Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Оксана КОБЛОВА,
кандидат педагогических наук, учитель ЦО № 293,
старший научный сотрудник ЦНХО

 

Интерьер, ограда

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Л. Пич. Библиотека в усадьбе «Поречье».
1855. Государственный исторический музей, Москва

 

Материал для беседы

Критерием красоты стиля барокко является богатство, пышность и блеск, поэтому стены комнат усадебного дома в 1730–1760 гг. стали драпировать шелковыми тканями (штофом). Часто название гостиной определялось цветом обивки. В Останкине есть Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. В очень богатых домах на стенах висели шпалеры — безворсовые ковры ручной работы с орнаментальными рисунками. Комнаты украшали печи с изразцами, большие залы отапливались богато декорированными каминами.

Первым помещением усадебного дома, встречавшим гостей, был вестибюль. В домах-дворцах богатых подмосковных усадеб Кусково и Архангельское из вестибюля налево и направо открывается анфилада комнат, выходящих окнами во двор. Парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний занимал центральное место в доме. Как правило, он находился за стеной вестибюля. К залу по сторонам примыкали комнаты, образующие вторую анфиладу, — с окнами в парк. Полы в парадных помещениях выкладывали наборным паркетом, изготовленным по рисункам художников и архитекторов.

Для того времени характерно стремление к увеличению числа комнат в домах, обставляемых английской мебелью красного дерева, использование дорогих обоев. В концеXVIII в. в России появились дешевые бумажные французские обои. Стены некоторых «деловых» помещений дома — кабинетов, библиотек — полностью отделывались деревом. Потолок в комнатах имел лепной орнамент, но чаще его покрывали плафонной живописью на аллегорические или мифологические темы. Залы дома-дворца, помимо дорогой мебели, украшали зеркалами, картинами, вазами, скульптурой, разноцветными осветительными приборами.

Предметы прикладного искусства в XVIII веке еще не представляли коллекционного интереса. Они включались в общее убранство дома, служили его украшением, то есть рассматривались в сугубо бытовом плане. Картины в зависимости от сюжета размещались в соответствующих комнатах, портреты и натюрморты украшали стены столовой, гостиной и зала.

Покои, библиотеки дворцов и усадеб обставлялись разнообразной и очень красивой мебелью русской и европейской работы. Как гарнитуры, так и отдельные предметы: шкафы-секретеры, столики-консоли, книжные шкафы, тумбочки, чаще всего выполненные из красного дерева или карельской березы, — поражают изяществом, мастерством исполнения. Их элементы покрыты резьбой, инкрустацией, а иногда и росписью.

Большая роль в украшении интерьера отводится осветительным приборам. Отражаясь в зеркалах, мерцали гранями хрустального убора пышные жирандоли, затейливые канделябры, изящные бра, монументальные бронзовые люстры. Бесчисленные предметы декоративно-прикладного искусства: фарфор и фаянс (посуда, статуэтки, подсвечники), изделия из драгоценных металлов и камней (часы, табакерки, подстаканники, вазы) — дополняли убранство комнат, делая его неповторимым.

В конце XVIII в. строительство богатых дворянских усадеб приняло широкий размах. В 1770–1790-е гг. оформляются усадьба Качановка П.А.Румянцева-Задунайского в Черниговской губ., Назарьево Московской губ. и Зубриловка Саратовской губ. Головиных, Надеждино Саратовской губ. А.Б.Куракина, подмосковная Отрада В.Г.Орлова, Стольное Черниговской губ. А.А.Безбородко и множество других.

Об архитектурном облике и обстановке обычных помещичьих домов можно судить по рассказам графа М.Д.Бутурлина, А.Т.Болотова и др. Выкрашенные серой краской с четырьмя белыми крашеными или оштукатуренными колоннами, в окружении зелени кустов, с липовыми или березовыми аллеями, — вот типичный облик дворянского усадебного дома в русской провинции последней трети XVIII — начала XIX в. Расположение комнат в таких домах, их убранство, набор и расстановка мебели были почти одинаковыми для всех владельцев. Сооруженные доморощенными архитекторами, такие постройки стали наиболее достижимым идеалом культурного быта небогатого помещика. Собственно, именно этот поэтический образ русской усадьбы и запечатлен в нашей памяти благодаря художественным полотнам Б.Э.Борисова-Мусатова, С.Ю.Жуковского, литературным произведениям И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина.

