|
||||||||||||||||
УРОК МХК
|
(3) | (4) | (5) | |
(6) | (7) |
Рассматриваем получившиеся работы.
Учитель задает вопросы:
• Что точнее — красная рубаха и синий фон или синяя одежда персонажа на красном фоне?
— В первом случае синее крепко держит красное, а красное — рвется, ему душно в таких тисках.
— Во втором случае в персонаже картины больше тоски и смирения.
• Какой оттенок красного будет выразительнее в работе? Как звучит рядом с ним синий?
Постепенно нам удается увидеть и выбрать из получившихся работ те, цветовые сочетания которых наиболее полно соответствуют формам и композиции черно-белого изображения.
Чувство детей по отношению к изображенному разбужено. Их поиск цвета — попытка найти и высказать свое суждение. Мы пробуем дать названия получившимся картинам: «Одиночество», «Отчаяние», «Замкнутость», «Горбунья». Ученики могут подойти к названию автора невероятно близко и даже точно угадать его. И, наконец, после почти часовой работы с черно-белой репродукцией картина может быть показана в цвете.
Дети ошарашены точностью найденных ими цветов. Значит, это не просто субъективное чувство художника. Мы проделали путь, пройденный самим Явленским, и нашли цвета, наиболее точно соответствующие изображенному.
Последняя часть урока — лучше, если это будет утро следующего дня, — отдана размышлениям о роли цвета и форм в картине.
О характере цвета и линии
В результате подобных упражнений ученики начинают ощущать цвет как особое существо, имеющее собственный характер. Малейший оттенок и изменение формы цветового пятна меняют характер существа цвета. Соседство различных цветов создает драму взаимоотношений.
Линия также имеет характер. Мы только что, проделывая упражнения с черно-белым изображением картины, характеризовали линию. Острые резкие формы требуют остроты цвета. Учитель не может дать детям готовый ответ, ученики должны научиться думать самостоятельно: их суждения должны стать независимыми от радио, телевидения, учителя, а учитель создает условия, чтобы ребенок начал путь самостоятельного мышления.
Подобных заданий с черно-белыми репродукциями должно быть много, хорошо предлагать картины мастеров ХХ века, когда художники особенно остро стали переживать самостоятельную жизнь цвета и формы. Кроме уже названных упражнений, можно выполнять эскизы по черно-белой репродукции в холодной или теплой гамме и смотреть, что меняется в результате.
(8)
Вот пример еще одного подхода к изучению картины. Урок начинается с рассматривания картины Эдварда Мунка «Крик» (8). Черно-белое изображение (9).
(9)
Ученикам предлагается описать словами характер увиденных форм, пропорций, композиции — всех художественных элементов картины. Мы начинаем с простых наблюдений, которые приведут детей к пониманию картины.
Какие контрасты мы можем найти в изображении?
— На переднем плане один человек, на заднем — двое.
— Он идет к нам, они — от нас.
— Он — большой, они — маленькие.
— Его лицо искажено ужасом — их лиц не видно.
— Волнистые линии пейзажа — резкие прямые линии моста.
— Кажется, будто картина состоит из контрастов.
• Попробуйте охарактеризовать увиденное и придумать подходящее название для картины.
Из наблюдений учеников:
— Выделены скулы, овальный рот, круглые глаза, сильно приподняты брови, вытянуто лицо, широкое сверху и узкое снизу.
— Очень много вертикалей используется в этой картине, что придает напряженность движению.
— Картину можно было бы назвать «Сумасшедший призрак» или «Страх».
— Выразительное средство — изогнутая линия, формы какие-то живые, кажется, все движется, точнее сказать, колышется, как волны, кажется, что небо бесконечно, а мост все длится и длится… А если человек уходит в этот обрыв, то, может быть, никогда и не вернется на землю.
А ведь дети, которые написали это, еще не знают названия картины — «Крик». Теперь настало время познакомить их и с мыслями автора — Эдварда Мунка. На обороте литографии 1895 года он описал историю возникновения этой картины: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, — и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся о парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
После подобного анализа картины ученики относятся к цвету и линии не как к средствам, иллюстрирующим идею, но как к элементам, которые выразительны сами по себе. Это особенно важно для восприятия искусства ХХ века.
Играем с формами, предметами, фактурами
Василий Кандинский описал упражнение, развивающее творческую фантазию художника: повторять одно и то же слово много раз, тогда представление названного предмета не успевает возникнуть, а звуки слова становятся значимы сами по себе, без привязки к предмету.
В ХХ веке художники обращаются не к объектам, а к самому восприятию и пытаются сознанием пронизать звуки, цвета, формы. Ведь подобное упражнение можно сделать и с цветом — повторить объект много раз (это пытались делать К. Моне, П. Сезанн, Р. Делоне и др.), и тогда мы перестаем видеть объект, а начинаем видеть сам цвет. Уроки живописи, на которых ставится задача исследования характера цвета без привязки к изображению предмета, также приводят нас к сути художественного и помогают понимать картины.
