Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 


Любовь КРАСНОПЕРОВА,
преподаватель МХК и английского языка,
Санкт-Петербург

 

Вернуть ощущение ЖИЗНИ

 

Целью искусства является
дать ощущение вещи как видения,
а не как узнавания.
Виктор Шкловский. О теории прозы

О здоровой пище

Хорошо играть с маленьким ребенком вот в такую игру: он закрывает глаза, а взрослый кладет ему в руки то гладкий шарик, то пушистую меховую шапку, то шершавую рукавичку — и на ощупь ребенок пытается догадаться, что это. Можно придумать подобные игры, связанные с переживанием звуков, вкусовых ощущений и запахов. Так долго можно играть с шапкой, ложкой, яблоком, не определяя, что это такое!

Когда ребенок едва потянулся к чему-то новому, взрослые стремятся сразу же сказать ему: «Это — яблоко, это — стул, это — картина художника-экспрессиониста… Она называется…» И ребенок разочарованно отбрасывает предмет. Так мир становится однозначным, скучным и мертвым. К тому же современные дети настолько привыкли к переизбытку игрушек, впечатлений, информации, резких и громких звуков, мельканию кадров телевизора, что внимательное долгое рассматривание одной картины оказывается невероятно трудным.

Блестящие химические цвета современной одежды, витрин, упаковок, неоновых ламп отбирают у нас способность различать оттенки цвета. Все чаще, глядя на картины, дети видят лишь красный, синий или желтый, но не бордовый, малиновый, густо-свекольный, ультрамариновый или шафрановый. Не замечают, что цвет может быть теплым или холодным, темным или светлым, и даже травяной зеленый принимают иной раз за синий. Наша способность воспринимать цвет постепенно умирает.

Задача учителей — вернуть детям эту здоровую «пищу»: умение смотреть долго и внимательно, наслаждаться цветом, проявлять внимание к деталям. Как сделать это на уроках искусства?

«И вот для того чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством, — пишет Виктор Шкловский. – Приемом искусства является прием «отстранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство — есть способ пережить делание вещи, а сделанное в искусстве не важно».

Ребенок начинает знакомство с миром, а в нашем случае с произведениями искусства, с чувственного восприятия. Если же взрослый сначала представляет ему интеллектуализованную характеристику художественного направления, то он похож на учителя биологии, который, пытаясь рассказать на уроке о жизни живых зверей, приносит на урок их чучела.

Каковы же методы, возвращающие ребенка к этому долгому, «трудному» восприятию, к переживанию «делания» вещи?

Каждую вещь, существо или явление в мире можно разделить: верх — низ, право — лево. Самое основное деление — трехчастное, оно присутствует во всех явлениях бытия, например в композиции драматического произведения: завязка, кульминация и развязка. В строении тела человека: голова, туловище и конечности. Этот список бесконечен, но для нас важно, что познавательный процесс тогда полон, когда в нем участвуют мысль, чувство и воля.

Мысль, самостоятельная (!) мысль, пробуждается только при условии, если задействованы воля и чувство. Если учитель сразу расскажет ученику, что думают искусствоведы по поводу той или иной картины, или прочитает рассуждения самого художника, или даже просто даст название картины, то, минуя чувство и волю, учитель будет обращаться только к голове человека — и мысль ученика по поводу увиденного вообще не родится. Ведь все за него будет решено — готовые чужие идеи и мысли вложены.

Рудольф Штайнер пишет: «Обучение, строящееся на запоминании готовых выводов, заключений, будет разрушительным для души ребенка… Ребенок получает мертвые понятия, когда вы даете лишь определения, когда вы говорите: «Лев — это…» — и так далее, и заставляете заучивать их наизусть. Как же следует поступать? Мы должны не определять, а характеризовать. Это происходит, если мы представляем вещи по возможности с разных точек зрения».

Этапы знакомства

Можно представить встречу с произведением искусства на уроках в три этапа:

1. Чувственное восприятие картины и словесная характеристика этого восприятия, что требует волевой включенности человека.

2. Формирование суждения по поводу увиденного. Здесь мы встретимся с разнообразием чувств.

3. Образование понятия. Подросток формирует понятие сам, неверно просто навязать ему результат чужих наблюдений, отняв у него возможность собственного творчества мысли, и записать его в тетрадь. Знания о картине, цвете, роли искусства в развитии человечества будут расти вместе с учеником. Задача учителей лишь создать условия, упражнениями подготовить почву для образования какого-либо понятия самим ребенком. Тогда в этой работе включается мыслительная деятельность ученика.

Процесс постижения картин аналогичен процессу художественного творчества.

