Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Базилика Сакре-Кёр
и улица Сен-Рустик

Морис УТРИЛЛО
БАЗИЛИКА САКРЕ-КЁР И УЛИЦА СЕН-РУСТИК
Около 1927. Музей изящных искусств, Бостон

 

«Ах, Монмартр, с его провинциальными закоулками и богемными обитателями... Стоит закрыть глаза, и я снова вижу перед собой его узкие, уходящие вдаль улочки и белые стены домов», – писал Утрилло в конце жизни, вспоминая дни своей молодости.

В этой картине каждая деталь, каждый уголок, изгиб крыши подчеркивают движение в глубину, туда, где парит, будто невесомый, сказочно-белый купол базилики Сакре-Кёр.

Сакре-Кёр

 

Картина очень тонко разработана в цвете. Тепло-коричневые, будто тлеющие пятна, чередующиеся с ослепительными белильными вспышками, киноварными точками на крышах, строгие контуры крыш еще более усиливают эффект парения купола базилики.

Известный искусствовед и писатель Альфред Барр, знавший художника, вспоминал: «Я пытался поговорить с ним о живописи, но безуспешно. Казалось, ему вообще нечего было мне сказать. Он не посещал ни музеи, ни картинные галереи. Когда я называл ему имена великих художников прошлого, он смотрел на меня так, словно впервые слышал о них».

Сад базилики Сакре-Кёр

 

Художник признавал только атмосферу Монмартра, он дышал только его воздухом и щедро отображал на своих искренних, немного наивных холстах, исполненных тонкой поэзии.

И в поздний период творчества начиная с середины 1930-х годов, уже переехав с Монмартра, Утрилло продолжал писать знакомые с детства улочки города. Только теперь они преображены поэзией воспоминаний, ностальгией по прошлому. Эти картины, например «Мулен де ла Галетт» (1951), непосредственны, ярки и красочны.

Монмартр под снегом