АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена ГЕРАСИМОВА
Портрет
Натальи Ивановны Петрункевич
НИКОЛАЙ ГЕ
Портрет Н.И. Петрункевич
1893. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
«Портрет
Петрункевич, написанный Ге за год до его смерти,
— самый таинственный и труднообъяснимый среди
его портретов», — считает ведущий научный
сотрудник Третьяковской галереи Татьяна
Карпова.
«Петрункевич приезжала вечером перед
чаем… Становилась у окна и читала Герцена… За
окном аллея из громадных тополей, освещенная
кое-где солнцем, крик на все лады огромного
количества грачей». Крик грачей остался там, в
воспоминаниях ученика Ге. Здесь в картине царит
благоговейная тишина. Через открытое окно в
печальный сумрак старого дома льются ароматы
осеннего сада — запах прелых листьев и свежей
листвы.
Девушка очень близко. Рядом теплый
бархат ее платья. Она слегка прислонилась к
прохладному стеклу. В стекле отразился легкий
силуэт. Тихо отодвигается створка раскрытого
окна. Отражение ускользает в прохладную глубину
зазеркалья. И вдруг в гаснущих лучах заходящего
солнца девушка у окна начинает казаться странно
далекой. Ни дотронуться до нее, ни окликнуть. Не
Наталья Ивановна Петрункевич — прекрасная дама
из рыцарских времен, являющаяся в таинственном
сиянии изумрудов и блеске золота.
Лунная ночь. Хутор Ивановское. 1880-е
Сказочно красив сад за окном. В
последние годы жизни Ге начал писать с натуры на
пленэре. Пейзаж написан открыто и страстно.
Это «живая форма». Зеленый цвет живет на холсте,
мерцает, переливается драгоценными оттенками.
Эта тема зеленого станет главной в картине
Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье».
Природа всегда волновала Ге. «Когда вы
останетесь на поле и смотрите на все окружающее
величие Бога… вы ясно начинаете сознавать себя
ничтожными и слабыми, потому что ничего нельзя
постичь: все вокруг неразрешимая тайна, —
говорил Ге молодым художникам, пытаясь объяснить
им смысл пейзажного жанра. — Пейзаж — святыня…»
Заросший сад, тронутый лучами
закатного солнца, в портрете Петрункевич хранит
отблеск какой-то иной красоты, звучащей высокой
нотой. Девушка с книгой у открытого окна.
«Становилась у окна и читала Герцена…»
Интересно, что именно читала юная барышня в доме
художника Ге? Вряд ли эта изящная книга — «Былое
и думы». Может, это «По поводу одной драмы» — та
самая книга, которую когда-то Ге подарил своей
жене, еще невесте?
Анна Петровна умерла в ноябре 1891 года.
Ге писал в это время Льву Толстому: «Я все понимаю
и люблю то, что становится с человеком, когда он
переходит из этой конечной жизни в бесконечную.
Но остановить чувство я не в силах. Мне страшно
тяжело, и, должно быть, будет так до конца моих
дней. Прожив 35 лет, ни я, ни она наверно не знали,
как мы срослись».
Тени воспоминаний витают в загадочном
портрете Натальи Петрункевич, девушки, жившей по
соседству, неподалеку от хутора Ге. Что этот
портрет рассказывает нам о ней? Может быть,
художник писал не портрет? Может быть, эта
картина о другом — о том, что человек может
приблизиться к невидимой границе, которая
отделяет нас от высшей реальности, может
услышать зов бесконечности? Нужно только
распахнуть окно, заглянуть в темную глубину
зеркала, раскрыть книгу…
Оливковая роща в Сан-Теренцо. 1867
Портрет Петрункевич оказался полной
неожиданностью и для тех, кто любил Ге, и для тех,
кто считал его неудачником. Он выглядел очень
современно среди работ художников, которые были
намного моложе Ге.
«Портрет его девушки у окна имеет
большой художественный взмах, новизну и силу не
старческую — молодую», — восхищался Илья
Репин.
В 1905 г. портрет был показан в
Таврическом дворце на большой исторической
выставке портретов. Игорь Грабарь назвал его
лучшим портретом современного раздела.
«Отсюда был близок путь к портретным
образам Борисова-Мусатова и Врубеля...» (Татьяна
Карпова).