но от которого при возникновении
любых затруднений можно отказаться без особого
ущерба для качества образования.
Подобная ситуация отчетливо
проявилась во время обсуждения третьего
поколения образовательных стандартов учителями
литературы и предметов образовательной области
«Искусство» (МХК, Музыка, ИЗО). Отношение к курсу
МХК предельно ясно сформулировала одна из
участниц дискуссии — учитель литературы. В пылу
спора, сетуя на то, что образовательные стандарты
предусматривают соединение мировой
художественной культуры и литературы в рамках
единой образовательной области, она обозначила
свою позицию так: «Нас спустили в подвал».
Вероятно, предполагается, что и музыка, и
изобразительное искусство, и мировая
художественная культура в этом «подвале
образования» находятся уже очень давно. Прелесть
высказывания в его наивности и откровенности,
поскольку отражает позицию многих педагогов и
администраторов, которую они не решаются облечь
в слова, но внутренне с ней совершенно согласны.
Именно такое снисходительное
отношение к МХК порождает в массовом
педагогическом сознании представление о том, что
практически любой педагог способен «преподавать
культуру».
Доминанта образования
Накануне каждого учебного года мы
сталкиваемся с одной и той же проблемой: за
помощью и поддержкой приходят учителя, которым
предстоит вести предмет «Мировая художественная
культура». Как правило, эти педагоги не имеют
специального образования, в лучшем случае —
филологи или историки (но нам приходилось видеть
и учителей физики, биологии и даже физкультуры).
Они плохо понимают, что это за предмет, какова его
специфика, в чем состоят его цели и задачи. Но
надо сказать, что подобные вопросы их не особенно
и тревожат. Курс МХК многие учителя-гуманитарии
рассматривают как дополнительные часы для
изучения истории или литературы, музыки или
изобразительного искусства. Главное, что их
беспокоит, — наличие программы и учебника,
которые позволят при минимальных затратах
обеспечить преподавание нового предмета.
Здесь и возникают первые трудности.
Для многих начинающих учителей МХК оказывается
настоящим шоком, что подобных программ
существует более десятка и все они построены в
логике, не совпадающей с логикой построения
основных школьных предметов. Добавим, что
начинающие учителя МХК чаще всего слабо владеют
содержанием нового для них предмета и не всегда
готовы сделать осознанный выбор программы, в
наибольшей мере соответствующей уровню их
профессиональной подготовки, специфике и
приоритетам образовательного учреждения,
организационным условиям преподавания курса.
Практически каждому начинающему педагогу
необходима помощь в выстраивании индивидуальной
образовательной стратегии, подборе программы,
составлении тематического планирования.
Статья опубликована при поддержке школы танцев в Новосибирске "New Project". Танцевальная студия проводит обучение современным стилям - hip-hop, breaking, electro, popping, club dance, go-go, kids dance, booty dance, funk styles и другие. Профессиональные педагоги с высшим хореографическим образованием, доступные цены, дружный коллектив. Узнать подробнее о студии, посмотреть мастер-классы, расписание, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://project-nsk.ru/.
Любой методист прекрасно понимает, что
обновление профессионального педагогического
сообщества, появление новых людей, особенно
молодых специалистов, всегда на пользу любому
школьному курсу. Но беда в том, что педагоги,
которым предстоит осваивать громаду нового
учебного предмета, ощущают себя «калифами на
час». Большинство из них не уверены, продолжат ли
они преподавание МХК на следующий год, или им
предложат вести краеведение, этику или что-то
еще, «связанное с культурой». Нестабильность
порождает ощущение неуверенности и дискомфорта:
в самом деле, стоит ли так сильно вкладываться в
освоение новой (и очень непростой) дисциплины,
если нет ясной перспективы. Таково реальное
положение дела.
