|
||
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Эдгар Дега«Рисуйте линии!»
Эдгар Илер Жермен де Га — а именно так звучит полное имя всемирно известного французского художника-импрессиониста Дега — родился в 1834 г. в богатой и высокообразованной семье. Его дед по материнской линии был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане, а дед со стороны отца являлся основателем крупного банка в Италии. С раннего детства проявился у мальчика интерес к рисованию. Отец хотя и поощрял его склонности, но все же предпочел бы видеть своего наследника преуспевающим юристом. Эдгар честно попытался освоить эту профессию, но, как вскоре стало ясно, способностями к юриспруденции он явно не обладал. Тогда несостоявшийся законник окончательно решил посвятить себя живописи и поступил в Школу изящных искусств. Первым его наставником стал Луи Ламот, ученик великого Энгра, сумевший на всю жизнь привить юному Дега любовь к линии и четкому рисунку, отличавшим лучшие энгровские картины. «Рисуйте линии, множество линий, и вы станете хорошим художником», — сказал однажды Энгр во время случайной краткой встречи с Дега. Что ж, молодой человек последовал этому совету — и, как мы знаем, не напрасно. Портрет семьи Беллели. 1858–1867. Музей Орсе, Париж В отличие от большинства своих коллег, Дега не имел недостатка в деньгах и мог позволить себе заниматься живописью ради удовольствия. В 1856 г. он отправился в Италию, где провел несколько лет, изучая работы великих художников Возрождения и совершенствуя свою технику письма. Голова мужчины. 1858. Частная коллекция, Париж Стоящая фигура. Этюд к фигуре
Семирамиды. Ахилл де Га в кадетской форме. 1859–1862.
Любимым жанром Дега в итальянский период были портреты — преимущественно родственников, которых он имел в тех краях великое множество. («Портрет семьи Беллели», «Зарисовки брата» и др.). Да и после возвращения в Париж в 1859 г. портрет еще долго сохранял преобладающее положение в творчестве Дега, уступая место только картинам на исторические темы. «Семирамида строит Вавилон», «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей» — сложные многофигурные композиции были призваны привлечь внимание Салона к молодому художнику и стяжать ему заслуженную славу. Однако эти полотна настолько отличались от салонной живописи своей непосредственностью и жизненностью, что, совершенно очевидно, не могли понравиться маститым академикам, привыкшим к идеализированным сценам из античной жизни. Спартанские девушки вызывают на
состязание юношей.
«Всему я научился у старых мастеров»После итальянского путешествия Дега почувствовал себя достаточно самостоятельным, чтобы покинуть отчий дом. Он снял большую мастерскую на улице Лаваль и начал работать. Много времени Дега проводил в Лувре, копируя старых мастеров, там же состоялось знакомство с Эдуардом Мане, с которым они сразу же нашли общий язык на почве нелюбви к академическим картинам. Уже тогда в творчестве Дега стал все более заметно проявляться интерес к современной жизни, а Мане сделал все, чтобы этот интерес углубить, введя своего нового друга в круг молодых художников, которые впоследствии станут известны как импрессионисты. Традиционно самого Дега также причисляют к импрессионистам, однако это не совсем верно. Он никогда не разделял стремления своих друзей работать на пленэре, писать пейзажи, зато его манил закулисный мир оперы, кафешантанов и скачек. Спонтанность творчества — едва ли не главная отличительная черта творчества импрессионистов — была совершенно чужда Дега. «Всему, что я делаю, — говорил художник, — я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Он всегда долго и тщательно обдумывал композицию будущей картины, делая множество набросков и эскизов. Зато в итоге на свет появлялись произведения, казавшиеся моментальным снимком действительности. В этом, пожалуй, и заключалось главное сходство Дега и прочих художников-импрессионистов: их живой, непосредственный интерес к повседневной жизни и желание закрепить на холсте мимолетное мгновение. На протяжении 1860-х гг. на Дега почти не обращали внимания, критики предпочитали обходить его работы молчанием, да и покупателей почти не находилось. Впрочем, на этом этапе он еще не видел причин переживать — семейное состояние давало возможность жить безбедно, не задумываясь о заработке. Пусть зрители пока не поняли его картин, зато он пользовался заслуженным уважением в среде собратьев-художников, высоко ценивших его тонкий вкус, прекрасные манеры, хотя и сочетающиеся с некоторой резкостью суждений и изысканной иронией. ИспытанияВ 1870 г. разразилась Франко-прусская война. Дега посчитал своим долгом отправиться на фронт добровольцем, записавшись в пехотный полк, но при первых же стрельбах стало понятно, что он плохо видит правым глазом. Так впервые дала о себе знать болезнь, которая в последние годы приведет художника к почти полной слепоте. Дега перешел в артиллерийский полк, где оставался до конца военных действий. Интерьер конторы в Новом Орлеане. 1873.
