Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Сент-­Шапель

СЕНТ-ШАПЕЛЬ.
Интерьер верхней капеллы.
1245–1248

 

История Сент-Шапель началась с одного из самых постыдных событий в летописи крестовых походов. В 1204 году жадные крестоносцы, в четвертый раз отправившись отвоевывать Иерусалим у «неверных», настолько соблазнились богатством союзной им Византии, что не нашли ничего лучшего, как разграбить ее столицу Константинополь. Христианский город пал под напором христианских же рыцарей, и на его обломках была провозглашена Латинская империя.

Среди прочих богатств, которые достались крестоносцам, было неисчислимое количество христианских реликвий, собранных к тому времени в Константинополе. Подлинность их, конечно, внушала подозрения, к тому же они чудесным образом размножились при доставке в Европу. Впрочем, церковь этим нимало не смущалась, считая, что истинная вера — и денежные поступления — могут вдохновляться и реликвиями сомнительного происхождения.

Сент-Шапель в ансамбле Дворца Правосудия

 

Латинский император Балдуин II не гнушался приторговывать священными предметами, чтобы поправить свое финансовое положение. В 1237  г. он решил заработать на «терновом венце, обагренном кровью Христа».

Идея заполучить терновый венец показалась очень привлекательной королю Франции Людовику IX. После продолжительного торга стороны сошлись в цене (по некоторым данным — 137 тысяч ливров), и терновый венец увезли в Париж. В качестве бонуса королю достались гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, частицы самого креста и копье римского солдата, участника казни.

Обретение реликвий такого ранга соответствовало амбициям Людовика IX, претендовавшего на особое положение среди европейских монархов. Получилось, будто сам Христос короновал короля своим венцом. За такое было не жалко и астрономической по тем временам суммы.

Заполучив в свое распоряжение терновый венец, король не хотел прятать сокровище в сумрачной крипте, как это часто делали с реликвиями. Не хотел и навечно оставить в соборе Нотр-Дам, куда отправил его на временное хранение. Людовик IX хотел обладать терновым венцом единолично, держать его у себя во дворце и поклоняться ему в ежедневных молитвах.

Но высший статус священного предмета требовал для него достойного обрамления. И монарх решил снести до основания старую королевскую часовню Святого Николая, чтобы выстроить на ее месте новую, специально для хранения тернового венца.

Новая часовня получила название Сент-Шапель (в буквальном переводе – Святая Часовня). Она была построена в рекордно короткий срок, за тридцать три месяца, освящена в 1248 г. и стоила казне «всего» 40 тысяч ливров. То есть терновый венец обошелся в три с лишним раза дороже храма! Для сравнения: в Париже того времени дом купца с лавкой стоил 15–25 ливров, а графский замок можно было построить за 1200 ливров.

К сожалению, сегодня Сент-Шапель снаружи почти не видна: ее заслонили более поздние здания, в основном османовских времен. А ведь после возведения она стала архитектурным центром всей композиции королевского дворца. Архитекторы сознательно придали ей форму реликвария — ларца для хранения предметов религиозного поклонения. Она напоминает произведение ювелира, только монументального масштаба. Кстати, реликварии тех времен часто имитировали церковную архитектуру и снабжались миниатюрными арками, контр­форсами и даже крышей.

Сент-Шапель. Планы

 

Это очень компактное здание, у которого высота (42,5 м до основания шпиля) превышает длину (36 м). Как и многие храмы того времени, Сент-Шапель призвана символизировать устремление вверх, к Богу, и одновременно напоминать о небесном Иерусалиме, где после Страшного суда найдут упокоение праведники. И действительно, верхняя часть часовни, где громоздятся треугольные пинакли над контрфорсами и вимперги над окнами, похожа на башни небесного города.

Удивительной особенностью Сент-Шапель, отличающей ее от прочих готических церквей, является отсутствие массивных контрфорсов — несущих конструкций, призванных противостоять боковому распору свода. Здесь контрфорсы выглядят как изящные вертикали между удлиненными окнами.

Сент-Шапель. Западный фасад

 

Объясняется это революционным (и очень дорогим) по тем временам решением использовать металлические связи, чтобы удерживать каменные блоки. До эпохи железобетона было больше шести веков, так что смелый технический прием вызывает заслуженное уважение.

Двухэтажное сводчатое крыльцо западного фасада образует своеобразную переходную зону между мирским и священным пространством. Два дверных проема, расположенные друг над другом, ведут на нижний и на верхний уровни. Это обычная схема построения придворных часовен. Нижний уровень предназначался для дворцовых служащих, а верхний — для королевской семьи и высшей знати, которой дозволялось присутствовать на королевском богослужении.

Архитекторы не решились перекрыть нижнюю капеллу одним сводом, несмотря на небольшую ширину — около 11 м. Чтобы удержать тяжесть верхней капеллы, помещение разделено изящными колоннами на центральный и два боковых нефа. Целый лес колонн, зрительно дополненный слепыми аркадами вдоль стен, заметно скрадывает ощущение тесного пространства.

Несмотря на недостаток света, нижняя капелла не выглядит мрачно благодаря щедрому многоцветью убранства. Основные декоративные мотивы — королевские лилии и стилизованные крепостные башни, эмблема Бланки Кастильской, королевы-матери. На стенах — эмалевые медальоны с изображениями двенадцати апостолов.

По контрасту с темноватой нижней капеллой верхняя производит ошеломляющее впечатление. Пожалуй, именно здесь, как ни в одной больше церкви мира, воплотилась средневековая формула «Бог — это свет». Готическая каркасная конструкция, усиленная, скрытыми железными тягами, освободила невиданный простор для окон, и стены буквально растворились в сиянии витражного света. Из 1134 библейских и религиозных сюжетов, запечатленных на витражах, 720 дошли до нас с XIII века, прочие изготовлены при реставрации заново.

Сент-Шапель изнутри так же напоминает реликварий или шкатулку для драгоценностей, как и снаружи. Ее простая и ясно читающаяся структура контрастирует с богатым убранством. Доминируют красный, синий и золотой цвета, снова встречается множество королевских лилий, а вот роспись потолка золотыми звездами по темному фону оригинальна и придает интерьеру величественный космический вид.

Скульптуры вдоль стен опять изображают апостолов. В данном случае их расположение подчеркивает символическую роль персонажей как столпов церкви. Шесть статуй подлинны, остальные — копии XIX века, заменившие сильно поврежденные оригиналы.

Напоследок отметим архитектурное ухищрение, к которому прибегли зодчие Сент-Шапель. Самый дальний от алтаря пролет короче остальных на 35 сантиметров, и это не случайно. При взгляде от алтаря на западную стену уменьшение пролета выглядит как перспективное сокращение, и потому неф кажется длиннее, а заодно и окно-роза на стене — крупнее.

Такого рода обманки архитекторы используют, когда хотят зрительно увеличить пространство. Один из относительно свежих примеров — станция московского метро «Арбатская», где ширина пролетов на концах платформы меньше, чем в центре. От этого дальние пилоны кажутся еще дальше, и все помещение выглядит монументальным.