Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Певица с перчаткой

ЭДГАР ДЕГА
ПЕВИЦА С ПЕРЧАТКОЙ
Около 1878. Художественный музей Гарвардского университета

Традиционно главным певцом кафешантанов считается Анри Тулуз-Лотрек, но не будем забывать, что первым на эту ниву вступил все же не кто иной, как Эдгар Дега. Его привлекала закулисная жизнь театра, «трудовые будни» танцовщиц и певиц, и, конечно же, не мог он обойти вниманием яркий и красочный мир кабаре.

Парижане конца XIX в. очень любили проводить свободное время в подобных увеселительных заведениях, и Дега не был исключением. Он посещал почти все крупные кафешантаны, начиная от самых фешенебельных и заканчивая сомнительными кабаками на окраине города. Обрести вдохновение он мог в любом месте. Искусственное освещение сцены, неординарные типажи — все будило творческое воображение художника. И хотя с певицами у Дега не сложилось таких теплых отношений, как с оперными танцовщицами, среди них также находилось немало актрис, вызывавших его неподдельный интерес. Например, Тереза, известная исполнительница гвардейских песенок, о которой он с восхищением писал: «Она открывает рот, и из глотки несется голос наигрубейше, наиделикатнейше, наиостроумнейше нежный. А душа певицы, а ее вкус, где еще можно отыскать что-либо подобное? Это просто чудо!» Предположительно, именно Терезу он изобразил на своем знаменитом полотне «Певица с перчаткой».

Кабаре. 1877. Национальная галерея искусств, Вашингтон

 

Звук, пение становятся главным мотивом этого произведения. Надо сказать, что тема «нарисованного голоса» горячо обсуждалась художниками-импрессионистами во время встреч в кафе «Гербуа», но далеко не всем удалось так блестяще воплотить ее в жизнь, как это сделал Дега. В его картине нет ни пространства, ни глубины — только фигура поющей женщины на фоне разноцветных ярких полос, чтобы ничего не отвлекало внимания от ее лица.

Дега, не стесняясь, в гротескной манере изображает деформированный, широко открытый рот певицы, но сделано это не из желания высмеять ее манеру исполнения, отнюдь нет. Таким способом ему удается добиться ощущения, будто бы мы слышим звук, вылетающий из этой гортани, а жест узкой руки, затянутой в черную перчатку, позволяет проследить его направление — ввысь. Этот жест, помимо всего прочего, обозначает центральную вертикаль композиции, приковывая к себе внимание зрителя. Даже разноцветные колонны на заднем плане служат созданию эффекта материализации звука.

Актрисы в своих гримерных. 1885. Частная коллекция

 

Особое значение приобретает техника пастели, позволяющая создать специфическую подвижную поверхность. Дега достигает виртуозного мастерства также и в передаче фактуры ткани платья, меховой оторочки.

Как и у всех импрессионистов, его главным желанием было показать современную красоту, не нуждающуюся в искусственном приукрашивании. Быть может, певички из кабаре действительно были в чем-то вульгарны, но и в этой видимой вульгарности сквозила какая-то скрытая прелесть, которую художник выявляет единственным доступным ему способом, своей кистью — гармонией колорита, изяществом рисунка, идеальной композицией, своим искусством, в котором неразрывно соединены ирония и нежность.