|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Скаковые лошади
ЭДГАР ДЕГА Скаковые лошади привлекали Дега с самого раннего периода его творчества и не переставали интересовать до самых последних дней. Дневниковые записи художника свидетельствуют о том, что он еще в 1850–1860-е гг., во время пребывания в Италии, довольно часто посещал традиционные римские скачки на Виа дель Корсо. К тому же сохранилось довольно большое количество набросков, изображающих лошадей, мчащихся без наездников по улицам. Этот сюжет Дега не оставил без внимания и после возвращения на родину. В 1861 г. он отправился в Нормандию, в гости к своим друзьям Вальпинсонам, поместье которых располагалось как раз рядом с конным заводом и ипподромом. С тех пор лошади и жокеи прочно закрепились в творчестве художника, к теме скачек он не обращался разве что в период своего пребывания в Америке. На скачках. 1877. Частная коллекция, Нью-Йорк
Первая серия сцен на ипподроме появилась в начале 1860-х гг. и поначалу имела весьма заметный отпечаток английской живописной традиции (изображения лошадей для англичан были своего рода визитной карточкой), особенно в композиционном построении. Кроме того, серьезное влияние на Дега оказало творчество Теодора Жерико, также одержимого темой скачек. Но чем дальше, тем больше проявлялся индивидуальный стиль Дега, не похожий ни на кого из предшественников. Он почти никогда не обращался непосредственно к самим бегам, лишая себя выигрышной возможности передать возбуждение трибун и красочный калейдоскоп мчащихся лошадей с разноцветными жокеями. Зато очень часто изображал эпизоды, предшествующие началу состязаний, когда жокеи только готовятся к выступлению, или, наоборот, завершение соревнований. Скачки. Жокеи-любители. 1887. Музей Орсе, Париж
Конечно, скачки привлекали художника своим азартом, накалом страстей, но в его произведениях этот момент всегда остается «за кадром». Вернее, и азарт, и страсти — все это присутствует, но в скрытом виде. Например, на картине «Скаковые лошади» мы видим вполне мирную картину — четырех жокеев. Те, что на первом плане, спокойны, даже расслаблены, тогда как двое других явно только что вернулись и пытаются усмирить разгорячившихся коней. Казалось бы, ничего особенного. Но быстрые, резкие мазки и чересчур яркие, контрастные цвета (оттенки лимонного, синего и зеленого) создают тревожное настроение, напоминая о том, что в мире скачек не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Скаковые лошади перед трибунами. 1868. Музей Орсе, Париж
Картина создавалась в годы, когда Дега уже почти полностью утратил зрение, поэтому, как и в прочих произведениях этого периода, работал большими красочными массами, не имея возможности тщательно прорабатывать детали, но каким-то чудом ему удается великолепно проработать мускулатуру лошадей. Долгие годы штудий, когда Дега писал бесконечные наброски и эскизы, лепил восковые скульптурки, не прошли даром. Возможно, в картине также отразилось знакомство художника с опытами фотографа Мэйбриджа, изучавшего движение скачущих галопом лошадей при помощи замедленной съемки. |