У художника может появиться идея — тогда он ищет художественные материалы, цвет, формы, технику, которые помогают воплотить эту идею. Но есть и обратное движение: все чаще современные художники прислушиваются к материалу, цвету и форме — в них уже скрыты идеи, — и мы, следуя этому, можем взять глину, дерево, цвета в соавторы.

Леонардо да Винчи писал о важности подобных упражнений для художников — всматриваться в сырые пятна на стене, оттенки цвета на камнях, вслушиваться в звуки церковных колоколов — в, казалось бы, случайных пятнах и звуках можно увидеть и услышать глубокие образы.

На уроке живописи можно дать детям задание: изобразить определенные сочетания цветов и расположить их гармоничными пятнами на листе — сиреневый, зеленый и белый. И после радости работы цветом попытаться найти мотив, который выражает такое сочетание цветов, и увидеть форму, которую задает мотив изображения в случайных пятнах. Например, это может быть французский замок, ведь для него характерна такая легкость и изысканность, которую дает наше сочетание цветов. А если я пишу переходы оранжевого в бордовый, то возникает атмосфера жара, сухости, и в этом случае мотивом изображения может быть испанская крепость.

Обратным процессом была бы попытка найти цвет, соответствующий характеру французского замка или испанской крепости, радости или грусти, пейзажам импрессионистов или экспрессионистов, — в зависимости от возраста детей, предмета и задач урока.

Такой же методики можно придерживаться при рассмотрении картин. В любом случае мы начинаем с чувственного восприятия и словесной характеристики.

Организуем встречу

Вот некоторые из примеров организации встречи ребенка с произведением искусства.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Репродукция фрески еще не показана детям. Рассказ учителя об атмосфере Тайной вечери, изображенных персонажах, драме работы художника над фреской.

Вопросы детям

1. Как расположить и разделить 13 персонажей на группы?

13 = 3 + 3 +1 + 3 + 3.

13 = 6 +1+ 6.

2. Как бы вы посадили Петра? Любимого ученика Христа — Иоанна? Иуду? Самого Христа? Что происходило бы между Христом и Иудой?

Еще не видя фрески, ученики через собственные жесты пытаются почувствовать расположение фигур. «У художника две цели: человек и проявления его души, — пишет Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи», — первая проста, вторая трудна, потому что он должен раскрывать ее с помощью движения».

Жесты учеников Христа — одно из главных выразительных средств фрески. Поэтому попытки детей найти эти жесты для тела, рук и даже ног персонажей развивают точную творческую фантазию. После подобных упражнений ребенок лучше понимает мысль Леонардо да Винчи и внимательнее смотрит на саму фреску. Теперь уже я могу показать детям «Тайную вечерю», на которой они попробуют найти известных им учеников Христа по их позам, попытаться понять, что могут выражать жесты, найти параллели и контрасты.

Подобные упражнения можно сделать с цветом.

Совершим прыжок в ХХ век. Рассматриваем картину Алексея Явленского «Горб» (1). Ученики получают черно-белую репродукцию картины, в оригинале которой главное — выразительный насыщенный цвет, определяющий форму, — «средство выражения, которое обращается непосредственно к душе» (Отто Фишер). Мы проделаем «долгие» упражнения до того, как дети увидят цвет оригинала и узнают название этой работы.

(1)

 

Ученики уже знакомы с картинами других художников-экспрессионистов и особым звучанием цвета в их полотнах, но сейчас у них в руках только черно-белое изображение (2). Наша задача — почувствовать цвет через форму, линии и композицию работы.

(2)

 

• Попробуем что-нибудь сказать про изображение.

— Фигура очень крупная, не вмещается в формат картины.

— Сразу видно, как тесно этому существу в пространстве — оно давит со всех сторон.

— Огромные страдающие глаза, их страдание и огромность подчеркнуты жирной черной обводкой.

— Острый нос, ломаная линия бровей и подбородка, плотно сжатые губы.

— Через форму мы чувствуем одиночество и силу страдания этого существа.

— Резкий изгиб спины…

— Голова, вдавленная в тело…

• Это тихое или громкое, кричащее страдание?

— Человек держит его в себе: поза его замкнутая, но страдание рвется, его почти невозможно удержать рамкой картины.

Вопросы учителя:

• Какого цвета требует подобная форма?

• Какое сочетание цветов будет наиболее точно выражать этот крик, боль и в то же время силу духа и мужество?

Мы пишем красками. Ищем цвет. Затем рассматриваем получившиеся работы. Некоторые из работ серовато-сиреневые — в них больше грусти и одиночества, зеленоватые — в них затаенность и покой, но нет силы рвущейся формы, которую пытается удержать квадратная рамка. И некоторым детям — их бывает довольно много в классе — удается точно почувствовать авторский цвет: основное сочетание ярко-красного с густым ультрамарином и сполохами желтого на лице и руках фигуры (3–7).

