Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Наполеоновские арки

Арка Карузель

Веселенькое название площади Карузель вовсе не связано со всем знакомым детским аттракционом. Так назывался особый военный парад, во время которого вооруженные всадники демонстрировали свое мастерство. Мода на «карусели» пришла в начале XVII в. из Италии, после чего из употребления окончательно вышли рыцарские турниры. Один из самых известных парадов был дан на этой площади в 1662 г., в честь чего она и получила свое наименование.

Арка Карузель. Вид со стороны Лувра

 

Триумфальная арка на площади Карузель была сооружена в начале XIX в. по приказу Наполеона, чтобы увековечить военные достижения французской армии.

Впервые в истории Франции ее зодчие не создали ничего нового, пусть даже с опорой на классику. Они практически скопировали чужой шедевр, арку Септимия Севера, римского императора конца II – начала III в. н.э. Впрочем, Септимию Северу не привыкать, другая знаменитая римская арка – императора Константина – тоже настолько точно воспроизводит свою предшественницу, что и ее можно считать прообразом парижской Карузель.

Нельзя не отметить, что мастерства архитекторов хватило на то, чтобы воспроизвести чужую работу, но не хватило, чтобы продемонстрировать собственный вкус. Перегруженная барельефами арка скорее свидетельствует об их способности украшать мебель и интерьеры, чем об умении создавать шедевры, достойные центра Парижа. Впрочем, время лечит, и за двести лет арка Карузель прочно вросла в окружающий пейзаж и стала его неотъемлемой частью.

Триумфальная арка Септимия Севера. 205 г. Рим

 

При Наполеоне она была увенчана четверкой коней, снятых с собора Св. Марка в Венеции после падения Венецианской республики. В этой истории можно видеть своеобразную историческую справедливость. Знаменитую квадригу, предположительно работы Фидия или Лисиппа, сами венецианцы украли во время грабежа Константинополя крестоносцами в 1204 г. – об этой истории мы упоминали в связи с Сент-Шапель (см. с. 7).

Однако после отречения Наполеона лошадей пришлось вернуть в Венецию. Теперь они спрятаны под крышей тамошнего собора на верхнем этаже, а их прежнее место на фасаде заняли копии.

Арку Карузель венчает еще одна копия, усовершенствованная. Повозкой правит символическая фигура Мира, а по бокам стоят позолоченные статуи Победы. Всё вместе призвано славить Реставрацию – восстановление Бурбонов на французском троне. Тем не менее барельефы и надписи в честь побед Наполеона сохранились и при Бурбонах.

Восемь солдат, напоминающие о лермонтовских строчках: «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами», – изображают рода наполеоновских войск. Со стороны Лувра стоят слева направо кирасир, драгун, кавалерист и карабинер. Надпись над ними гласит: «Французская армия, высадившаяся в Булони, угрожала Англии. Тогда на континенте образуется третья коалиция. Французы мчатся от океана к Дунаю, Бавария освобождена, австрийская армия в плену в Ульме. Наполеон входит в Вену и побеждает под Аустерлицем. Меньше чем через сто дней коалиция распускается».

На противоположной стороне стоят гренадер, пехотинец, канонир и сапер. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Еще две надписи выбиты на узких боковых фасадах арки. На южном, обращенном в сторону Сены, написано: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. – годовщина коронации Наполеона». На северном: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».

Сегодня арка Карузель стоит одиноко чуть ли не в чистом поле, а в свое время служила торжественным обрамлением парадного входа во Дворец Тюильри (см. с. 18), который император выбрал своей резиденцией.

Триумфальная арка

Из-за своих колоссальных размеров арка видна издалека: и со стороны въезда в город, и со стороны центра. Она – центральный элемент оси, соединяющей Лувр, площадь Согласия и Большую арку в современном районе Дефанс. Такое местоположение и соответствующая символика сделали ее местом проведения наиболее значимых официальных церемоний.

