Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

 

Джованни Лоренцо Бернини

 

1598–1680

Имя Лоренцо Бернини — одного из создателей итальянского барокко — золотыми буквами вписано в историю мирового искусства.

Не получивший специального художественного образования, он проявил себя как талантливый архитектор, скульптор, живописец, рисовальщик, декоратор и стал властителем дум римлян, диктатором вкусов и моды в области искусства, к слову которого прислушивались самые высокопоставленные особы. Бернини возводил грандиозные церкви и уличные фонтаны, создавал необычайно живые скульптурные портреты, величественные надгробия и выразительные статуи на библейские и мифологические сюжеты… В эпоху барокко архитектура и скульптура были настолько тесно связаны между собой, что разделить работу архитектора и скульптора просто невозможно, и Бернини в полной мере объединил в себе оба этих таланта.

Традиционно считается, что подлинный гений должен быть гоним, несчастен, беден, с трудом пробиваться к признанию. Однако в жизни Бернини, безусловно гениального мастера, ничего подобного не было. Он прожил долгую, спокойную, благополучную жизнь, никогда не знал лишений, его всегда сопровождали симпатия и покровительство власть имущих. Пожалуй, он одно из тех редких исключений, которые подтверждают правило.

Родился Джованни (Джан) Лоренцо 7 декабря 1598 г. в Неаполе. Как уже упоминалось, он не посещал никаких учебных заведений, впрочем, в этом и не было особой необходимости, ведь его отец, Пьетро Бернини, являлся одним из известнейших скульпторов своего времени. Именно он и взялся обучать сына всему, что умел сам. Когда Лоренцо исполнилось десять лет, Пьетро получил приглашение от папы Павла V переехать в Рим, дабы принять участие в работе над мраморной скульптурной группой в одной из Ватиканских капелл.

Переезд стал для юного Лоренцо подарком судьбы, позволил развить талант. Здесь, в Вечном городе, в окружении великолепных памятников искусства, создававшихся на протяжении не веков — тысячелетий! — одаренному человеку просто невозможно было не попасть под власть «гения места». Он без устали бродил по городским улицам или запирался в ватиканских залах, с утра до вечера занимаясь рисованием. Те, кому доводилось видеть эти рисунки, приходили в восторг и рассказывали о необыкновенном талантливом мальчике. В конце концов на него обратил внимание папа Павел V.

Бюст Павла V. 1617–1618. Капелла Боргезе, Рим

 

В семнадцатилетнем возрасте Бернини выполнил портретный бюст епископа Сантони, а когда ему исполнилось 20, юноше доверил свою персону для портретирования сам Павел V; оба остались совершенно довольны результатами. Следующим заказчиком стал новый папа Григорий ХV, по желанию которого Бернини выполнил целых три бюста. В знак признания таланта папа пожаловал скульптору пенсию и рыцарский крест Кавалера Христа. Новоявленному орденоносцу едва исполнилось двадцать четыре года.

Свой первый крупный заказ Бернини получил от кардинала Сципионе Боргезе, решившего украсить свой сад скульптурой. Несколько лет молодой мастер провел за созданием цикла статуй «из античной жизни» — «Аполлон и Дафна», «Плутон и Прозерпина», «Эней и Анхиз». Немного выбивается из мифологической темы «Давид», представленный в момент сражения с Голиафом, — такой поворот сюжета мы вряд ли когда-то встречали в искусстве, ведь до сих пор библейский герой изображался либо непосредственно перед решающей схваткой, либо уже после победы.