Но давайте откроем один из последних
документов, определяющих стратегию развития
образовательной сферы, — «Современная модель
образования, ориентированная на решение задач
инновационного развития экономики»1. В ряду важнейших
компонентов новой модели школьного образования
названа «ее ориентация на практические навыки,
на способность применять знания, реализовывать
собственные проекты…. при этом речь идет не о
заучивании простых алгоритмов, а, напротив, о
подлинной фундаментализации школьного
образования, при которой акцент делается не на
запоминание энциклопедического набора знаний из
разных областей, а на овладение фундаментальными
умениями коммуникации, анализа, понимания,
принятия решений».
А это означает, что по-прежнему одной
из доминант современного образования остается
установка на формирование у школьников умений
ориентироваться в окружающей их
действительности, соотносить собственные
решения с тем опытом, который накоплен
отечественной и мировой культурой. Вполне
очевидно, что базисом вновь создаваемых
образовательных моделей должны стать предметы
гуманитарного цикла и прежде всего МХК, конечно,
если не понимать ее только как процесс
накопления знаний о культуре: стилях и
художественных течениях, именах творцов
искусства и их биографиях, истории создания и
бытования произведений.
Самый эффективный инструмент
Потенциал этого предмета гораздо
значительней — он способен дать опыт
существования в пространстве культуры.
Нелинейность, многомерность и диалогичность,
присущие природе самой культуры, являются
базовыми характеристиками, определяющими
современное состояние мира. Именно поэтому
культура может рассматриваться как самый
эффективный инструмент социальной адаптации
личности к условиям переменчивого,
неустойчивого и полифоничного мира.
Миссия предмета заключается в том,
чтобы помочь ученику в постижении смыслов и
значений, сосредоточенных в разнообразных
произведениях художественной культуры,
личностном освоении тех ценностей, которые были
выработаны человечеством за долгие годы его
существования, в выборе жизненных ориентиров и
стратегий. Именно это и позволит в дальнейшем
молодому человеку адекватно отвечать на вызовы
времени, обоснованно принимать решения и нести
ответственность за свой выбор. И если это так, то,
как это ни покажется парадоксальным, именно
предмет, воспринимаемый как «дополнение,
необязательное украшение» образовательного
процесса, должен приобрести иной, более весомый
статус, изменить вектор развития современного
образования с наукоориентированного — на
культуроориентированное.
Итак, все сказанное свидетельствует о
глубоком противоречии между «словом и делом». За
последние годы в практике реальной работы
массовых образовательных школ совершенно
отчетливо обозначена тенденция к вытеснению МХК
из образовательного процесса. Фактически
сегодня стоит вопрос о том, будет ли существовать
этот предмет в школьных программах в ближайшем
будущем. С другой стороны, совершенно ясно, что
если мы не переломим эту тенденцию, то школа
обречена идти по замкнутому кругу
реформирования, не выводящего на новое качество
образования.
Эта проблема понимается большей
частью педагогического сообщества лишь
интуитивно — на уровне ощущений, эмоциональных и
личностных оценок, но не осознается как повод для
серьезных научных дискуссий, от результата
которых зависит проектирование модели
образования нового века. Авторам представляется,
что данная статья может послужить «запускающим
механизмом» подобной дискуссии.
С нашей точки зрения, сама проблема
бытования предмета «Мировая художественная
культура» в современной школе многоаспектна.
Однако как бы ни развернулась дискуссия, три
сюжета должны непременно оставаться в центре
нашего внимания: цели курса МХК, его место в
базовом учебном плане и
организационно-педагогические особенности
урока МХК.
Кратко прокомментируем каждую из трех
обозначенных позиций.
Зачем нужен курс МХК
Как уже было отмечено, сегодня в
образовательном пространстве сосуществуют
несколько утвержденных Министерством
образования и науки программ МХК, которые
опираются на разные философские и
методологические установки и соответственно
по-разному конструируют содержание данного
курса. Так, в основу первой программы, созданной
родоначальником этого курса Л.М. Предтеченской,
был положен исторический подход и интеграция
различных видов отечественного и зарубежного
искусства. На исторический принцип также
ориентирована программа Г.И. Даниловой.
Специфика программы Л.А. Рапацкой отражена в
подзаголовке «Взгляд из России»: значительное
место в ней занимают темы, посвященные культуре
России. Программа Л.Г. Емохоновой делает акцент
на искусствоведческом аспекте изучения курса.