Практическая работа «Интерьер комнаты»

Учащимся 6-го класса предлагается выполнить интерьер зала или комнаты русской усадьбы XVIII — начала XIX в., став ее «хозяином».

Сориентироваться ребятам поможет зрительный ряд. Видеофильмы «Знаменитые московские особняки» видеостудии «Кварт», «Архангельское — подмосковный Версаль» фирмы «Мир искусства» дадут возможность ощутить характерные черты эпохи, а картины С.Ю. Жуковского «Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома», «Комната в имении Барсово», «Кусково. Малиновая гостиная», «Разъезд на рассвете», цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе», «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых» и др. вдохновят на творчество.

Детские работы

 

1. Уже в эскизах дети сталкиваются с необходимостью вспомнить пройденный материал по перспективе. При фронтальном изображении комнаты необходимо определить линию горизонта. На ней поставить точку схода, куда будут сходиться невидимые линии, способствующие правильному построению как боковых стен, так и предметов в интерьере (1). При угловой перспективе комнаты на линии горизонта будут две точки схода (справа и слева от главной точки), определяющие правильное построение (2).

Рисунки-перспективы

 

2. Изобразив с помощью перспективы пол, потолок и боковые стены, ребята создают образ комнаты, наполняя ее различными предметами в зависимости от ее назначения. Работы выполняются на листе формата А2. Мебель, ковры, светильники, вазы, печь помогают создать атмосферу того времени.

3. Когда работа над композицией готова и прорисованы все детали, необходимо определиться в колористическом решении. Затем, составляя необходимую гамму, покрываем работу акварелью, учитывая при этом, откуда падает свет. Разбираем, что темнее — пол или потолок, вспоминаем правила световоздушной перспективы: все, что ближе, делаем темнее, насыщеннее, все, что дальше, — светлее. Можно нанести несколько акварельных слоев. Когда работа высыхает, прорисовываем детали черным роллером или фломастером. Толщину линии желательно менять в зависимости от правил перспективы. Работа получается легкой, воздушной, наполненной светом.

Материал для беседы

Важным элементом оформления усадьбы является ограда. Она должна не только ограничивать и защищать участок, но и быть красивой, подчеркивать цельность и законченность композиции архитектурного сооружения.

Примеры использования мотива червонки в оградах

 

Ограды бывают высокими и низкими, сплошными и решетчатыми, разных конструкций и с разным рисунком.

Статья опубликована при поддержке компания "Альфа-Союз", которая реализует оптом и в розницу металлопрокат в Санкт-Петербурге и по всей территории России. Нержавеющую ленту, нихромовую проволоку, алюминиевый и нержавеющий лист, пруток медный, круги нержавеющие и алюминиевые, судосталь и мн. др. виды продукции из металлопроката Вы можете найти в каталоге на сайте alfa-sous.ru. Кроме того, "Альфа-Союз" имеет возможность доставки редких позиций под заказ клиентов. Все представленные товарные позиции соответствуют заявленным техническим характеристикам и имеют необходимые сертификаты качества заводов-изготовителей. На сайте компании Вы можете воспользоваться удобным онлайн-металлокалькулятором и с его помощью легко рассчитать необходимый объем товара, что позволит более эффективно спланировать бюджет Вашего проекта.

Ограды и решетки в России появились во времена Петра I и получили особенно широкое распространение в период с первой половины ХVIII до последней четверти ХIХ века. Интересно, что уже в XVII в. кованые железные изделия все чаще вытесняются литыми чугунными. Но и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. В руках талантливого профессионала — будь то кузнец или литейщик — любой металл становится «ручным» и позволяет «лепить» изделие тончайшей вязи.

Примеры использования мотива волют
1 – схемы прямой и обратной волют; 2 – фрагмент заполнения арочного проема;
3 – кронштейн навеса дома

Примеры использования мотива переплетенных колец в оградах

 

В числе лучших кружевных произведений из чугуна встречаются работы всемирно известных архитекторов. По проекту Растрелли создаются: решетка Смольного, чугунная ограда, отделяющая дворец графа М.И.Воронцова от Садовой улицы в Петербурге. Чертежи решетки Летнего сада разработали Е.Фельтен и П.Егоров, ограды Екатерининского и Александровского парков г. Пушкина — Ч.Камерон и Д.Кваренги. Русские дворцовые решетки, созданные в XVIII–XIX вв., успешно соперничали с подобными произведениями архитекторов Западной Европы.