Давид. 1623–1624. Галерея Боргезе, Рим

 

Все скульптуры выполнены необычайно живо и динамично, все рассчитаны на круговое восприятие: их обязательно надо обойти со всех сторон, чтобы по-настоящему оценить динамику масс, плавно перетекающих одна в другую так, что кажется, будто герои по-настоящему движутся. Кроме того, Бернини удается передать в мраморе разнообразие материалов, будь то кора, ткань, волосы…

В отличие от предшественников, в частности великого Микеланджело, он отнюдь не стремится показать во всей красе фактуру камня, из которого выполнена скульптура. Начинающий скульптор не пользуется природой мрамора, но преодолевает ее, заставляя зрителя забыть, из чего именно сделаны эти прекрасные статуи. Все работы отмечены единством плоти и духа, движения и переживания. Произведения молодого мастера настолько поразили современников, что его сразу же признали едва ли не величайшим художником современности, и это отношение к Бернини с тех пор сохранялось на протяжении всех лет его творческой деятельности. Особенно возлюбили его при папском дворе, откуда Бернини получал самые почетные и интересные заказы.

Итак, папы сменяли друг друга, Бернини оставался. Очередной глава церкви считал своим долгом поручить «придворному» скульптору какую-нибудь работу, к вящей славе божьей. Особенно много заказов исходило от папы Урбана VIII, поставившего Бернини во главе целой художественной мастерской, где работали самые лучшие скульпторы, строители, бронзировщики, лепщики, гидравлики и другие мастера. Благодаря строительной деятельности этой мастерской. Вечный город получил тот облик, который и по сей день не перестает поражать приезжающих.

На основе идей Бернини и под его руководством с начала 20-х годов XVII века создаются знаменитые памятники, ставшие воплощением стиля барокко. Фактически Бернини получил карт-бланш на осуществление самых смелых своих замыслов. Конечно, став придворным папским художником, он должен был прежде всего откликаться на требования церкви, но это отнюдь не обременяло его, так как торжественный пафосный стиль, популярный в те годы при папском дворе, полностью соответствовал вкусам самого мастера.

Кафедра Святого Петра. 1657–1666. Собор Святого Петра, Рим

 

Ярче всего новое направление проявилось в архитектуре, где, помимо всего прочего, открывались огромные возможности для синтеза со скульптурой и живописью. Новый церковный ритуал, оформившийся к XVII веку, предполагал пышное театральное действо, которому следовало дать достойное оформление. Решение этой задачи очень увлекло Бернини, принявшегося искать новые формы и возможности для их воплощения, смешивая различные традиции, приемы и стили.

Киворий, называемый «Балдахин Святого Петра».
Совместно с Ф. Борромини. 1624–1633. Собор Святого Петра, Рим

 

В 1624 г. мастер получил заказ на сооружение так называемого балдахина над алтарем в центральной части собора Св. Петра, где хранятся остатки деревянного кресла, по преданию, принадлежавшего самому апостолу Петру. Это внушительное произведение, невероятно сложное и вычурное, отличается дробностью и динамичностью форм. Высота балдахина составила двадцать девять метров! Некоторые современники выражали сомнение в целесообразности столь массивного сооружения, однако сейчас совершенно очевидно, что глаз Бернини не подвел. Именно такая высота позволяет видеть алтарную сень из самого дальнего конца центрального нефа, и чем ближе зритель подходит к центру, тем выше, кажется, становится алтарь.

Надгробие папы Александра VII. 1673–1674. Собор Св. Петра, Рим

 

Бронзовые столбы, поддерживающие сень, извиваются, перекручиваются, ломаются, центробежная сила неумолимо влечет их вверх, к куполу — гениальном творению Микеланджело. На этом «сотрудничество» двух великих мастеров — одного уже ушедшего, второго живущего и здравствующего — продолжилось через много лет в оформлении ансамбля площади Св. Петра. Бернини окружил круглую площадь перед собором двухчастной колоннадой, «подобно распростертым объятиям» охватывающей людей, стремящихся к храму. Такой прием используется также и в устройстве Скала Реджа – парадной лестницы, соединяющей собор Св. Петра с Ватиканским дворцом, где Бернини играет с перспективой, масштабами и высотой колонн, благодаря чему выход папы из дворца превращается в грандиозное шествие.

