Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Ольга СКУРАТОВА,
учитель школы № 199,. Москва

 

Волшебная сказка
среднеазиатской архитектуры

Предложенный в статье материал может быть использован учителем изобразительного искусства при изучении тем «Каждый народ — художник» (4-й класс, III четверть) и «Декор — человек, общество, время» (5-й класс, III четверть) по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского.

Мы предлагаем учащимся совершить путешествие к архитектурным шедеврам старинных узбекских городов: Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисябза. Именно здесь, на узких улочках и широких площадях, среди стройных минаретов и величественных медресе, в переплетении замысловатых узоров и арабской вязи возникает подлинная поражающая воображение восточная сказка.

Архитектурные памятники Средней Азии

На территории современного Узбекистана сохранилось довольно большое количество средневековых архитектурных памятников, в основном это культовые сооружения, дворцы и жилые дома. Особое место среди них занимают мечети и мавзолеи (усыпальницы).

Кроме основного назначения — быть местом поклонения и отправления религиозно-культовых обрядов, — мечети и мавзолеи служили для исполнения светских общественно-государственных функций: приема иностранных послов, устройства торжественных пиршеств и др. Не случайно один из мавзолеев XV в. в Самарканде получил в народе название Ишрат-хан — дом увеселений.

Особое внимание в разговоре об архитектурных сооружениях Средней Азии необходимо уделить минаретам — высоким башням, с которых раздавались призывы на молитву, чтобы они были хорошо слышны всем жителям города (1). Минареты Средней Азии имели стволы круглой формы, украшенные аркатурными поясами и карнизами, завершающиеся наверху плоскими площадками или фонарями (архитектурными формами с проемами для освещения и вентиляции).

(1)

 

Одним из известнейших минаретов является Кальта-минор (1855), или «короткий минарет», в Хиве, имеющий диаметр 14 м и высоту 26 м (2).

(2)

 

Хан Мухаммед-Амин пожелал, чтобы это был самый большой минарет не только Хивы, но и мира. Однако уже после начала строительства стало понятно, что если минарет окажется задуманной высоты, то никакие призывы к молитве с него просто не будут слышны, поэтому строительство было остановлено и минарет остался незавершенным.

Медресе (мусульманские духовные учебные заведения) готовили образованное духовенство и лиц, предназначенных для административной деятельности в канцеляриях, судах и при дворе, владеющих литературным языком и каллиграфией, имеющих познания в законоведении. Медресе также были призваны организовывать коллективный быт представителей господствующего класса, так как учениками высших богословских учебных заведений становились в основном сыновья представителей духовенства и военной аристократии. Все время обучения будущие муллы и их учителя — мударисы жили в специально предназначенных для них кельях — худжрах. Вследствие этого в архитектурных ансамблях медресе наблюдается большое сходство с гражданскими постройками — караван-сараями и рабатами (военными укреплениями).

Восток издревле славился удивительными дворцовыми комплексами, поражающими своим величием, размером и убранством. Комплекс включал в себя площади, дворцы и сады. Примером может служить дворец Ак-Сарай в Шахрисябзе, связанный с именем великого правителя Тимура. Название «Ак-Сарай» переводится как Белый Дворец, несмотря на то что он был решен в лазорево-синей гамме. Слово «ак» было употреблено не в прямом значении «белый», а в переносном — «благородный», «аристократический».

Тимур (1336–1405) родился в селении Ходжа-Ильгар в тринадцати километрах от Шахрисябза и до конца дней сохранил привязанность к родным местам, недаром со временем его правления связаны самые значительные постройки этого города.

О великолепии Ак-Сарая можно судить по описанию современника — испанского гранда Рюи Гонсалеса де Клавихо, главы испанского посольства ко двору Тимура, много путешествовавшего по Европе и Востоку:

«На другой день посланников повели смотреть большой дворец, который строился по приказанию царя; говорят, что уже двадцать лет в нем работает много мастеров. В этом дворце был очень длинный вход и очень высокий портал, и сейчас у входа по правую и левую руку были кирпичные арки, покрытые изразцами, разрисованными разными разводами. Под этими арками было что-то вроде маленьких комнат без дверей, и пол в них покрыт изразцами; это было сделано для того, чтоб тут сидели люди во время пребывания царя. Сейчас за этим была другая дверь и за ней большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями. Посреди двора стоял большой водоем. Двор был шагов триста в ширину, и через него входили в большой дом, в котором была очень высокая и широкая дверь, украшенная золотом, лазурью и изразцами, очень красивой работы… Посланников провели в верхний этаж, так как весь дом был позолочен, и там показали им столько отделений и покоев, что было бы очень долго рассказывать: в них была необыкновенно богатая отделка золотая, лазоревая и других цветов, удивительной работы, и даже в Париже, где есть искусные мастера, эта работа считалась бы очень красивой…»

