|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Анималист Ватагин«Как художник я преклоняюсь перед животным миром — мощным проявлением красоты. Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации», — писал В.А. Ватагин. Эти «три кита», своеобразное творческое кредо художника, ясно обнаруживаются на выставке в Третьяковской галерее «В.А. Ватагин. Скульптура. Живопись. Графика. К 125-летию со дня рождения» из собраний ГТГ и Дарвиновского музея, где впервые, наряду со скульптурой, демонстрируются его картины и графика. Амурский тигр. 1934
Зоолог, страстный путешественник, объездивший полмира, проработавший пятьдесят лет в Государственном Дарвиновском музее, автор научных публикаций, иллюстраций для разных изданий, Ватагин, как никакой другой художник или скульптор, любил и понимал животный мир, умел с поразительной наблюдательностью раскрывать в своих персонажах самое характерное. Надменные птицы-носороги, спесивый верблюд, угрожающе восседающий мандрил... никто не мог сравниться с выдающимся анималистом в передаче нрава животных, птиц и нахождении высокой степени обобщенности в их изображениях. Ара красный. 1919
Как мастерски обрабатывал он дерево, добиваясь лаконизма форм и экспрессии («Слон», 1917, «Медведь, балансирующий на шаре», 1955, «Орел», 1913)! Ватагин одинаково хорошо владел разными материалами: майоликой, мрамором, фаянсом, резной костью, терракотой, хотя дерево у него явно доминирует. Антилопы гну, моржи, медведи, попугаи, обезьяны предстают на выставке в двойном варианте: на картинах и в скульптурах, что дает более полное и яркое представление об этих персонажах, их красоте, грации, ловкости. Кошка. 1925
Мастер психологических портретов животных, Ватагин представлен на выставке и в ином качестве – необычными работами 1920-х годов: «Портрет В. Поленова» из Тарусской картинной галереи и «Портрет матери» из собрания семьи художника. Слон. 1917
Сумчатый волк |