КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО
Как разбудить в ребенке художника:
современные технологии развития
творческих способностей на основе первообразов
искусства
Начало см. в № 18, 20/2009
Лекция 3
Символика цвета
Игра с цветом. Отголосок первобытных
верований. Наказ Белого Крота. Радужные ступени.
Цветные стихи. Практикум
ИГРА С ЦВЕТОМ
Цвет способен активно воздействовать
на человека, пробуждая в нем сильные эмоции —
радость, грусть, бодрость, печаль, спокойствие,
безразличие. Тоска бывает зеленой, скука — серой.
А какого цвета любовь, счастье, покой, ревность,
гнев, доброта, горе, печаль, восторг, радость,
удивление, сострадание, злость, зависть?
Чтобы поразмышлять вместе с классом
над этим, сначала можно заполнить небольшую
анкету (любовь — ?; гнев — ? и т.п.), а затем
сравнить результаты и выявить общность и
различие в ассоциациях группы, попросить детей
аргументировать свой выбор. Можно сделать и
наоборот, то есть пойти от цвета к чувству
(красный — ?; зеленый — ?) и также попытаться
аргументировать. И в первом и во втором варианте
может обнаружиться не только разнобой, но даже и
прямо противоположные оценки, что связано не
только с субъективностью ощущений, но и с более
глубинными и древними представлениями, о которых
речь пойдет ниже. Главное в этих
играх-упражнениях, чтобы дети обратились к
своему опыту, проанализировали свои чувства.
Собирайте все мнения детей в своеобразную
«копилку творческих идей», а позднее извлекайте
из нее детские мимолетные образы и напоминайте
авторам об их «цветных чувствах», когда они будут
работать над своими «цветными картинами».
В. Лам. Джунгли. 1943. Музей
современного искусства, Нью-Йорк
Воздействуя напрямую на сенсорику,
цвет способен вызывать самые разные ощущения:
температурные (теплое и холодное),
пространственные (выступают вперед, отдаляются,
создают чувство глубины), весовые (легкое,
тяжелое, воздушное, давящее), акустические (тихое,
громкое, кричащее, глухое). Цветными могут быть и
звуки. Один из научных экспериментов может быть
использован на уроке в виде забавной игры: детям
раздается набор из шести квадратиков бумаги
разного цвета (красный, белый, голубой, желтый,
зеленый, черный) и предлагается написать на
каждом из них одну из шести гласных (а, о, ы, у, э, и)
и объяснить свой выбор. «Цветные ощущения» могут
быть переведены в забавные задания: на
пространственных цветовых ощущениях можно
построить замок «Убегающих красок», раскрасить
дом согласно «весу краски», создав свой вариант
теплой или холодной, громкой (кричащей) или тихой
(шепчущей), легкой или тяжелой картины.
Неделя госпожи. Фрагмент оформления
календаря доколумбовой эпохи. 1521
Древняя символика цвета рождалась в
ритуале, где все было взаимосвязано, прежде всего
цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец,
пантомима). Детям можно предложить условно
воспроизвести древний ритуал, сыграв в игру, в
которой группа загадывает какой-либо цвет и
придумывает некое подобие танца-пантомимы, а
другая группа учащихся пытается отгадать, какой
цвет зашифрован в движениях. На импровизационном
уровне хорошо получается танец огня с кусками
материи желто-красно-оранжевого цвета или танец
воды с голубыми лентами.
Игру на самоидентификацию с
определенным цветом можно построить на
адаптированном варианте теста М. Люшера. Она
вызывает живой интерес и во многом снимает
отчужденность между учеником и изучаемым
материалом. Дети получают карточки с названиями
цветов (серый, голубой, коричневый, зеленый,
красный, желтый, фиолетовый, черный), которые они
должны ранжировать (поставить на первое, второе и
так далее места) в зависимости от своих
предпочтений. Расшифровку (психологическую
характеристику в связи с избранным цветом) можно
дать сразу же в двух-трех фразах (учитель дает
характеристику цвета, ученики сами оценивают)
или на следующем уроке индивидуально каждому.
