Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Светлана КИРИЛЛОВА

 

Первый концерт
для фортепиано с оркестром

Первый фортепианный концерт Чайковского превратился во всем мире в один из символов русского искусства. В ХХ веке с появлением звукозаписи именно это произведение Чайковского стало первым в мире платиновым диском классической музыки (а это означает один миллион проданных дисков в США). Ни один пианист не может считаться виртуозом международного уровня, если в его репертуаре нет Первого фортепианного концерта. Но отчего это знаменитейшее произведение, едва появившись на свет, было так плохо принято ближайшими друзьями Чайковского?

ПРИРУЧИТЬ МУЗЫКУ

Мы знаем, что Петр Ильич Чайковский был хорошим пианистом и великолепно импровизировал на этом инструменте.

Страница партитуры Первого концерта
для фортепиано с оркестром.
Автограф. 1875

 

Свой первый фортепианный концерт он написал в любимой Москве, в доме купца Полуектова на Малой Никитской улице, недалеко от храма Большого Вознесения, где когда-то венчался Александр Сергеевич Пушкин. В этом доме на тихой, почти провинциальной улице (зимой занесенной снегом почти до окон домов) им было создано множество романсов, знаменитая Серенада для скрипки с оркестром и отдельные сцены балета «Лебединое озеро».

24 декабря 1874 г. в одном из классов консерватории Чайковский проиграл Первый концерт своему другу, директору Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Он ждал заслуженной похвалы.

Н.Г. Рубинштейн

 

Рубинштейну концерт не понравился. Музыкальная критика пошла еще дальше. «Первый блин, который вышел комом», — написали одни критики. «Сочинение талантливое, но легонькое», — откликнулись другие. «Это произведение занимает в творчестве композитора весьма и весьма второстепенное место, — заявил друг и будущий биограф Чайковского Герман Ларош. — Роль фортепиано сводится к аккомпанементу».

Спонсор публикации статьи интернет-магазин школьной формы "Schoolstyle.ru". Интернет-магазин предлагает Вам приобрести качественную школьную форму для мальчиков и девочек, аксессуары. Натуральные высококачественные ткани, гарантия качества, скидки и распродажи. Любая модель формы позволяет по мере роста ребёнка регулировать полноту. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://schoolstyle.ru.

Г.А. Ларош

 

А петербургскому критику А.С. Фаминцыну, давшему в «Музыкальном листке» от 23 ноября 1875 года самый мягкий из отзывов, почему-то показалось, что концерт «поражает ясностью, веселостью настроения с начала до конца». (Чайковский говаривал: «В Москву, подальше от Фаминцыных!»)

Первые критики интуитивно почувствовали в новом произведении Чайковского нечто, разрушающее все их прежние представления о музыке.

Критики той эпохи считали неопровержимым, что и в музыкальном, и в изобразительном искусстве должно присутствовать повествовательное начало. Исходя из этого и живописное полотно, и музыкальное произведение считались законченными, если позволяли сделать подробный пересказ. Вплоть до начала ХХ века художественная критика была полна этими утомительными пересказами, разъясняя читателям и зрителям, что «происходит» на картине того или иного художника. Чем длиннее оказывалось такое описание, чем больше «событий» разыскивал на полотне критик — тем выше ценилось мастерство художника, тем совершеннее считалась картина.

Те же самые эстетические принципы применялись и в музыке. Критики времен Чайковского отдавали предпочтение «программной» музыке — той, чье содержание заранее изложено для слушателей самим композитором. В сущности, составление литературных «программ» была последней и безнадежной попыткой эпохи остановить время и приручить музыку. Музыка, не поддающаяся пересказу, «музыка в себе», пугала современников Чайковского так же, как и открытое как раз в те времена понятие «бессознательного».

А первые аккорды Первого фортепианного концерта Чайковского — властные, ослепительно-яркие и с точки зрения хорошего вкуса того времени абсурдные — давали понять: это музыка, которую нельзя пересказать. А главное — эта музыка не желает быть пересказанной.

Чайковский говорил, что главная тема Первого фортепианного концерта пришла к нему во сне.

ВСПЫШКА СВЕТА

В XVIII–XIX вв. тенденции нового видения мира возникали сначала в музыке и лишь позднее — иногда даже через два-три десятилетия — проявлялись в изобразительном искусстве, литературе и философии. Вспышка света, которую увидел Чайковский, записывая зимой 1874 г. начало Первого фортепианного концерта, значительно позже перейдет на полотна русских художников (здесь прежде всего следует назвать имя Виктора Борисова-Мусатова).

Композитор слишком опередил время. И он понимал это.

На критику Николая Рубинштейна Чайковский ответил, что не переделает в своем произведении ни одной ноты. «Эти господа никак не могут отвыкнуть смотреть на меня как на начинающего, нуждающегося в их советах, строгих замечаниях и решительных приговорах… — с горечью писал Чайковский брату Анатолию. — Если принять во внимание, что они считаются моими друзьями и что во всей Москве нет никого, кто бы мог с любовью и вниманием отнестись к моему сочинению, то ты поймешь, что мне было очень тяжело».

Чайковский с братьями Модестом и Анатолием (стоят)
и другом Н.Д. Кондратьевым.
1875. Москва

 

А брату Модесту Чайковский признался: «Я очень одинок здесь. Представь, что я теперь часто и подолгу останавливаюсь на мысли о монастыре или чем-то подобном».

Он вычеркнул имя Рубинштейна и посвятил концерт пианисту Гансу фон Бюлову — популяризатору его произведений в Германии. Вскоре фон Бюлов отправился на гастроли за океан. И там произошло чудо — американцы пришли в восторг. Потрясающий успех концерта, исполненного Гансом фон Бюловом в Бостоне 13 октября 1875 года, открыл жителям США русскую музыку.

Г. фон Бюлов

 

Вероятно, впервые мнение из-за океана было услышано в России. После этого россияне сдались. 21 ноября 1875 года в Москве, в Колонном зале, Первый фортепианный концерт сыграл ученик Чайковского, будущий композитор Сергей Танеев. «Как он великолепно играет мой концерт!» — воскликнул Чайковский. Николай Рубинштейн встал за дирижерский пульт.

На волне успеха концерта в 1891 г. Чайковский сможет приехать на гастроли в США. Он станет первым русским композитором, которого увидит и полюбит Америка.

А в 1958 г. на I Международном конкурсе имени Чайковского в Москве победит молодой американский пианист Вэн Клайберн. В историю войдет его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского (RCA Victor). Это уникальный случай в истории мировой звукозаписи, когда платиновым становится диск с записью классической музыки…