Собственно, Наполеон и пожелал выстроить нечто грандиозное для того, чтобы запечатлеть свои победы 1805–1806 годов и торжественно проходить через монумент в столицу во главе своего войска. После непродолжительных дискуссий был утвержден проект архитектора Жана Франсуа Шальгрена. Мастер не стал впрямую копировать подобные античные памятники, а создал самобытную композицию в виде прямоугольного массива, прорезанного грандиозным проемом. Арка высотой почти 50 м является самой большой триумфальной аркой в мире.

Триумфальная арка. Вид с Елисейских Полей

 

Первый камень в фундамент заложил сам заказчик – император в день своего рождения – 15 августа 1806 года. После чего понадобилось 30 лет, чтобы закончить сооружение монумента. К сожалению, его не увидел ни Наполеон, ни сам Шальгрен, при котором высота арки достигала всего 5 м. Хотя император все же ухитрился проехать в 1810 г. под будущим символом Парижа вместе со своей молодой женой Марией-Луизой. Чтобы исполнить желание Наполеона, понадобились около полумиллиона франков и работа многочисленных мастеров, которые сделали на каменном фундаменте деревянный каркас, покрыли его тканью, расписали, а после шествия разобрали.

В эпоху Реставрации, когда к власти вернулись Бурбоны, работы были приостановлены. Но позже стряслась очередная революция, и взошедший на трон король Луи Филипп при поддержке бонапартистов приказал завершить строительство монумента. Однако от первоначальной идеи (посвятить арку только победам Наполеона) отказались, решив, что нужно прославить армию не только Империи, но и Республики.

Заканчивалось строительство под руководством архитектора Абеля Блуэ. Арка лишена убранства в виде колонн, зато богато украшена скульптурными горельефами. Самым впечатляющим принято считать правый горельеф на восточной стороне (обращенной к Елисейским Полям) – «Выступление добровольцев в поход. 1792» работы Франсуа Рюда. Он посвящен тем, кто добровольно принимал участие в войне с Пруссией. Кричащая крылатая богиня Победы с мечом в руке словно парит в воздухе, призывая граждан на защиту своей земли. Экспрессия, воинственный дух скульптуры дали ей второе название – «Марсельеза». Над ней можно рассмотреть барельеф «Похороны Марсо. 1796».

На этой же стороне арки, но слева расположена композиция «Триумф после Австрийской кампании. 1810» работы Жана Пьера Корто. В центре – застывшая фигура Наполеона. В отличие от «Марсельезы», этот горельеф исполнен спокойствия и неподвижности. Над ним – «Мюрат берет в плен Мустафа-пашу при Абукире. 1799». Западный фасад арки также представляет несколько композиций. Слева – барельеф «Мир», справа – «Сопротивление» скульптора Антуана Этекса.

Внутренняя сторона арки прославляет конкретные подвиги: тут начертано около 600 имен генералов (фамилии павших на поле боя подчеркнуты) и названия более чем 120 битв, выигранных императорскими и республиканскими армиями. Сооружение окружают сто гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенные между собой цепями.

Могила Неизвестного солдата в главном пролете арки появилась в 1921 году. Похороненный здесь солдат, погибший в Первую мировую войну, был выбран в Вердене из тысяч других. История говорит о том, что для поминальной службы было выставлено 8 гробов, на один из которых, по предложению военного министра Мажино, один из солдат, участвующих в церемонии, должен был возложить гвоздику. Выбранные таким образом останки и были захоронены под сводами арки.

Монумент действительно стал местом проведения самых торжественных церемоний. В частности, император Наполеон хоть и не при жизни, но все-таки оказался под сводами арки: гроб с его телом с острова Святой Елены 15 декабря 1840 г. при большом стечении народа пронесли здесь по дороге к месту вечного упокоения в соборе Дома Инвалидов. А 30 мая 1885 г. здесь на одну ночь был выставлен гроб с телом Виктора Гюго. В августе 1944  г. ликующие парижане приветствовали у арки вернувшегося из Лондона генерала де Голля.

Два раза в год, 10 мая и 1 августа, солнце садится точно на оси Елисейских полей. Тот, кто оказывается на авеню вечером, может наблюдать, как солнечный диск в течение нескольких минут виден в центре Триумфальной арки. А 10 мая 1994 г. свыше 200 тысяч человек наблюдали в проеме арки солнечное затмение.