(3) (4) (5)
(6) (7)

Рассматриваем получившиеся работы.

Учитель задает вопросы:

• Что точнее — красная рубаха и синий фон или синяя одежда персонажа на красном фоне?

— В первом случае синее крепко держит красное, а красное — рвется, ему душно в таких тисках.

— Во втором случае в персонаже картины больше тоски и смирения.

• Какой оттенок красного будет выразительнее в работе? Как звучит рядом с ним синий?

Постепенно нам удается увидеть и выбрать из получившихся работ те, цветовые сочетания которых наиболее полно соответствуют формам и композиции черно-белого изображения.

Чувство детей по отношению к изображенному разбужено. Их поиск цвета — попытка найти и высказать свое суждение. Мы пробуем дать названия получившимся картинам: «Одиночество», «Отчаяние», «Замкнутость», «Горбунья». Ученики могут подойти к названию автора невероятно близко и даже точно угадать его. И, наконец, после почти часовой работы с черно-белой репродукцией картина может быть показана в цвете.

Дети ошарашены точностью найденных ими цветов. Значит, это не просто субъективное чувство художника. Мы проделали путь, пройденный самим Явленским, и нашли цвета, наиболее точно соответствующие изображенному.

Последняя часть урока — лучше, если это будет утро следующего дня, — отдана размышлениям о роли цвета и форм в картине.

О характере цвета и линии

В результате подобных упражнений ученики начинают ощущать цвет как особое существо, имеющее собственный характер. Малейший оттенок и изменение формы цветового пятна меняют характер существа цвета. Соседство различных цветов создает драму взаимоотношений.

Линия также имеет характер. Мы только что, проделывая упражнения с черно-белым изображением картины, характеризовали линию. Острые резкие формы требуют остроты цвета. Учитель не может дать детям готовый ответ, ученики должны научиться думать самостоятельно: их суждения должны стать независимыми от радио, телевидения, учителя, а учитель создает условия, чтобы ребенок начал путь самостоятельного мышления.

Подобных заданий с черно-белыми репродукциями должно быть много, хорошо предлагать картины мастеров ХХ века, когда художники особенно остро стали переживать самостоятельную жизнь цвета и формы. Кроме уже названных упражнений, можно выполнять эскизы по черно-белой репродукции в холодной или теплой гамме и смотреть, что меняется в результате.

(8)

 

Вот пример еще одного подхода к изучению картины. Урок начинается с рассматривания картины Эдварда Мунка «Крик» (8). Черно-белое изображение (9).

(9)

 

Ученикам предлагается описать словами характер увиденных форм, пропорций, композиции — всех художественных элементов картины. Мы начинаем с простых наблюдений, которые приведут детей к пониманию картины.

Какие контрасты мы можем найти в изображении?

— На переднем плане один человек, на заднем — двое.

— Он идет к нам, они — от нас.

— Он — большой, они — маленькие.

— Его лицо искажено ужасом — их лиц не видно.

— Волнистые линии пейзажа — резкие прямые линии моста.

— Кажется, будто картина состоит из контрастов.

• Попробуйте охарактеризовать увиденное и придумать подходящее название для картины.

Из наблюдений учеников:

— Выделены скулы, овальный рот, круглые глаза, сильно приподняты брови, вытянуто лицо, широкое сверху и узкое снизу.

— Очень много вертикалей используется в этой картине, что придает напряженность движению.

— Картину можно было бы назвать «Сумасшедший призрак» или «Страх».

— Выразительное средство — изогнутая линия, формы какие-то живые, кажется, все движется, точнее сказать, колышется, как волны, кажется, что небо бесконечно, а мост все длится и длится… А если человек уходит в этот обрыв, то, может быть, никогда и не вернется на землю.

А ведь дети, которые написали это, еще не знают названия картины — «Крик». Теперь настало время познакомить их и с мыслями автора — Эдварда Мунка. На обороте литографии 1895 года он описал историю возникновения этой картины: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, — и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся о парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».

После подобного анализа картины ученики относятся к цвету и линии не как к средствам, иллюстрирующим идею, но как к элементам, которые выразительны сами по себе. Это особенно важно для восприятия искусства ХХ века.

Играем с формами, предметами, фактурами

Василий Кандинский описал упражнение, развивающее творческую фантазию художника: повторять одно и то же слово много раз, тогда представление названного предмета не успевает возникнуть, а звуки слова становятся значимы сами по себе, без привязки к предмету.

В ХХ веке художники обращаются не к объектам, а к самому восприятию и пытаются сознанием пронизать звуки, цвета, формы. Ведь подобное упражнение можно сделать и с цветом — повторить объект много раз (это пытались делать К. Моне, П. Сезанн, Р. Делоне и др.), и тогда мы перестаем видеть объект, а начинаем видеть сам цвет. Уроки живописи, на которых ставится задача исследования характера цвета без привязки к изображению предмета, также приводят нас к сути художественного и помогают понимать картины.