Можно поиграть в игру «цвета твоего имени» (каким
цветом и на каком фоне ты его напишешь, сделай
маленькие зарисовки цветными карандашами).
Фрагмент росписи эпохи палеолита
Ассоциативные ряды непосредственных
реакций детей на цвет при всей их разноголосице
во многом обусловлены сформированными в
глубокой древности мифологическими
представлениями людей о мире. Так давайте же
поведем наших детей дорогами мифа и сказки и
поможем им глубже осознать тот опыт, который они
унаследовали от своих предков.
ОТГОЛОСОК ПЕРВОБЫТНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Сведения по символике цвета даются для
учителя. Их не надо напрямую транслировать на
ребенка, а просто следует иметь в виду при
организации урока и по возможности использовать
в виде необыденного «сказочного» материала.
Первым цветом в культуре был красный.
Еще в неандертальских захоронениях находят
следы охры, красной краски, чья символика
трактуется по-разному. Классической версией
является предположение, что охра
символизировала кровь, жизнь и надежду на
возрождение временно уснувшего человека (в то
время хоронили в позе эмбриона).
По мнению М.М.Маковского, в данном
случае красный цвет «выступает а качестве
символического выражения передачи жертвы богу
преисподней… Считалось, что человек, умирая,
теряет кровь потому, что кровь выпивает бог
земли». Следующий период дает триаду цветов:
«кроманьонцы Восточной Европы активно
использовали красный, черный и белый красители,
составляющие, по согласному свидетельству
лингвистов и этнологов, треугольник
семиотически значимых для человека и его предков
цветов. В первобытных и традиционных культурах
кровь выступает как главный детонат «красноты»,
белый цвет ассоциируется с материнским молоком
— символом жизни, черный — с продуктами
разложения. Более изощренное толкование
цветовой триады мы встречаем в знаменитом
памятнике индуизма «Чхандогья упанишада», где
красный цвет — это цвет первого огня, белый —
первичных вод и черный — цвет земли» (В.А.Семенов).
М.М.Маковский считает, что «мистическая
символика краски возникла на основе
хроматических оттенков жертвенного огня, причем
первоначально индоевропейцы считали основными
только три краски — белую (символ неба как
потустороннего мира, по которому путешествуют
души умерших), черную (символ преисподней) и
красную (символ божества, жизни, очищения)».
А. Родченко. Композиция (Побеждающее
красное).
1918. Эннели Юда Файн Арт, Лондон
Отголоском первобытных верований в
мифологии является раскраска в ряде
космогонических мифов мирового яйца в три цвета
— белый верх (небо), черная середина (земля),
красный низ (подземный мир). В скандинавской саге
мировое древо имеет странную с точки зрения
реальности, но естественную с точки зрения
символики мифа окраску — белые ветви (небесная
сфера), зеленый ствол (земля), красные корни (мир
подземного бога). (Последние образы можно
использовать для творческих заданий и при
разъяснении традиционной окраски пасхальных яиц
в черный и красный цвет.)
Белый — цвет Начала, символ абсолютной
тишины, абсолютного Ничто — предвестника
рождения нового. В Китае есть древняя игра, в
которой дети через белое полотно на ощупь
угадывают спрятанные за ним предметы, лица
знакомых людей. Эта игра, как любая древняя игра,
видимо, когда-то была частью древнего ритуала,
наглядной метафорой мифа сотворения мира из
материи/пространства, в которых были заключены
первообразы всех вещей и явлений. Корень слова
«белый» родствен древним корням ili (олень —
миф о белом олене, который на золотых рогах
выносит золото-солнце из-под земли), ala —
сжигать, пылать, jela — светлый, ela — жизнь.
