Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

В дорогу! В дорогу! Прочь,
набежавшая на чело морщина
строгий сумрак лица!
Гоголь

 

Вселенная гения

 

Ф. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя. 1840-е

 

«В дорогу» приглашает и роскошная выставка «Россия Гоголя. К 200-летию со дня рождения» в Историческом музее. «Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами, и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силой неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!» — писал Гоголь.

Неизвестный художник (А. Устинов?). Мирная марсомания. 1840–1850-е

 

Был ли он сам зеркалом, в котором отражалось современное ему общество? Несомненно, в гениальной и богатой натуре Гоголя, наряду с достоинствами, присутствовали и расчетливый эгоизм Чичикова, и нерешительность Подколесина, и хвастливость Хлестакова, и лень Тентетникова. Эти противоречия и сложности характера, а также творческий и жизненный путь писателя прослеживаются на обширном историческом материале, с привлечением мифических персонажей, воссозданием атмосферы мест, где бывал Гоголь, — Украина, Петербург, Рим, Иерусалим...

П. Боклевский.
Иван Александрович Хлестаков.
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Середина XIX в.

Скульптура «Гоголевские типы.
Собакевич».
Конец XIX в.
по модели 1860-х гг.

 

Тарелка декоративная «Ноздрев».
1900

Гоголь в кругу семьи, в годы учебы и службы, среди литераторов, русских и иностранных художников, монахов. Он был знаком с художником А.Г.Венециановым. На стенах — работы мастеров школы Венецианова. А.А.Иванову писатель даже позировал для его прославленного полотна «Явление мессии». Вот «Портрет Н.В.Гоголя» кисти Ф.Моллера (считается самым правдивым изображением писателя). А сколько на выставке портретов людей того времени: Ф.В.Булгарина, издававшего сочинения Гоголя; П.А.Вяземского, высоко ценившего его творчество; акварельные портреты В.Ф.Одоевского, собиравшегося вместе с Пушкиным и Гоголем издавать альманах «Тройчатка»…

Портрет Н.В. Гоголя.
Воспроизведение литографии
1834 г. по оригиналу А.Г.Венецианова

В. Аврорин. Молодые люди из беседки,
стоящей у воды, ловят рыбу.
Ок. 1830

 

А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя. 1840

 

Чрезвычайно насыщенная выставка строится по принципу лабиринта. И использование зеркал оказывается здесь очень уместным. В них отражается много предметов (различные вещи, мелочи были важны для Гоголя) порой в искаженном виде. Словно попадаешь в фантасмагорическую вселенную гения. И кажется, будто в зеркалах появляются и исчезают знаменитые персонажи из его произведений и что сейчас вас окликнет Ноздрев: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить». И рождающийся на выставке театр масок соответствует духу творчества Гоголя, которого Бердяев назвал «самым загадочным русским писателем».

Каждый экспонат непременно связан с сочинениями Гоголя, воссоздает ту или иную сцену из его произведений. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект!» — писал Гоголь. И фантасмагоричный Невский, «с цветочным водопадом дам и несущимся тротуаром», оживает в шикарной витрине с костюмами — синий мундир жандарма, мундиры чиновников, дамские одеяния с причудливыми головными уборами…

Рисунки и подписи под ними в ученической тетради Гоголя по ботанике. 1820

 

Путь Гоголя представлен с момента начала его обучения в гимназии — есть рисунки в ученической тетради по ботанике, самодельная книжка «Всякая всячина», куда он записывал разные курьезы и зарисовывал что попадется под руку, а впоследствии использовал в творчестве. В письмах Гоголя к матери, в представленных гравюрах, картинах отражается и его любовь к старине, нравам, обычаям, поверьям. Иньерьер дома Гоголей с «поющими дверями» возникает в тексте «Старосветских помещиков».

В. Видер. Карнавал в Риме. 1852

 

Удачно проиллюстрирован и раздел, посвященный Риму, — «родине души», по словам писателя, где он чувствовал себя так комфортно и где написал «Мертвые души». Гоголь был в восторге от памятников Древнего Рима, великолепной итальянской природы, а мягкий климат был полезен для его здоровья. Полюбилась ему и итальянская кухня.

Похождения Чичикова, или Мертвые души.
Обложка по рисунку Н.В. Гоголя.
1842, Москва

 

В отдельной витрине — первое издание «Мертвых душ». Причем рисунок для обложки со множеством черепов, сгруппированных в орнамент, сделал сам автор. Острые «характеры-маски» писателя «проявляются» в иллюстрациях знаменитого художника П.М.Боклевского к повести «Шинель» и поэме «Мертвые души».

Мастер Симеон. Покров Богоматери. 1770

 

В произведениях Гоголя всегда появляются любимые им бытовые вещи, поэтому и на выставке вполне оправданно присутствует масса разных «вещичек»: вазы, бисерные чубуки, вышивки... О памятной поездке писателя в Иерусалим напоминает кольцо и маленький реликварий. А изящные туфельки Екатерины II рождают в памяти знаменитый полет в Петербург оседлавшего черта кузнеца Вакулы. Один из самых ярких разделов выставки посвящен Украине: здесь представлены оригинальные иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, красивые вышивки.

Все на выставке ориентировано на зрителя, который хотел бы проследить сложный путь Гоголя и лучше понять этого гения.

Последние дни жизни Н.В. Гоголя.
Литография по рисунку А. Солоницкого. 1852