Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Творец современного эпоса
Хамид Савкуев

«Хлебоеды», «Пропавшие без вести», «Человек-птица» — картины, скульптуры, графические работы Хамида Савкуева притягивают глубиной размышлений о людях, земле, природе. Выдающийся дирижер Юрий Темирканов назвал произведения Савкуева «плачем своего народа». В них действительно обнаруживается поразительное проникновение в быт, жизнь и культуру суровых горцев Северного Кавказа.

Кормление птиц. 2009

 

Художник родился в Джамбуле, в семье переселенцев из Кабардино-Балкарии, которые позже вернулись на родину. Он окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Савкуев — автор монументальных росписей, в том числе храма Христа Спасителя в Москве, скульптурных и станковых работ.

На выставке «Ковчег» в Государственном музее искусства народов Востока представлено около ста живописных, скульптурных, графических работ, созданных художником в последние два года. Искусство Савкуева суровое — жесткий, чеканный рисунок, неяркая цветовая гамма, оригинальное соотношение фигур и фона, смелые, порой кажущиеся невероятными ракурсы. И персонажи его всегда строгие, неулыбчивые: тяжелая жизнь в горах не позволяет им расслабляться. Даже детей он изображает всегда серьезными.

Подковывание белой лошади. 2009

 

Будничные занятия его героев обретают ритуальный характер, вневременной смысл («Стреноживание лошади», «Подковывание белой лощади»). Не случайны многочисленные изображения лошадей в работах Савкуева — жизнь горца в Кабардино-Балкарии немыслима без лошади.

Важный летймотив многих полотен художника — камни, являющиеся неотъемлемой частью горного ландшафта («Собирающие камни», «Бросающие камни»). Почти в каждой его картине камни являются основным фоном композиции. Суровый фон еще более подчеркивает мощь, пронзительную силу, достоверность ситуации долга, доблести, столь важных на Северном Кавказе, прослеживающиеся в каждой его картине.

В суровом мире Савкуева и прощание с собакой обретает глубокий символический смысл («Прощание с Джолдашем»).

Тема ковчега чрезвычайно важна для художника. Под его рукой в ковчег превращаются люди, животные — в его бронзовых скульптурах «тело» напоминает «чемоданчик-хранилище». «И пространство музея по своей структуре тоже является ковчегом, — говорит художник. — Здесь сохраняются артефакты, памятники истории».

Древо жизни. 2002

 

В бронзе Савкуев любит изображать птиц, рыб («Вскармливающая птица», «Рыба»). Они монументальны, выразительны, в них хорошо переданы разнообразные чувства. И здесь, как в живописи и графике, оживают старинные горские легенды («Древо жизни», «Мать-заступница»). В его скульптурах усматривают связь с античностью, с итальянской скульптурой ХХ века, но благодаря сильно акцентированному национальному колориту его скульптуры обретают остроту и новое звучание.

Повелитель леса. 2004

 

В его иллюстрациях к нартскому эпосу оживают вооруженные богатыри. Здесь с особым вниманием и тщательностью художник разрабатывает детали быта, природы, внешнего вида героев («Наковальня Тленша», «Поединок»). Несмотря на то что в своих работах Савкуев обращается к народному эпосу, горским народным традициям, его пластические метафоры убедительны и понятны.

Поединок Сосруко с Тотрашем (по Нартскому эпосу). 2009