До наших дней сохранились только развалины главного портала Ак-Сарая. Великое сооружение не надолго пережило династию Тимуридов, так как последующие властители, очевидно, намеревались стереть память об ее былом величии. Во второй половине XVI в. Абдуллахан, правитель Бухары, не раз осаждавший Шахрисябз, отдал приказ о разрушении великолепного дворца, кирпичи которого впоследствии просто растаскали и использовали для бытовых построек.

Сохранилась легенда о том, что однажды, подъезжая к Шахрисябзу, Абдуллахан, завидев издали постройки Ак-Сарая, решил, что город совсем рядом, и изо всех сил пустил своего лучшего скакуна. После долгой скачки конь упал замертво, а махина дворца все еще продолжала возвышаться на горизонте. Разозленный своей ошибкой хан приказал разрушить дворец.

Конструкция и декор

Климат Средней Азии и особенности местного строительного материала диктовали свои требования к конструкции построек, будь то дом простого ремесленника или ханский дворец. Основная цель — защита от жары и сохранение прохлады. Внешний фасад представлял собой практически глухие стены, а окна выходили только во внутренний квадратный двор, в центре которого помещался бассейн для стока воды и для совершения омовений (3). Арочные порталы входа и ряды ниш (айваны), опоясывающие внутренний двор, защищали окна и двери от прямых солнечных лучей.

(3)

 

Неотъемлемым элементом восточной архитектуры является купол на низком барабане с гладкой или ребристой поверхностью, покрытой изразцами.

(4)

(5)

(6)

Особый интерес представляют резные деревянные колонны (4), балки, двери (5) и оконные решетки (6), являвшиеся предметом особой гордости владельцев. Развитие искусства резьбы по дереву в Средней Азии с давних пор тесно связано с оформлением конструкций и деталей местного зодчества, где стоечно-балочная система перекрытий предполагала широкое использование древесины. Для работы использовались местные породы дерева — орех, платан, можжевельник, шелковица, тополь и абрикос.

(7)

(8)

Глухие стены зданий, как коврами, покрывались текучим узором, не оставляющим пустот: это и растительно-цветочные стилизованные мотивы (7), и изображение всевозможных узлов как благожелательная символика (узел счастья и узел долгой жизни), и абстрактные узоры, утерявшие свой первообраз (8). Особое внимание хочется обратить на тип узора гирих, которому нет аналогов в мировом искусстве (9). Он составлялся из модульных многоугольников, расходящихся по принципу радиальной симметрии. Для его создания использовались точные измерительные инструменты и сложные математические вычисления.

(9)

 

Особый интерес представляет собой декор медресе Шер-Дор в Самарканде, построенного внуком Тимура (Тамерлана) Улугбеком. Портал Шир-Дора украшают два льва, несущие солнце на своих спинах (10). По сохранившимся документам, подобное изображение украшало и дворец Ак-Сарай и считалось гербом самаркандского царя, то есть самого Тимура.

(10)

 

Декор фасадов выполнялся из разноцветных глазурованных изразцов. Причем при кажущейся схожести цветовой гаммы каждый культурно-исторический центр имел свои предпочтения. Так, Хива отличалась нюансами голубого цвета — от бирюзового до темно-синего (голубой считался у мусульман символом печали и созерцания), с непременным наличием черного тонкого контура. В Шахрисябзе же цветовая гамма была более разнообразна: при господстве сапфирово-синего узоры выполнялись голубым, белым, желтым, темно-зеленым, иногда салатно-зеленым и красным.

При облицовке архитектурных элементов орнамент не укладывался на высоте отдельными изразцами. Из них на земле составлялись целые фрагменты композиций, которые только затем поднимались и укреплялись на фасадах сооружений.

(11)

 

В причудливую вязь орнамента восточные зодчие умело вплетали арабские письмена, ставшие неотъемлемым элементом украшения культовых архитектурных сооружений. Самым древним считается геометрический вид письма — куфи (11), а более поздним — беглый, округлый по форме насхи (12). Оба вида письма в архитектурном декоре зданий со временем приобрели настолько вычурный характер, что их выделение из общей композиции орнамента и прочтение могут вызывать определенные трудности.

(12)

 

Слияние смысла увековеченных таким образом изречений с изысканностью декора придавали зданиям характер «хвалебной оды» — особо почитаемого жанра поэтики арабо-мусульманского мира.