Упражнения, предваряющие кубизм и ранние кубистические работы Пикассо.

Ученики получают белые листы бумаги и материал для рисования. Учитель дает задание: мы будем рисовать мир гитары, но вы должны нарисовать гитару по-новому. Давайте попробуем нарисовать ее в разных аспектах и поворотах. Учитель показывает инструмент, вертит его, чтобы лучше были видны гриф, дека, колки, струны. Учитель постукивает по дереву, поглаживает блестящие изгибы боков инструмента, перебирает струны.

Ученики перечисляют все, что видят. А еще? Пустота тоже есть. А еще музыка, и учитель играет. А еще? Какие-то воспоминания, ассоциации, связанные с гитарой. Класс рисует, затем мы рассматриваем работы. Но результат очень бедный — почти все попытались нарисовать объемную гитару, видимую с одной точки зрения, и в лучшем случае пририсовали рядом с ней ноты.

Следующий этап урока — картина Пикаccо «Скрипка, стакан, трубка и чернильница» (10). Она вызывает недоумение. Учитель выдерживает паузу.

(10)

 

• Что вы видите?

— Гриф. Трубка. Струны. Похоже на ступеньки. Все очень дробно.

• Смотрите внимательно, что вы еще видите?

— Какие-то цифры. Как будто номер дома. А это — стакан. Прямоугольники стали похожи на дома. А это — крыша. Вот гриф скрипки и ноты. А еще какие-то буквы, может быть, слова?.. Soire. Paris. Fleur. Некоторые из них оборваны, иногда видно лишь начало слова или конец. Лестница как будто ведет наверх. Может быть, это воспоминание о каком-то вечере, на котором звучала скрипка и были цветы… или я сам нес цветы?.. и вино пили. В Париже.

• А музыка веселая или грустная?

— Цвета сумрачные, вечерние, наверное, тихая, грустная.

Ученики обнаруживают в картине целый мир.

• А зачем овальная рамка?

— Наверное, чтобы объединить всю эту мешанину…

Так постепенно мы видим все больше и больше. Можно продолжать задавать вопросы, чтобы дети насладились каждым сантиметром изображения, придумали название. Не увидели только чернильницу. Картина была написана Пабло Пикассо в 1912 году.

До этой работы можно было бы показать ученикам картину художника «Скрипка и гитара» 1913 года (11), где отдельные элементы разъятых на части форм скрипки и гитары видны более отчетливо и разные части инструментов изображены с разных точек зрения, а ведь «в мысленном представлении какой-либо объект является не так, как в реальности».

(11)

 

И, наконец, ученики пробуют рисовать сами еще раз. Можно опять гитару или даже человека. Глаз — анфас, а выразительный нос — в профиль. Ведь теперь можно рисовать не только то, что видим, а и то, что вспоминаем или думаем. В случае синтетического кубизма можно предложить детям различные материалы и включить в изображение кусочки обоев, ткани, билеты, дерево, подобно тому, как играли с формами, предметами, фактурами и различными материалами в своих композициях Жорж Брак и Пабло Пикассо в начале ХХ века.

Размышления о месте и роли кубизма в истории человеческого сознания следуют лишь после подобных упражнений.

Упражнения на наблюдение, которые вы предлагаете детям, могут быть совершенно различны в зависимости от художников, времени, возраста детей, класса и пр. Главное, чтобы учитель предварительно сам проделал подобную работу, пытаясь увидеть то, что скрыто.

П. Пикассо. Скрипка и бокал на столе (Скрипка и гитара).
1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

К. Моне. Руанский собор (Утреннее впечатление. Гармония в белом).
1894. Музей Орсе, Париж

 

К. Моне. Руанский собор (Блистающее солнце. Гармония в синем и золотом).
1894. Музей Орсе, Париж

 

Ж. Брак. Кларнет и бутылка рома на камине. 1911. Галерея Тейт, Лондон

 

Ж. Брак. Португалец. 1911–1912. Художественный музей, Базель

 

Задания должны быть направлены на пробуждение сознания к тому, что мы видим. Важно попробовать пережить картину всеми органами чувств — ощутить ее температуру, попробовать на вкус, услышать звук. Подойдут любые задания, которые побудят нас подольше наслаждаться смотрением и вернут нам ощущение жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Бельгин Т. Алексей Явленский. Биография. — СПб.: Государственный Русский музей, 2000.

Гомбрих Э. История искусства. — М.: АСТ, 1998.

Шкловский В. О теории прозы. — М.: Советский писатель, 1983.

Штейнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. — М., 1996.