АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Лев ДЬЯКОВ
Базилика Сакре-Кёр
и улица Сен-Рустик
Морис УТРИЛЛО
БАЗИЛИКА САКРЕ-КЁР И УЛИЦА СЕН-РУСТИК
Около 1927. Музей изящных искусств, Бостон
«Ах, Монмартр, с
его провинциальными закоулками и богемными
обитателями... Стоит закрыть глаза, и я снова вижу
перед собой его узкие, уходящие вдаль улочки и
белые стены домов», – писал Утрилло в конце
жизни, вспоминая дни своей молодости.
В этой картине каждая деталь, каждый
уголок, изгиб крыши подчеркивают движение в
глубину, туда, где парит, будто невесомый,
сказочно-белый купол базилики Сакре-Кёр.
Сакре-Кёр
Картина очень тонко разработана в
цвете. Тепло-коричневые, будто тлеющие пятна,
чередующиеся с ослепительными белильными
вспышками, киноварными точками на крышах,
строгие контуры крыш еще более усиливают эффект
парения купола базилики.
Известный искусствовед и писатель
Альфред Барр, знавший художника, вспоминал: «Я
пытался поговорить с ним о живописи, но
безуспешно. Казалось, ему вообще нечего было мне
сказать. Он не посещал ни музеи, ни картинные
галереи. Когда я называл ему имена великих
художников прошлого, он смотрел на меня так,
словно впервые слышал о них».
Сад базилики Сакре-Кёр
Художник признавал только атмосферу
Монмартра, он дышал только его воздухом и щедро
отображал на своих искренних, немного наивных
холстах, исполненных тонкой поэзии.
И в поздний период творчества начиная
с середины 1930-х годов, уже переехав с Монмартра,
Утрилло продолжал писать знакомые с детства
улочки города. Только теперь они преображены
поэзией воспоминаний, ностальгией по прошлому.
Эти картины, например «Мулен де ла Галетт» (1951),
непосредственны, ярки и красочны.
Монмартр под снегом