Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Александра НИКИТИНА

 

Проблемы
предъявления итогов работы

События недели искусств

В 2009 году завершилась работа городских экспериментальных площадок «Модернизация художественно-эстетического образования». В связи с этим был проведен ряд мероприятий, которые позволили подытожить ее трехлетнюю работу. Самым масштабным среди них стала городская Неделя искусств (13–18 апреля 2009 г.). Неделя была задумана как комплексное событие, во время которого каждая из экспериментальных площадок могла предъявить научно-методические результаты своей деятельности, проиллюстрировав их творческими достижениями. Результаты инновационной деятельности предполагалось продемонстрировать как участникам городской сети, так и коллегам самого широкого круга образовательных учреждений.

Александра Никитина

 

Руководители ГЭП предполагали, что представители экспериментальных площадок расскажут о своем уникальном опыте и раскроют механизмы его внедрения, что позволит заинтересованным коллегам применить наработанный опыт в широкой практике.

События Недели искусств позволили увидеть широкий спектр решаемых задач, серьезные научные, методические и творческие успехи экспериментальных площадок. И в то же время выступления специалистов заставили задуматься о проблемах, которые существуют в области умения публично предъявить результаты своей деятельности. Поэтому сегодня мы сосредоточимся на проблемах и дефиците понимания, умений и навыков в этой области, а не на достижениях и высоких результатах.

В связи с событиями Недели искусств, к сожалению, приходится говорить о требованиях к уровню актуальности предъявляемого материала, а также об уровне интереса к работам коллег. Две эти проблемы оказываются теснейшим образом связанными друг с другом. Ряд площадок, вошедших в экспериментальную работу позже других или принимавших в ней не слишком активное участие, как показала Неделя искусств, имеют весьма смутное представление об уровне экспериментальной работы лидеров и, следовательно, о том, на какой уровень научной и методической работы следует равняться. На общий суд такие площадки выставляли результат, который для них самих являлся, видимо, значительным шагом вперед. Но при этом не учитывалось, что для городского эксперимента в целом этот путь мог оказаться давно пройденным.

Так, например, в качестве достижения предлагалось рассматривать наличие в школе широкого спектра услуг дополнительного образования в сфере искусства. Но само по себе количество студий и кружков в рамках эксперимента в области модернизации художественно-эстетического образования еще ни о чем не говорит. Важны содержательные показатели: механизмы создания единой образовательной среды; варианты учебных планов, реально позволяющие выстроить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию; методики и технологии, позволяющие достичь высокого среднего результата и особого уровня в работе со специально одаренными детьми.

Как творческий результат подобные площадки нередко выставляли произведения низкого художественного и педагогического уровня, никак не комментируя смысл предъявления. И, к сожалению, именно эти площадки в большинстве своем приезжали только к началу собственного выступления и уезжали, как только заканчивали. Таким образом, получалось, что они не могут оценить свою работу на общем фоне и ничему не могут научиться у своих коллег. Подобные работы и отношение, разумеется, резко снижают степень интереса и доверия учителей-экспериментаторов ко всем формам обмена опытом и взаимного обучения в целом.

Уместность иллюстрации

Одна из важнейших проблем, с которой столкнулись организаторы Недели еще во время ее подготовки, — неумение специалистов образовательных учреждений отличить жанр творческого отчета об инновационной деятельности от жанра отчетного концерта. Педагоги-экспериментаторы и заместители директоров стремились насытить программу Недели максимальным количеством выставочного материала и концертных номеров, показать все текущие творческие достижения своих воспитанников. При этом они затруднялись объяснить, какой инновационный компонент содержится в предлагаемом творческом материале и как конкретно данные творческие достижения соотносятся с экспериментальной деятельностью.

Для дальнейшей экспериментальной работы нам крайне важно понять, что выставка детских рисунков, отрывок из спектакля, хореографический или музыкальный номер уместны в творческом отчете об экспериментальной деятельности только как иллюстрация конкретного аспекта инновации и итог определенной экспериментальной деятельности. Например, школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла средствами театра рассказывает об интеграции вокала, хореографии и актерского мастерства в зоне профильного обучения в старшей школе. Необходимо объяснить, почему нужна такая интеграция. Уместно показать учебный план, рассказать о совместных проектах, где сотрудничают педагоги по трем вышеуказанным дисциплинам, и показать номер, ставший итогом такой интеграции. Тогда заинтересованным коллегам становится ясна вся цепочка: решаемые задачи, механизмы их решения, качество полученного результата.