Площадь Св. Петра. Рим

Общий вид площади и план комплекса Святого Петра. 1657. Ватикан, Рим

План

 

Отдельного разговора заслуживают фонтаны, сами по себе являющиеся выдающимися памятниками скульптурного искусства. Фонтан Тритона на площади Барберини, фонтан Мавра на площади Навона — без них трудно представить современный Рим. Особенно замечателен фонтан Четырех рек на площади Навона, где причудливым образом сочетаются самые разнообразные формы, символизирующие реки, животных, растения, где одновременно присутствуют почти необработанные глыбы камня, а в самом центре высится египетский обелиск.

План церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале

По проектам Бернини в Риме — городе, ставшем для него родным, — было возведено множество архитектурных сооружений, ставших символами итальянского барокко, среди них церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, палаццо Монтечиторио и Одескальки.

Фасад церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале. 1658–1671. Рим

 

Фасад палаццо Монтечиторио. 1650–1655. Рим

 

Слава Бернини распространилась далеко за пределы Италии. В 1665 г. его официально пригласил Людовик XIV для работы над проектом Лувра, причем блистательный монарх в своем послании изъяснялся более чем просто уважительно: «Господин кавалер Бернини, я настолько исключительно ценю Ваши заслуги, что испытываю большое желание Вас увидеть и более близко узнать особу, столь прославленную, только бы намерение мое было совместимо с Вашим служением нашему Святейшему отцу и с Вашим собственным удобством».

Бернини побывал в Париже и разработал умопомрачительный проект, который, как оказалось, не соответствовал вкусам французских архитекторов-администраторов. Итальянца осыпали градом комплиментов и деликатно отослали на родину. После этой поездки Бернини никогда больше не покидал Рим, продолжая возводить великолепные сооружения в своем любимом городе.

Но, даже будучи увлеченным градостроительными проектами, Бернини никогда не забывал о скульптуре. В воспоминаниях флорентийского историка искусства Фелиппе Бальдинуччи есть такие, например, строки: «До семи часов, без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет обычно отдавал работе над мрамором — труд, которого даже его молодые помощники вынести не могли; и ежели иной раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы оторвать, он сопротивлялся, говоря: «Оставьте меня, я влюблен!..» Кардиналы же и князья, приходившие, чтобы взглянуть на него за работой, ни на миг его не отвлекая, бесшумно рассаживались по местам и сидели не шелохнувшись, а затем тихо уходили…»

Талант Бернини проявился и в области скульптурного портрета, и в великолепных монументальных композициях, таких как, например, знаменитый «Экстаз святой Терезы», и в торжественных надгробиях пап Урбана VIII (заказанного им самим, вопреки традиции) и Александра VII. Его скульптуры отличает великолепная пластическая моделировка, динамика и экспрессия, они всегда связаны с окружающим пространством.

Синтез пластических искусств никогда не был для Бернини проблемой, ему всегда удавалось создавать цельные ансамбли, живописно сочетая в них самые разные материалы (мрамор, стукко, бронзу), активно используя позолоту, эффекты света, раскраску.

Помимо этого он прославился еще и как способный художник — между прочим, именно с его легкой руки в графическом искусстве появились так называемые карикатуры. Известен был Бернини и как автор комедий, театральный постановщик, непревзойденный декоратор и талантливый конструктор.

Заслуги Бернини уже при его жизни были оценены по достоинству (только во времена понтификата Иннокентия Х его постигла непродолжительная опала). Кардинал Барберини, впоследствии ставший папой Урбаном VIII, как-то сказал мастеру: «Велико ваше счастье, о кавалер, увидеть кардинала Барберини папой, но еще большее счастье для нас, что кавалер Бернини живет во времена нашего понтификата». Согласитесь, мало кому из людей искусства доводилось слышать такие слова из уст сильных мира сего.

Современники мастера именовали его божественным творцом, приравнивая Бернини, причем совершенно заслуженно, к титанам эпохи Возрождения. Сохранившиеся мемуары рисуют образ человека темпераментного, всегда полного замыслов и творческих сил, всецело преданного своему искусству. Смелые планы Бернини и великолепное их воплощение оказали огромное влияние на европейское искусство XVII и XVIII веков.