Попытка придать курсу культурологический
характер просматривается в программах для
основной школы Г.И. Даниловой и В.Г. Маранцмана.
Разнообразие предлагаемых подходов
обеспечивает свободу выбора для педагогического
маневра. Однако разнонаправленность программ
создает и определенные трудности в выработке
единой методологии преподавания курса, так как
во множественных авторских подходах размывается
изначально присущее этому предмету
целеполагание.
Многие начинающие педагоги искренне
убеждены в том, что цель курса МХК — «изучение
искусства», которое рассматривается как способ
повышения общекультурного уровня школьника. И в
этом, безусловно, есть доля истины. Но если
ограничиться только таким пониманием цели
предмета, то возникает закономерный вопрос:
нужен ли для этого специальный предмет? Эта
задача традиционно стоит перед всеми учебными
предметами и прежде всего — гуманитарными. В
этом случае самый простой способ добиться
желаемого — перераспределить часы, отведенные
на МХК, между другими гуманитарными предметами.
Но в том-то и дело, что курс МХК в
качестве школьного предмета изначально
задумывался как способ развития личности
средствами искусства. У курса есть свое важное
предназначение — создать условия для
глубинных изменений личности, которые
происходят под воздействием общения с
искусством.
Процесс общения с искусством — это
сложное переплетение информации с эмоциями;
логического и рационального — с памятью и
воображением; фантазии — со здравым смыслом.
Более того, присущие искусству многогранность
(множественность интерпретаций одного и того же
произведения), поликультурность (реальная
возможность «заглянуть» в иные времена, иные
культурные миры), открытость (восприятие
искусства — всегда творчество, всегда «путь в
незнаемое»), полилогичность (никогда даже самый
грамотный и просвещенный зритель в одиночку не
сможет воспринять всю глубину произведений
искусства, здесь рождается интерес к точке
зрения других, к диалогу как наиболее
адекватному способу освоения материала) делают
его тем пространством, в котором ребенок
получает возможность максимально и полно
реализовать свой природный личностный
потенциал.
В этом контексте становится очевидным,
почему для курса МХК приоритетно не освоение
содержания, а методы и способы организации
диалогового взаимодействия с произведениями
художественной культуры. И там, где педагог,
тщательно сохраняя атмосферу творчества и
свободы самовыражения, подспудно держит в уме в
качестве предмета курса не искусство, а личность
ребенка, развивающуюся в процессе общения с
искусством, удается реализовать потенциал,
изначально присущий предмету, ибо в курсе МХК
искусство не утрачивает своей специфической
природы и не превращается в «дидактическое
пособие».
Место курса в базовом учебном плане
Курс МХК — один из самых молодых
школьных предметов, его возраст — не более трех
десятилетий. И как всякая новая дисциплина он
ищет свое место в базовом учебном плане.
Первоначально он был введен в 8–10-х
классах из расчета 2 часа в неделю. Затем
появились программы, которые предполагали
изучение курса МХК с 5-го класса. Их авторы
разрабатывали линейные и концентрические модели
структурирования содержания. Одновременно
создавались программы для старшей школы,
рассчитанные на два и даже один учебный год,
происходило уточнение количества учебных часов,
отводимых МХК в учебном плане.
Экспериментальный путь определения
места МХК в базовом учебном плане закономерен и,
по логике, должен был бы завершиться
легитимизацией его позиций. Однако этого не
произошло, и сегодня школа не имеет единой
стратегии, определяющей место и объем этого
предмета в школьном расписании. Во многих
образовательных учреждениях утерян его
обязательный статус, и судьбу курса решает
школьная администрация: в основной школе за счет
школьного и регионального компонента, в старшей
— как предмет по выбору (исключение составляют
профильные классы). Необязательность предмета не
позволяет выстроить систему его реализации.
На практике часто встречаются
ситуации, когда введение курса и определение
ступеней преподавания не связываются со
спецификой самого предмета, а диктуются
сиюминутными требованиями, например
необходимостью дополнить педагогическую
нагрузку учителя. Как показывает практика,
предмет с такой же легкостью исчезает из
расписания, как и необдуманно вводится в него.