В 1871 г. он решил съездить в Лондон, а оттуда отправился к родственникам матери в Америку, в Новый Орлеан. Главным итогом поездки стало создание группового портрета «Интерьер конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане)». Это грандиозная картина, на которой изображено «около пятнадцати персон, проявляющих больший или меньший интерес к столу, заваленному ценным материалом, а двое мужчин, один немного наклонясь, а другой полусидя на столе, покупатель и брокер, обсуждают образец» — так описывал ее сам художник. Реакция критиков на «Хлопковый рынок» была неоднозначной — одни хвалили Дега за реализм и правдивое изображение современной жизни, другие же упрекали за слишком гладкую манеру письма, несовместимую с «делом импрессионизма». Меж тем неожиданно для Дега именно это полотно изъявил желание приобрести музей в По. Разумеется, художник был очень горд, что его картина будет храниться в общественном учреждении и продал его за сравнительно небольшую сумму. В 1873 г. Дега постиг тяжелый удар — умер его отец. Только тогда стало известно, что дела семьи не так уж хороши — банк, которым управлял господин де Га, задолжал гигантские суммы другим банкам. Чтобы «сохранить лицо» и рассчитаться с долгами, художнику пришлось не только распроститься со своим наследством, но и продать дом и отцовскую коллекцию картин старых мастеров. Кроме того, ему впервые пришлось по-настоящему задуматься о продаже собственных произведений. И прежде не слишком склонный к пустым разговорам и пирушкам, Дега превратился в домоседа, почти все время проводил за мольбертом, отказываясь принимать даже близких друзей. Впрочем, как только ситуация нормализовалась, он снова вернулся к обычному для себя «аристократическому» образу жизни — вновь стал регулярно посещать Оперу, где абонировал ложу на двадцать лет вперед, и не менее трех раз в неделю выезжать на ужин в город. УспехС 1874 по 1886 г. состоялось восемь выставок импрессионистов, из которых Дега пропустил только одну. Это помогло ему наконец-то завоевать популярность зрителей. По-прежнему Дега не увлекался пейзажем, но горячо интересовался современностью во всех ее проявлениях, создавая целые серии из жизни оперных танцовщиц, певичек из кафешантанов, прачек, модисток и жокеев, питал слабость к изображению женщин за туалетом. Причем его герои совершенно не позируют, не стараются показать себя с лучшей стороны, они просто заняты своими повседневными делами, репетициями и тренировками. Из этих картин и рисунков можно было бы составить целую энциклопедию полусвета или учебное пособие для начинающих художников для изображения поз и движений. Ожидание. 1882. Частная коллекция Звезда. 1881. Художественный институт, Чикаго Танцевальное фойе оперного театра на
улице Ле Пелетье.
На протяжении всей «жизни в искусстве» Дега без устали искал возможности обогатить свое творчество. Вряд ли какой-нибудь другой художник из этой плеяды уделял такое внимание поискам новой живописной техники — рисовал то на холсте, то на картоне, часто совмещая в границах одной картины масло и пастель. Ему удалось создать уникальную живописную манеру, в которой соединились лучшие достижения старого и нового времени: линия Энгра, колорит Делакруа, необычные ракурсы японской гравюры и композиции, напоминающие вошедшую в моду фотографию. Критики часто упрекали Дега, что он срезает предметы и людей, якобы не умея разместить задуманное на холсте, но именно в этом и заключался секрет, благодаря которому картины Дега выглядят такими живыми, как будто выхваченными из жизни мгновениями. За несколько лет Дега превратился в одного из самых знаменитых художников, картины которого пользовались неизменным спросом (в отличие от работ других импрессионистов). Его популярность достигла таких высот, что после 1886 г. он окончательно отказался выставлять свои полотна, предпочитая продавать их исключительно через торговых агентов по довольно высоким ценам. Величайший дарЧем дальше, тем труднее становилось художнику писать, главным образом из-за прогрессирующей болезни глаз. По этой же причине в 1880-е годы Дега вынужден был отказаться от масляной техники, переключившись на пастель. Так он имел больше возможности работать в непосредственной близости от поверхности холста. Фигуры на поздних полотнах всегда максимально укрупнены, как будто художник разглядывал их с очень близкого расстояния, как, например, в знаменитых «Голубых танцовщицах», а яркие цвета и размытые контуры делают картины Дега «импрессионистичными», как никогда прежде. Самые последние работы производят особенно сильное впечатление. Как сказал один из исследователей творчества Дега, «колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Если произведения, написанные маслом, отличались спокойной гладкой фактурой, то пастель предполагала гораздо большую свободу действия, находясь как бы на грани между рисунком и живописью. Сам Дега говорил, что эта техника позволяет ему стать «колористом с линией». Он накладывал краску широкими ломаными штрихами, иногда добавляя мазки маслом или акварелью. Новаторством можно считать метод обработки картины паром, после чего пастель размягчалась и ее спокойно можно было растушевать кистью или даже пальцами. Ни одному из современников Дега не удалось добиться такой виртуозности во владении этой техникой, вообще-то довольно распространенной. Четырнадцатилетняя танцовщица.
Необычным был порой и слишком большой размер произведений, для чего художник сшивал несколько листов. Не имея возможности искать новые темы, он часто обращался к любимым образам, иногда даже переводя со старых полотен контуры фигур. Кроме того, в это время Дега увлекся скульптурой, ведь при создании небольших статуэток осязание могло отчасти заменить почти утраченное зрение. Эти работы он выполнял исключительно для себя и за все время представил на суд зрителей всего одну небольшую скульптурку — «Четырнадцатилетнюю танцовщицу». Все они были слеплены из воска, и только после смерти художника его наследники перевели их в бронзу. Приближающаяся старость, болезни, слепота окончательно испортили характер Дега, ставшего сварливым и раздражительным, жизнь вне стен мастерской представлялась ему чужой и никчемной. В 1912 г. почти 80-летнему мастеру пришлось перенести еще одно тяжелое потрясение — дом, в котором он прожил много лет, отдавали на реконструкцию, так что Дега надо было переехать на новое место. С этого момента он окончательно перестал работать. В том же году его картина «Танцовщицы в баре» была куплена музеем Метрополитен за 478 тысяч франков — еще ни одно полотно художника-импрессиониста не уходило с молотка за столь высокую цену. Однако Дега прокомментировал радостное событие совсем без энтузиазма: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». В 1917 г. в возрасте 83 лет Дега скончался. Художник просил не произносить на похоронах торжественных речей, но если возникнет крайняя в этом необходимость, то пусть это будет самая простая фраза, например: «Он очень любил рисовать…». |