Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Мулен де ла Галетт

Морис УТРИЛЛО
МУЛЕН ДЕ ЛА ГАЛЕТТ
Около 1912. Галерея Петридеса, Париж

 

В книге известного писателя-сюрреалиста Леона Поля Фарга «Парижский прохожий», в главе, посвященной Монмартру, читаем: «Я понял, говорил мне недавно один англичанин, почему парижане не путешествуют: у них есть Монмартр. Ведь путешествуют именно для того, чтобы попасть на Монмартр. Канадцы и жители Южной Америки пускаются в путь, немцы или славяне покупают чемоданы и выправляют паспорта, чтобы прибыть на Монмартр, родину ночных родин...

А.Тулуз-Лотрек. В «Мулен де ла Галетт». 1889 г.

 

На вершине улицы Толозе виднеется «Мулен де ла Галетт», музей балов, преувеличенно стыдливый, несмотря на свою репутацию «задранных ног». «Мулен де ла Галетт», где еще совсем недавно делали галеты, и «Мулен Руж» до их колонизации неграми, лишенными экзотики, русскими без России, живописцами, не имеющими ни таланта, ни палитры, ни мольберта, политиками без партии и проходимцами без цели, действительно были населены художниками, среди которых стоит прежде всего назвать Лотрека и Мориса Утрилло, создателя одного из самых правдивых образов Монмартра, бытописателя этого Холма, что предстает теперь перед изумленным воображением будущих наших бакалавров во всем очаровании и таинственности Египта времен фараонов».

Мулен де ла Галетт. Эскизы

 

Глядя на эту картину Утрилло, почему-то вспоминаешь веселую и беззаботную картину Ренуара на тот же сюжет. Там все сверкало радостью и безудержным весельем, молодостью и счастьем.

Утрилло же создает картину, исполненную меланхолии и одиночества, замкнутости и грусти. Это чувство усиливает одинокая фигурка прохожего, поникшие крылья мельницы, голые ветви деревьев и тревожно белеющие части каменного фасада.