Сохранившееся в русском языке
выражение «весь белый свет» содержит в себе суть
мифа творения мира из белого света, в котором в
потенции содержится все богатство многоцветья
мира. Каждый год мы, как и древние люди, можем
воочию увидеть возврат мира к своему началу —
это происходит, когда зима в одно мгновение
преображает мир, укрывая его белым снегом, стирая
грани предметов и пространства.
По словам И.В.Гёте, желтый цвет — это
«следующий цвет за светом, он всегда несет с
собой в своей высшей чистоте сущность светлого».
Этимологически «желтый» близок понятию «высшее
божество» в семитских языках — el, il, ilu
(Энлиль, Нинлиль, Вавилон, или Бабл-Илу, — врата
Бога). Желтый (золотой) в древнекитайской
космогонии является символом Центра,
первоэлемента «земля», верховной власти и
императора. Только императоры и члены его семьи
имели право носить желтые одежды.
В основе слова «синий» лежит
индоевропейский корень ski, означающий, с
одной стороны, «сиять», «блестеть», «мерцать»,
подобно дневному небу, а с другой — «сень/тень»,
«отражение». Синий цвет у древних был символом
божественной вертикали, соединяющей высоту неба
и глубину моря-океана, символом неземного,
потустороннего мира, в котором жили боги и души
умерших, символом замедления, исчезновения,
прекращения жизнедеятельности. Отсюда понятия
голубые (то есть неземные) мечты, голубая (то есть
божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта)
и др. Синий (голубой) однозначно определяется как
успокаивающий, замедляющий движение.
В древности синий и зеленый цвета не
различали, они были взаимозаменяемыми. В Древнем
Египте скарабей как символ неба был синего или
зеленого цвета, а в Древнем Китае владыку Неба
называли «Нефритовым императором» (нефрит —
минерал зеленого цвета). Зеленый цвет издревле
связывался с миром растительности, наземным
миром. Этимологически слово «зеленый» связано с
желтым, золотым, белым, то есть со светоносными
светлыми цветами, а также с древним корнем elа,
что означает жизнь.
Красный цвет означает в нашей традиции
прежде всего божественный огонь — сравни слова
«красный», «красивый» и «крада», то есть
жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В
древности он символизировал божество, жизнь,
оберег, силу, очищение, мужское начало, действие,
здоровье, любовь, владычество, солнце — с одной
стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь,
жертву, огонь подземного мира, смерть — с другой.
НАКАЗ БЕЛОГО КРОТА
В качестве основы образного понимания
каждого цвета можно использовать древнюю
этимологию слова, в которой в свернутом виде
содержится миф, а также тексты сказок, выводящих
на соответствующий миф (миф о белом олене и
деве-Солнце в «Сказке об Олененке и Елене
Прекрасной» (грузинские народные сказки), в
«Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С.Пушкина, в игре «Олень — золотые рога»).
Богатые возможности дают поэтические тексты
Иманта Зиедониса, отрывки из которых приводятся
ниже.
Белая сказка: «Вчера выпал первый
снег. И кругом все белым-бело. До того бело, что и
не разберешь, где что. Белая курица снесла белое
яйцо, обронила в снег и никак не отыщет.
Белохвостый петух выкукарекал белую песню,
взлетела она под стреху, примерзла во-он там:
видишь, висит белой сосулькой? У белки-белянки
выбельчились бельчата, прыгнули на белые ветки —
белка их и потеряла. Деревья стоят
белые-пребелые. Бреду я по лесу, не могу
разобрать: где дерево, где пень, а где белый день.
Над трубами курится белый дымок. Чернила в
чернильнице тоже побелели — даже не знаю,
разберешь ли ты, что здесь написано. Вот и наша
речка — под снегом белая, под солнцем ясная.
Забросил я спиннинг, вытащил белорыбицу, вспорол
ей брюхо, а там — белый утенок. Воткнул я в утячий
хвост вот эту писульку и отпустил — пускай его
летит! А залетит к тебе, ты накорми его. А когда он
снесет золотое яичко, сразу же черкни мне. А адрес
у меня такой: БЕЛОМУ КРОТУ С БЕРЕГОВ ГАУИ. Р.S.