Вместе с тем прослеживаются и
тенденции иного порядка. Прежде всего, нельзя не
отметить огромный всплеск интереса к «наукам об
искусстве» и у учителей, и у учеников. Об этом
свидетельствует внимание к олимпиадам,
инициированным «снизу», таким как «Золотое
руно», или олимпиадам в регионах, интереснейшая
информация о которых размещена в Интернете. И,
наконец, начало 2008/2009 учебного года
ознаменовалось важнейшим для судьбы МХК
государственным решением о перспективной
подготовке первой Всероссийской олимпиады по
МХК. Эта олимпиада может стать тем поворотным
моментом, который позволит осознать цели курса
МХК и выработать общую стратегию его развития.
Как построить урок МХК
Одна из трудностей, с которыми
сталкиваются учителя МХК, — стереотипы,
связанные с представлениями о «правильно»
построенном уроке. Урок МХК не укладывается в
прокрустово ложе традиционного
комбинированного урока. Специфика целей и
содержания предполагает совершенствование
традиционных и разработку инновационных форм
организации деятельности учащихся на занятиях.
Вектор этого развития нацелен на изменение
акцентов в логике образовательной деятельности.
Для педагога это означает необходимость
трансформации его социальной роли в
образовательном процессе: от носителя
информации и транслятора «готовых истин» — к
фасилитатору, сопровождающему ученика в поисках
этих истин. Для школьника приоритетным
становится превращение процесса познания из
запоминания фактов и явлений в постижение их
смыслов.
Такая установка неизменно влечет за
собой изменение самой «архитектуры» урока МХК.
Если в центре внимания оказывается не «изложение
нового материала», а совместный творческий поиск
школьников и педагога, то самое ценное и важное в
занятии — диалог. Вполне очевидно, что такие
формы диалогового взаимодействия, как
урок-концерт, диспут, дискуссия и др., с трудом
укладываются в 45 учебных минут. Их организация
требует поиска резервов времени, в том числе за
счет интегрированных уроков предметов
гуманитарного цикла, обобщающих уроков, а также
зачетных занятий. Вероятно, эта проблема
является одной из болевых точек преподавания
курса МХК, которой стоит уделить особое внимание
в ходе дискуссии.
Но только модернизацией традиционных
форм обучения ограничиться невозможно.
Современное понимание сути курса МХК связано с
осознанием того, что императивом урока искусства
является «диалог с подлинниками». Это, в
свою очередь, требует расширения
образовательного пространства, включение в него
объектов, находящихся за пределами школьного
класса, таких как Город или Музей. Очевидно также
и то, что образовательная деятельность вне школы
должна быть основана на иных принципах и ни в
коем случае не может быть сведена только к
экскурсионной деятельности — аналогу школьного
урока. В арсенале методов учителя МХК должны
появиться инновационные методы, позволяющие
организовать творческую исследовательскую
деятельность учащихся, такие как
музейно-педагогическое занятие или
образовательное городское путешествие. Именно
сочетание аудиторных и внеаудиторных форм
работы является сущностным признаком
современного урока искусства.
Органичным и естественным результатом
соединения образования разных типов
(аудиторного и внеаудиторного) могут стать
долгосрочные проекты, интегрированные
культурно-образовательные программы,
инновационные методические пособия.
Описанные здесь проблемы, безусловно,
не исчерпывают всех болевых точек преподавания
мировой художественной культуры в современной
школе. Скорее это верхушка айсберга.
Накопившиеся вопросы свидетельствуют о том, что
мы подошли к критическому моменту в истории
курса МХК. Или мы начнем всерьез обсуждать весь
комплекс проблем, что, возможно, даст новый
импульс развитию предмета, или урок искусства по
инерции будет терять свое лицо, все более
превращаясь в обычный школьный урок, без
которого школа вполне может и обойтись…
Вопросы, поставленные в статье, предполагается
обсудить на Всероссийской научно-практической
конференции «Мировая художественная культура в
современной школе: проблемы и перспективы» 15–16
мая 2009 г. Санкт-Петербург
Организаторы конференции:
• Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
(кафедра культурологического образования).