Так, на одной башне Ак-Сарая сохранилась надпись куфи высотой 2 м, которая утверждает богоданность царской власти: «Султан — тень Аллаха (на земле)». Курьезно, что на другой башне мастеру не удалось четко рассчитать длину поля подобной надписи, и она получилась неполной: «Султан — тень».

Средняя Азия в работах русских художников

Наиболее полно искусство, быт и нравы Средней Азии нашли свое отражение в творчестве В.В.Верещагина так называемого туркестанского периода. Как участник военных событий, находясь под впечатлением от бессмысленной и жестокой гибели людей, художник был поражен бесконечной красотой Ташкента и Самарканда, их архитектурой и колоритным бытом, с этнографической точностью отобразив их на своих полотнах «Двери Тимура (Тамерлана)» (13), «У дверей мечети», «Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде» (14), «Мавзолей Гур-эмир» (15), «Галерея дворца в Самарканде».

(13)

(14)

(15)

(16)

Совершенно иным предстает образ Средней Азии в работах П.В.Кузнецова («Бухара», «Птичий базар» (16), «Бухара. У водоема» (17). Здесь трудно догадаться, какой именно город изобразил художник: легкие постройки кубиков домов и редкие деревья, залитые солнцем, убегают к горам. Все проникнуто неторопливым, тягучим ритмом восточной жизни.

(17)

 

Практическая часть

В работе с детьми тема архитектуры Средней Азии может решаться в самых разнообразных художественных техниках. Достаточно интересно разным классам в параллели для выполнения творческих работ предложить различные материалы и в итоге сделать общую выставку.

Но в какой бы технике мы ни начинали работать, в основе будет построение здания в восточном стиле:

• Намечаем портал (18 А).

• Окружаем его минаретами (18 Б).

• Намечаем главный купол (18 В).

• Добавляем слева и справа дополнительные галереи и другие архитектурные элементы (18 Г).

(18)

 

Работа может быть выполнена в живописной технике, но, на наш взгляд, интереснее пофантазировать на тему архитектурных мотивов Востока в технике графики и аппликации из шерстяных ниток.

Графика

Материалы: цветная бумага, простой карандаш и гелевые ручки «металлик».

1. Готовим цветную бумагу размером ? формата А4.

2. На ее обратной стороне простым карандашом намечаем постройку в восточном стиле, условно назовем ее Дворец восточного владыки.

3. При желании намеченная постройка может быть вырезана по контуру и наклеена на цветной картон контрастного цвета.

4. Подбираем гелевую ручку таким образом, чтобы ее цвет контрастировал с цветом постройки.

5. Обводим постройку по контуру, рисуем проемы окон, галереи, двери портала.

6. Украшаем орнаментом плоскости стен, изображаем резные решетки и двери, особое внимание следует уделить декору куполов.

Имитация восточного ковра

Материалы: картон, простой карандаш, клей ПВА, ножницы, обрезки цветных шерстяных ниток.

Декоративно-прикладное искусство Средней Азии знает множество прекрасных образцов ковроткачества и настенных панно (сузан), служивших раньше неотъемлемой частью интерьера национального жилища. В творчестве современных художников архитектурные элементы выступают как один из мотивов текстильных работ (19). Мы предлагаем учащимся пофантазировать на тему восточных архитектурных мотивов при изготовлении декоративных работ в технике «имитация ковра».

(19)

 

1. Простым карандашом намечается постройка в восточном стиле, это условно Дворец восточного владыки.

2. Намазать клеем один из элементов изображения, сложить пучком нитки выбранного для данного элемента цвета и мелко накромсать их ножницами так, чтобы обрезки ниток густо падали на намазанную клеем поверхность. Затем плотнее прижать обрезки ниток к картону.

3. Заменить цвет ниток и заполнить ими каждый элемент постройки.

4. При желании контур архитектурных элементов можно проложить контрастными нитками.

5. Фон композиции заполняется нитками по желанию авторов.

6. Готовые работы могут быть вырезаны и собраны в одну архитектурную композицию на текстильной основе.

Детские работы

 

ЛИТЕРАТУРА

Алпатов М.В. Павел Кузнецов. — М.: Советский художник, 1968.

Буткевич Л.М. История орнамента. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Завадская Е.В. Василий Васильевич Верещагин. — М.: Искусство, 1986.

Народное искусство Узбекистана / Под ред. Н. Мусина. — Ташкент, 1979.

Пугаченкова Г.А. Термез. Шахрисябз. Хива. — М.: Искусство, 1976.