ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Александр МЕЛИХОВ,
заместитель главного редактора журнала «Нева»,
Санкт-Петербург
Жив ли мальчик?
С Лией
Михайловной Предтеченской нас связывали очень
нежные отношения, и я где мог и как мог воспевал
курс мировой художественной культуры вместе с
его создательницей. Однако спорили мы постоянно.
Я соглашался, что если начальство открыто
заявляет, что ему нужны станочники, а не ценители
Бетховена и Врубеля, то мы должны доказывать, что
без Врубеля и в станочники не выйти: человек с
развитым эстетическим вкусом-де не может плохо
растачивать шайбу или штукатурить стену.
Говорить мы это должны, но нельзя же
самим верить в собственную пропаганду — наши
оппоненты до такого не опускаются. На самом же
деле мы просто любим искусство, а потому
стараемся навербовать для его поддержки как
можно больше сторонников, не задумываясь, что от
этого приобретет общество, а тем более они сами.
О. Роден. Мыслитель. Фрагмент. 1880–1882.
Музей Родена, Париж
Лия Михайловна всегда протестовала с
такой пылкостью, что хотелось поддразнивать ее
снова и снова — уж очень это было очаровательно и
трогательно. И я доказывал, что никакого
нравственного начала искусство не несет, что оно
может с одинаковым успехом эстетизировать как
добро, так и зло, но если бы даже искусство
действительно воспитывало нравственность, то и в
этом случае воспитуемый мог бы вполне резонно
поинтересоваться: а зачем мне ваша
нравственность, которая сулит мне одни
неприятности? Что я буду иметь с вашего
искусства? Я лучше сохраню свободу выбора —
когда выгодно, буду действовать нравственно,
когда невыгодно — безнравственно…
Однако Лия Михайловна не могла даже
поверить, что подобные кощунственные речи можно
произносить всерьез, — ведь ей было так ясно, что
безнравственные, равнодушные к искусству парии
влачат самое жалкое существование, что красота,
добро и счастье живут в миру в таком же
гармоническом единстве, как и в ее собственной
вечно юной душе.
Колоннада Лувра
Лия Михайловна ушла из жизни на
вершине признания — на той вершине, откуда
неизбежно начинается путь вниз. «Погубят
ребенка, погубят ребенка», — повторяла она,
страшась того, что ее любимый курс превратят в
курс культурологии. Целью курса МХК Лия
Михайловна считала переживание, а не знание того,
какими средствами это переживание принято
добывать, — автомобиль, считала она, нужен, чтобы
путешествовать, а не изучать устройство
двигателя…
Но что сейчас происходит с МХК, я не
представляю. Зато за эти годы я гораздо лучше
понял, каковы цели искусства, что с него имеют те,
кому открыт его мир.
Главная цель искусства ровно та же, что
и у всей нашей духовной деятельности, —
самооборона. Обеспечение максимального
психологического комфорта, что возможно только в
мире иллюзий, ибо реальность всегда слишком
ужасна. Даже в редкие более или менее спокойные
периоды в жизни человека всегда присутствует
приближающаяся старость, смерть, потеря дорогих
ему людей… А уж что касается периодов
беспокойных — воздержусь от перечисления того,
что всем и без меня прекрасно известно.
Искусство, таким образом, выстраивает
иллюзорный мир, в котором можно — что бы вы
думали? — жить! Конечно, наиболее приятным
образом обустраивают этот мир чистые сказки,
изображающие человека могущественным,
бессмертным, находящимся под защитой высших сил,
но эта святая простота с такой очевидностью
противоречит реальности, влечет за собою столь
ужасную расплату, что наслаждаться ею человек
способен лишь в пору младенческой наивности. И,
пожалуй, самым изысканным изобретением в
искусстве духовной самообороны оказалась
трагедия: она не только признает все ужасы мира,
но даже намеренно их концентрирует — однако
изображает человека среди этих ужасов красивым и
несгибаемым. Пробуждая в нем гордость, а
следовательно, и силу. Да, мы беспомощны перед
мировым хаосом — но зато как прекрасны!
Фра Анжелико. Благовещение. Ок. 1440.
Музей Сан Марко, Флоренция
Работая с людьми, пытавшимися
добровольно уйти из жизни, я убедился, что
убивают не столько сами страдания, сколько
ощущение ничтожности этих страданий, убивает
сочетание несчастья с унижением. Если человек
сумеет создать красивый образ своего горя — он
уже наполовину спасен.
Красота спасает в самом что ни на есть
медицинском смысле этого слова. Однако создать
ее и ощутить способен лишь человек эстетически
искушенный, ибо красота есть не что иное, как
сходство с почитаемыми культурными образцами: я
похож на Дон Кихота, я такой же, как король Лир,
как Джульетта или Корделия…
Не восхищаясь образцами, невозможно
восхититься и собой.
Поэтому на вопрос «Что я буду иметь с
искусства?» можно дать простой и четкий ответ: ты
будешь жить в более красивом мире, ты будешь
лучше защищен от несчастий и скуки, тебе не
понадобятся такие убийственные стимуляторы, как
наркотики и алкоголь. А глубинной причиной
самоубийств и наркомании я считаю (и постарался
показать это в своем романе «Чума») упадок
коллективных грез, которые и есть культура.
А. Дюрер. Меланхолия I. 1514
А сделается ли человек при этом более
высоконравственным — бог весть. Но что он станет
гораздо меньше нуждаться в безнравственных
поступках — в этом сомневаться трудно. Человек
более защищенный и, следовательно, более
счастливый имеет меньше причин бояться и
завидовать, а страх и зависть, собственно говоря,
и есть отец и мать всяческого зла.
Жаль только, уже никогда не удастся до
закрытия метро поспорить об этих материях с
самой Лией Михайловной в ее профессорской
квартире у подножия серой сталинской громады —
закрытого «ящика», прежде носившего ласковое имя
Пентагон…
И согласятся ли со мною ее
последователи — тоже не знаю. Да и считают ли они
себя ее последователями?
И жив ли ее ребенок? Не превратился ли
он во взрослого зануду?