Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Экстаз святой Терезы

Джованни Лоренцо Бернини
ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ АВИЛЬСКОЙ
1646–1652. Церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим

 

Скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» в капелле Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория была одной из самых любимых работ Бернини. «Это есть высшее достижение моего резца, — говорил мастер, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

Святая Тереза Авильская – монахиня, жившая во второй половине XVI века, являлась одной из наиболее замечательных личностей эпохи Контрреформации и по сей день считается покровительницей Испании. При жизни ее преследовала инквизиция, однако после смерти Терезу причислили к лику святых. Свои вдохновенные проповеди и рассказы о чудесных видениях Тереза облекала в форму писем, отличающихся весьма изящным слогом. В одном из таких писем рассказывается: «Непосредственно рядом с собой я увидела ангела в телесном обличье… В руке ангела увидела я длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз мне в сердце, я почувствовала, как острие проникло мне внутрь. И когда он его вынул, мне казалось, что он взял и мое сердце, и я осталась исполненной пламенной любви к Богу. Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что мне захотелось, чтобы эта боль продолжалась вечно. Боль эта была не физической, а душевной… Это было сладчайшее неженье души Богом». Именно этот эпизод Бернини и воплотил в своей скульптурной группе, причем под его резцом мистическое видение предстает в высшей степени реальным, не теряя при этом сакрального смысла.

Балкон с фигурами донаторов на боковой стене

 

Скульптурная группа помещена на фоне золотых лучей в глубокой нише, обрамленной колоннами. Свет струится также из невидимого окна сверху, золотые лучи льются с фрески Гвидебальдо Аббатини на своде капеллы. Фигуры Терезы и ангела на плывущем облаке, освещенные потоком света из невидимых источников, в своей сияющей белизне представляются почти бесплотными. Облака из мрамора! Кто, кроме Бернини, мог бы решиться на такой шаг? Бернини решается – и побеждает.

Веки Терезы прикрыты, из полузакрытого рта вырывается стон, рука бессильно повисла, вся она во власти чудесного видения. Нервный ритм трепещущих складок ее одеяния, сливающихся с клубящимися облаками, вторит этому настроению напряженного религиозного экстаза. Стоящий рядом миловидный ангел, больше напоминающий амура, изящно держит стрелу, причинившую молодой монахине столь сладостную боль, а другой рукой куртуазно придерживает плащ на груди Терезы, прикрывая кровоточащую рану. Отношения внутри скульптурной группы строятся на диссонансе: поникшая святая – и гибкий изысканный ангел, резкие крупные складки драпировки одной – и мелкие, вьющиеся складки одеяния другого. И вместе с тем обе фигуры нерасторжимо связаны между собой.

Алтарь капеллы

 

Верный любви к театру, Бернини превращает капеллу в подобие зрительного зала, устраивая по краям капеллы балконы – театральные ложи, в которых восседает семейство Корнаро, заказчиков, становящихся таким образом свидетелями чуда. В «Экстазе святой Терезы» воплотились лучшие возможности стиля барокко, позволившего выразить с помощью чисто декоративных пластических средств небывалый драматизм религиозного образа, эмоционального напряжения и подлинной страсти.