• Учебно-методическая газета
«Искусство» Издательского дома «Первое
сентября».
Цель конференции: определение
педагогического потенциала предмета «Мировая
художественная культура», его роли в решении
задач «развития личности школьника,
познавательных и созидательных способностей»,
поставленных перед современной школой в
«Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года».
Задачи конференции:
• поиск путей преодоления
изолированности школы от жизни, выявление и
актуализация педагогического потенциала курса
МХК как мощного средства интеграции
образовательной сферы и проблем современной
жизни учащихся;
• уточнение роли и места курса МХК в
современной школе, корректировка его целей и
задач в контексте новой философии образования;
• совершенствование
профессионального педагогического мастерства
преподавателей МХК, анализ инновационных и
интерактивных методов преподавания мировой
художественной культуры как предмета искусства,
дающих возможность наиболее эффективно решать
актуальные задачи духовно-нравственного
воспитания и творческого развития школьников;
• оказание информационной и
методической поддержки учителям —
преподавателям МХК в школах России и ближнего
зарубежья;
• привлечение внимания
педагогического сообщества к негативным
тенденциям, касающимся преподавания курса МХК в
современной школе, создание единого
информационного пространства для общения и
обмена опытом; обсуждение форм и методов
сотрудничества.
Основная программа конференции
рассчитана на два дня (15.05–16.05 — пятница,
суббота) и предусматривает пленарное
заседание, семинары, мастер-классы, в том числе
открытые уроки и их обсуждение, творческий
конкурс участников конференции, экскурсионную
программу.
Проблемы и вопросы, которые
предполагается обсудить в ходе конференции:
• Жизнь — Искусство — Школа:
искусство в жизни человека, роль предмета
«Мировая художественной культура» в
формировании нравственных и мировоззренческих
позиций личности, решении задач освоения
школьниками историко-культурного опыта
накопленного человечеством.
• Программа предмета как главный
концептуальный и методический документ
преподавания МХК, ориентир формирования
личности человека средствами искусства.
• Психолого-педагогические основы
преподавания мировой художественной культуры в
общеобразовательной школе.
• Традиции и новации: методики и
технологии преподавания МХК в современной школе.
• Организация
художественно-педагогического общения на уроках
МХК как основополагающий принцип преподавания
мировой художественной культуры в
общеобразовательной школе.
• «Говорить языком самого предмета»:
своеобразие урока мировой художественной
культуры — урока искусства.
Организаторы конференции также
предлагают педагогам принять участие в конкурсе творческих
работ по проблемам, заявленным для
обсуждения и предъявляющим личный
педагогический опыт.
Предполагаемый объем выступления 5–7
минут. Оргкомитет также приветствует сценарии
уроков по МХК для их личной
презентации во второй день конференции.
Подведение итогов конкурса — 16 мая.
Срок представления творческих работ в
оргкомитет — не позднее 1 апреля 2009 г. Для участия
в данном конкурсе необходимо заполнить регистрационную
анкету.
Оргкомитет оставляет за собой право
отбора и редактирования присланных материалов.
Работы, присланные на конкурс, обратно не
возвращаются.
По итогам конференции планируется
выпуск сборника (срок — январь 2010 г.)
Проезд до Санкт-Петербурга и
проживание участников обеспечивает
направляющая сторона. Организаторы конференции
бронируют гостиницу в соответствии с
предварительной заявкой.
Регистрационные формы следует
высылать в оргкомитет конференции: culturology@mail.ru или по факсу (812)
315-51-20.
Контакты координатора конференции
Коробковой Елены Николаевны: тел. (812) 315-51-20
Регистрационная форма
Всероссийской научно-практической конференции
Пожалуйста, заполните индивидуальную
копию на каждого участника
1
Методические рекомендации по проведению
августовских педагогических совещаний
работников образования «Актуальные задачи
современной модели образования».