Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Рельефы «Всадников» Фидия
и «Трона Людовизи»

ФИДИЙ
ВСАДНИКИ
Фриз Парфенона
V в. до н.э.
Британский музей, Лондон

 

Декоративная скульптура, или рельефы, с древности украшают архитектурные сооружения и поясняют их назначение. У них, по замечанию искусствоведа Б. Виппера, «прямая, осязательная сила убеждения», они долговечны.

Подлинники древнегреческих рельефов являются ценнейшими историческими памятниками и прекрасными произведениями искусства. В Британском музее находится рельеф «Всадники», созданный по эскизу Фидия. Это фрагмент 160-метрового мраморного фриза Парфенона, на котором изображено шествие почти пятисот человек.

Греческие рельефы обычно размещаются наверху здания (на фризах, в метопах), в отличие от египетских, не имеющих определенного места на стене, и ассирийских, располагающихся в нижней части стены.

Фриз Парфенона выполнен в плоском рельефе. Технику создания такого рельефа можно проследить по неоконченным надгробным стелам. Сначала скульптор процарапывал и углублял контур рельефа, выделяя силуэт, затем снимал фон настолько, чтобы добиться закругления рельефа. Все выпуклые части рельефа оставались на первоначальной поверхности мраморной плиты.

Трон Людовизи. Ок. 470–460 гг. до н. э. Национальный музей, Рим

 

Обычно в классическом рельефе изображается человек с предметами, участвующими в действии. Задняя, гладкая плоскость рельефа служит абстрактным фоном. На передней плоскости фигуры изображены в одном плане, они как бы двигаются мимо зрителя. Головы фигур греческого классического рельефа по принципу исокефалии (равноголовья) изображаются на одном уровне. Рельеф классического типа не нуждается в особом обрамлении, поскольку снизу он ограничен базой, а сверху мастера не оставляют свободного пространства над головами персонажей. Этим строгий рельеф отличается от «живописного» рельефа эллинизма, создающего иллюзию глубокого пространства и нуждающегося в обрамлении, как картина.

Время разметало античное наследие по разным городам. На территории виллы семьи Людовизи в Риме был найден массивный мраморный блок с тремя барельефами, посвященными мифу о богине любви и красоты Афродите, родившейся из морской пены. Сначала его приняли за часть трона, но, скорее всего, это был постамент алтаря в одном из святилищ Афродиты, вывезенный римлянами среди других памятников искусства после захвата Греции. Верх алтаря не сохранился.

На центральном рельефе коры-прислужницы (или нимфы) принимают «пенорожденную», помогают ей подняться на берег. Античный художник лаконично, классически ясно изобразил место и время действия — морскую гальку под ногами девушек и складки мокрого хитона Афродиты. «Афродита повернула голову навстречу одной из своих прислужниц, и этот поворот, подчеркнутый прядями падающих на плечи волос, ритм которых сливается с ритмом складок хитона, так пластически совершенен, что иную гармонию, кажется, и нельзя мыслить».

Обработка мраморной поверхности рельефа говорит о совершеннейшей свободе скульптора во владении материалом. Мастер органично соединил в одном рельефе крупные лаконичные формы и тонкие «вибрирующие» ритмы. «Теплого тона мрамор, чуть просвечивающий, передает живую трепетность плоти. Вместе с тем здесь нет стремления создать обманывающую глаз иллюзию живого тела. Греческий скульптор в совершенстве владеет способностью претворять материал в образ и при этом дает почувствовать, что перед нами мрамор — создание человеческих рук».

«Широко раскинув руки и чуть подняв вверх видную в профиль голову, предстает перед зрителем богиня. Склоненные фигуры прислужниц образуют плавный овал, охватывающий изображение Афродиты неспешной музыкой круглящихся линий. Здесь господствуют ниспадающие движения: низко опущенные головы, скользящие очертания рук, вертикальные параллельные линии складок хитонов — все создает ощущение медленного, хочется сказать, нежного движения вниз и к центру. Но тут же возникает и обратный ритм. Покрывало, которое держат коры, ложится самыми резкими во всем рельефе дугообразными складками. Возникает невольная ассоциация с какой-то чашей. И из нее, будто распускающийся цветок, поднимается Афродита» (М.А.Алпатов).

В правой части алтаря изображена женская фигура, закутанная в гиматий, перед жертвенником. Есть разные трактовки этого образа — кто-то видит в ней символ тайны рождения богини, кто-то называет ее символом целомудренности, невестой. В левой части — обнаженная девушка играет на той самой двойной флейте (авлосе), по преданию, созданной Афиной. Возможно, это другая ипостась божественности Афродиты — символ любви чувственной в образе гетеры.

На рельефах трона Людовизи запечатлены совершенные и абсолютно разные образы трех женщин. Это тенденция появления светских мотивов в религиозном искусстве, которая всегда со временем возникает, очеловечивая божественные образы. Источником такой тенденции в Древней Греции стало гуманистическое восприятие мира, воплотившееся в искусстве классического периода. «Эта ранняя весна человеческого духа воплотилась в лучших созданиях художественного гения греков, среди которых и такой образец высокой пластической поэзии, как трон Людовизи» (М.А. Алпатов).