Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

Тупик Коттен

Морис УТРИЛЛО
ТУПИК КОТТЕН
1911. Музей Орсе, Париж

Александр Бенуа однажды написал в своем дневнике: «Когда случится забрести в какое-то провинциальное захолустье или в один из тех кварталов Парижа, которые более провинциальны, нежели самая глухая провинция, то невольно станешь смотреть на окружающее «через Утрилло», и все это жалкое, унылое придется принять в душу, в нем найдешь и красоту, и поэзию. Это благо, это обогащение».

Тупик Тренэ на Монмартре

 

При создании этой картины Утрилло явно использовал почтовую открытку, он пользуется линейкой, чтобы точнее передать карнизы крыш, междуэтажные членения, мостовую. Чтобы «натуральнее» представить фактуру старых стен, художник добавляет к масляной краске гипс и толченую штукатурку.

И все же главным остается настроение. Уличный фонарь слева будто исполнен грустного одиночества, так же как и окна с кое-где выбитыми стеклами. А цветущие кусты наверху лестницы оживляют этот каменный колодец. Так же как и тонкий продуманный колорит.

Картина написана в технике импасто, то есть особой вязкой, фактурной живописи.

Площадь Тертр

 

В основе техники старых мастеров лежит трехслойная последовательность: сначала рисунок, потом светотень, затем цвет. Принципы импасто иные. Они влекут художника слить воедино все процессы. Рисунок, форма и колорит развиваются как бы в одно время. В любой момент работа над картиной может быть прервана, но произведение не потеряет эстетической полноценности.