То же самое можно сказать и о показе мастер-классов. Одно дело, когда школа с богатым опытом работы демонстрирует мастер-классы начинающим коллегам, и совсем другое — экспериментальным площадкам городского уровня. Когда на мастер-класс к профессионалу приходит новичок, вполне уместно показать подробный цикл занятий: от базовой разминки до выхода на творческий результат. И демонстрация обязательных, традиционных фаз обучения в этом случае является оправданной и необходимой. Но если мастер-класс выносится на заключительное мероприятие ГЭП, в котором участвуют профессионалы высокого уровня, важно показать только основные элементы авторской методики, разработанной и опробованной в экспериментальном режиме, и пояснить, почему возникла необходимость в этой разработке, каковы преимущества предлагаемой методики, где и как можно ею овладеть.

О компьютерной презентации

Еще одна проблема, которая обнаружилась в ходе мероприятий Недели искусств, — неумение грамотно и конструктивно построить компьютерную презентацию предлагаемого инновационного материала. Тут встречается несколько характерных ошибок.

Вариант первый: презентация малосодержательна, не заключает в себе сложного и объемного материала, который требует технического оформления. Если сообщение содержит один факт, один тезис, если иллюстрации и графики отсутствуют или они ничего существенного не добавляют к тексту, следует хорошо подумать, нужно ли делать компьютерную презентацию или уместнее и разумнее обойтись коротким устным сообщением, экономя общее время.

Вариант второй: презентация строится как отчет о творческих достижениях школы вне связи с результатами конкретной экспериментальной деятельности. В этом случае повторяются ошибки, характерные при предъявлении выставки или творческих номеров: в презентации есть свидетельство несомненных успехов, но нет научно-методического комментария, который позволяет слушателям понять, как достигается предъявляемый результат. А значит, коллеги не могут воспользоваться инновационным опытом докладчиков, и, следовательно, основная задача презентации не выполняется.

Вариант третий: слабая структурированность презентации. Она может быть перенасыщена иллюстрациями, за которыми теряется смысл, в ней переизбыток текстов, которые трудно прочитать, обилие графиков и таблиц, которые трудно понять. А структура и логика экспериментальной работы и суть инновации при этом прочитываются плохо. Следует продумать деление презентации на части и разделы и четко выстроить их последовательность.

Важно выбрать общий фон и цветовую гамму, на которой иллюстрации, графики и диаграммы будут ясно читаться и выигрышно смотреться. Необходимо отобрать только те иллюстрации, которые создают повествованию дополнительный объем и эстетически хорошо сочетаются друг с другом. В противном случае разговор об эстетическом образовании и воспитании представляется малоубедительным.

Надо построить письменный текст презентации таким образом, чтобы он помогал четко донести основные тезисы сообщения. Иное дискредитирует идею: если мы говорим о необходимости помочь детям средствами искусства построить целостную картину миру, помочь овладеть различными способами умственных действий, искать наиболее эффективные пути в решении творческих и научных задач, то сами обязаны демонстрировать владение всем вышеперечисленным.

Вариант четвертый: слайды презентации и рассказ докладчика слабо связаны между собой. Структура, логика и последовательность изложения материала на экране не совпадают с логикой рассказа. В этом случае зрители теряются: они не могут одновременно следить за экраном и рассказом, их внимание хаотично перемещается, и в итоге они теряют значительную часть полезной информации, эмоционально устают. Важно строить устный комментарий таким образом, чтобы он дополнял и расширял тезисное содержание компьютерной презентации.

Зона ближайшего развития

И, наконец, проблемы возникли в понимании жанра, назначения, возможности итоговых дискуссий и круглых столов. Само собой разумеется, что итоговые беседы могут пройти интересно и плодотворно только в том случае, если до этого все принимали активное участие в общей работе, в том числе внимательно смотрели и слушали выступления и презентации друг друга. Только тогда создается общее проблемное поле, вырабатывается общий профессиональный язык, формируется представление о реальной зоне ближайшего развития, которую и нужно уточнить в ходе финальной дискуссии. В противном случае финальный круглый стол рискует стать дублем основных пленарных заседаний, представляющих доклады, или превратиться в зону обмена неконструктивными репликами.

Констатировать трудности, которые мешают реализации важнейших задач, или строить беспочвенные планы, не подкрепленные реальными возможностями, равно неэффективно. Важно наметить реальные пути совместного преодоления трудностей, построить реалистичные планы дальнейшей инновационной деятельности, которые основаны на развитии достижений предыдущего этапа работы. И заботиться об этом должны не только модераторы, но и все участники работы.

Городская Неделя искусств была задумана как инновационное итоговое мероприятие работы ГЭП «Модернизация художественно-эстетического образования в Москве». И хорошо, что она помогла обнаружить проблемы, которые сегодня существуют в экспериментальной деятельности. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что участники ГЭП умеют инициировать, разрабатывать и реализовывать инновации, но пока испытывают трудности с конструктивным предъявлением итогов своей работы. Овладеть этим искусством — и есть наша ближайшая зона развития.