Фонарь с грифонами и парковая ограда в усадьбе «Кузьминки»

 

Решетка нередко включалась и в глухие высокие каменные ограды — то в виде заполнителя полукруглых сквозных арок, то в виде навершия, которое, вырисовываясь на фоне неба, очень хорошо гармонировало с тяжелой монументальной стеной, как бы растворяя ее в воздухе.

Полукруглые проемы, заполненные ажуром чугунного литья или радиально расходящимися к периметру лучами, так или иначе связанными между собою, наряду со столбами и карнизами, членившими плоскость стены, облегчали ее зрительное восприятие.

Время классицизма — это время Пушкина и Гоголя, Баженова и Казакова, Мартоса, Клодта и Витали. Прикладное искусство, каким является художественный металл, неотделимо от всей жизни своего времени, его культуры, быта, нравов. В период классицизма создаются высокие и низкие ограды, ворота и парковые мосты, ограждения балконов и террас, оконные решетки и перила лестниц, сами парадные лестницы, зонты и крыльца подъездов, которые связаны с архитектурным ансамблем. Сами изделия создавались на основе ритмических построений с использованием симметрии. Простота, пропорциональность, модульность — основы данного стиля. Использовали, как правило, гладкие прутья, украшенные прямоугольниками, окружностями, меандром (греческим орнаментом), венками из лавра и дуба. Встречаются изображения рога изобилия, лиры, театральных масок, светильников, щитов, мечей, шлемов.

В рисунке ворот, оград, калиток часто использовались различные элементы. Часто встречается мотив переплетенных колец, но наиболее распространенным элементом была волюта.

В более позднее время (1830–1890), самым любимым элементом кузнецов стала «червонка» — сердцевидная фигура. Нередко она была основой всей композиции изделия. Иногда червонка украшается дополнительными листьями и завитками, вытягивается или сплющивается и теряет свою изначальную форму.

Практическая работа «Чугунные украшения усадьбы»

В 7-м классе программой предусмотрены индивидуальные или групповые художественно-творческие проекты, позволяющие получить новые знания и представления о процессе работы художника над тематической картиной. Работа над темой «Жизнь русской усадьбы» позволяет окунуться в эпоху, узнать об интересах людей, культуре, истории родной страны, разносторонне раскрыть особенности быта конца XVIII – XIX в. Ребята могут отобразить в своих работах различные сюжеты: «Прогулка в старом парке», «Дуэль», «Бал», «Охота», «Свидание», «Игроки», «На званом вечере». Повышению интереса к истории и укладу того времени способствует знакомство с картинами С.Ю.Жуковского, В.Э.Борисова-Мусатова, К.А.Сомова, А.П.Рябушкина, М.В.Федотова и др.

На занятиях в 3-м классе (во II четверти) мы уже говорили о красоте родного города, и один из уроков был посвящен чугунным кружевам, которые ребята вырезали из черной бумаги и наклеивали на готовый фон. В 7-м классе, при изучении материала, связанного с жизнью русской усадьбы, садово-парковыми традициями, детям предлагается выполнить свой эскиз ограды или ворот, украшающих часть парка или парадный вход, в смешанной технике.

1. Составляется композиция будущей работы. В рисунках возможно изображение главного здания усадьбы, пруда, части парка. Определяются композиционные планы: на первом — ограда или ворота, на втором — деревья, пруд, на третьем — здание.

Инна Соболева. Парадный вход

 

2. Определяем колорит: можно выбрать холодную или теплую гамму, серо-лиловый или голубовато-фиолетовый колорит (каждый выбирает самостоятельно). Затем выполняем планы гуашью, обобщенно, декоративно, а не живописно. В выбранном колорите (от темного первого плана к более светлым последующим) выполняем фон.

Наталья Дрыгина. Старинная усадьба

 

3. Отдельно, на белой полоске бумаги, занимаемся композиционным поиском ограды или ворот. Выдерживаем ритм повторяющихся элементов, выделяем главные части — ворота, калитки. Затем, наложив на полоску белой бумаги с рисунком ограды прозрачную кальку, обводим рисунок краской-контуром, которая легко наносится ровной линией. Это позволяет выполнить задуманный узор ворот или ограды любой сложности. Вырезанная из кальки полоска с рисунком накладывается на готовый фон и приклеивается прозрачным клеем.

Костя Карпачев. Ограда парка

 

Работа получается графичной, декоративной, цельной. Планы можно делать в технике аппликации, накладывая слои от темного к светлому.