Упражнения, предваряющие кубизм и ранние кубистические работы Пикассо.
Ученики получают белые листы бумаги и материал для рисования. Учитель дает задание: мы будем рисовать мир гитары, но вы должны нарисовать гитару по-новому. Давайте попробуем нарисовать ее в разных аспектах и поворотах. Учитель показывает инструмент, вертит его, чтобы лучше были видны гриф, дека, колки, струны. Учитель постукивает по дереву, поглаживает блестящие изгибы боков инструмента, перебирает струны.
Ученики перечисляют все, что видят. А еще? Пустота тоже есть. А еще музыка, и учитель играет. А еще? Какие-то воспоминания, ассоциации, связанные с гитарой. Класс рисует, затем мы рассматриваем работы. Но результат очень бедный — почти все попытались нарисовать объемную гитару, видимую с одной точки зрения, и в лучшем случае пририсовали рядом с ней ноты.
Следующий этап урока — картина Пикаccо «Скрипка, стакан, трубка и чернильница» (10). Она вызывает недоумение. Учитель выдерживает паузу.
(10)
• Что вы видите?
— Гриф. Трубка. Струны. Похоже на ступеньки. Все очень дробно.
• Смотрите внимательно, что вы еще видите?
— Какие-то цифры. Как будто номер дома. А это — стакан. Прямоугольники стали похожи на дома. А это — крыша. Вот гриф скрипки и ноты. А еще какие-то буквы, может быть, слова?.. Soire. Paris. Fleur. Некоторые из них оборваны, иногда видно лишь начало слова или конец. Лестница как будто ведет наверх. Может быть, это воспоминание о каком-то вечере, на котором звучала скрипка и были цветы… или я сам нес цветы?.. и вино пили. В Париже.
• А музыка веселая или грустная?
— Цвета сумрачные, вечерние, наверное, тихая, грустная.
Ученики обнаруживают в картине целый мир.
• А зачем овальная рамка?
— Наверное, чтобы объединить всю эту мешанину…
Так постепенно мы видим все больше и больше. Можно продолжать задавать вопросы, чтобы дети насладились каждым сантиметром изображения, придумали название. Не увидели только чернильницу. Картина была написана Пабло Пикассо в 1912 году.
До этой работы можно было бы показать ученикам картину художника «Скрипка и гитара» 1913 года (11), где отдельные элементы разъятых на части форм скрипки и гитары видны более отчетливо и разные части инструментов изображены с разных точек зрения, а ведь «в мысленном представлении какой-либо объект является не так, как в реальности».
(11)
И, наконец, ученики пробуют рисовать сами еще раз. Можно опять гитару или даже человека. Глаз — анфас, а выразительный нос — в профиль. Ведь теперь можно рисовать не только то, что видим, а и то, что вспоминаем или думаем. В случае синтетического кубизма можно предложить детям различные материалы и включить в изображение кусочки обоев, ткани, билеты, дерево, подобно тому, как играли с формами, предметами, фактурами и различными материалами в своих композициях Жорж Брак и Пабло Пикассо в начале ХХ века.
Размышления о месте и роли кубизма в истории человеческого сознания следуют лишь после подобных упражнений.
Упражнения на наблюдение, которые вы предлагаете детям, могут быть совершенно различны в зависимости от художников, времени, возраста детей, класса и пр. Главное, чтобы учитель предварительно сам проделал подобную работу, пытаясь увидеть то, что скрыто.
П. Пикассо. Скрипка и бокал на столе
(Скрипка и гитара).
1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
К. Моне. Руанский собор (Утреннее
впечатление. Гармония в белом).
1894. Музей Орсе, Париж
К. Моне. Руанский собор (Блистающее
солнце. Гармония в синем и золотом).
1894. Музей Орсе, Париж
Ж. Брак. Кларнет и бутылка рома на камине. 1911. Галерея Тейт, Лондон
Ж. Брак. Португалец. 1911–1912. Художественный музей, Базель
Задания должны быть направлены на пробуждение сознания к тому, что мы видим. Важно попробовать пережить картину всеми органами чувств — ощутить ее температуру, попробовать на вкус, услышать звук. Подойдут любые задания, которые побудят нас подольше наслаждаться смотрением и вернут нам ощущение жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Бельгин Т. Алексей Явленский. Биография. — СПб.: Государственный Русский музей, 2000.
Гомбрих Э. История искусства. — М.: АСТ, 1998.
Шкловский В. О теории прозы. — М.: Советский писатель, 1983.
Штейнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. — М., 1996.