Неохота писать, так нарисуй! Только — чур! —
одной белой краской, без единой черной черточки».
Желтая сказка: «Солнце, точно
яичный желток, золотилось над миром. Оно излучало
тепло и жизнь. По его лучам соскакивали на землю
крошечные цыплята — и все желтые. Пчела тоже
желтая: вон какой у нее желтый улей. Пригласила
она в гости цыпленочка, а тот не смог до улья
допрыгнуть. «Ну ничего, — думает. — Вон сколько
кругом бабочек, все, как я, желтые. Полетаю-ка я с
ними». Подпрыгнул цыпленок, да вспомнил:
крыльев-то еще нет… А пока забился в
мамокурицыны перья, поближе к ее желтому животу и
задремал. А солнце золотело в небе, точно желтый
блин с такими вкусными хрустящими закраешками...
До самого горизонта виднелись желтые-желтые поля
и луга, сплошь в желтоцветах, мать-и-мачехе. И
видимо-невидимо одуванчиков. Все пригорки в
сплошных желтых переливах... А луг до того
сверкал, что я не выдержал и тоже повалился в эту
желтизну. И всего меня тут же дожелта осыпало,
запорошило и облепило пыльцой. Прибрела
желтобрюхая корова, приняла меня за желтый
одуванчик да и сочмокала-сжевала меня. Оттого и
не могу писать дальше».
Синяя сказка: «Синий рысак в сизых
овсах. Синий конь-рысак в васильках. Еще вчера я
видел его. Он жевал синие васильки, и теперь я
знаю, почему он синий. Собрались однажды кони со
всей земли... и сказали: «Братцы! Может статься,
машины возьмут верх повсюду на земле... Так пусть
хоть один из нас станет бессмертным». И было
решено, что быть вечному коню цвета мечты —
синим, как гиацинты и незабудки. А появляться он
будет повсюду, где только мечтают люди. И дали ему
синие крылья и назвали СИНИМ КОНЕМ НАДЕЖДЫ. И еще
постановило Вселошажье собрание, что Синий конь
Надежды будет всегда одинок: ведь сильнее всего
тоскуют в одиночестве. Он будет одинок и
бессмертен. Погрустнел синий конь. Но остальные
сказали, что грусть — она тоже синяя и очень ему
идет... «Ты — конь мечты, тебе положено есть
незабудки. Если небо синее — ступай и вываляйся в
небе. Если море синее — ступай и выкупайся в море.
А если захочешь пить — ступай ищи Синий родник
Надежды. Там, в синем лесу, за синей горою, стоят
три ольхи. Под ними и укрылся синий родник. Там в
синей бочке вздремнули три синих тучки. Там…»
Красная сказка: «Красная Огнечина,
пай-девочка. Сидит в фонаре, в стеклянной норе,
выйти не может. Да кто-нибудь поможет. Эй, Огнеяр,
выпусти! Яр, яр, яр. Как ты ярок и яр! Огнеяр,
Огнеяр, выпусти жар! Покажи по-жар! Пусти Огнянку
на сухую траву! Огнеяр смотрит, а не пускает.
Огнеяр знает: Огонёчина — обманщица. Однажды
пожалел ее Огнеяр, поверил, выпустил… А она
вскинулась. Скок — на сосенку, а с нее — на елку.
Бежит, шипит... Разрастается красным кругом — не
изловить, не погасить ее. Красной рекой рушится
на кусты. Красной змеей вползает на ели.
Вскидывается красным чудищем, пожирает все что
ни попадя... пламя подмяло лес, небеса языком
лизнуло…»
При работе над иллюстрациями важно
выполнять наказ Крота — рисовать только цветом,
обозначенным в названии сказки, с минимальным
дополнением родственных цветов, что тоже
работает на развитие понимания единства
цветового решения. Белую сказку можно
«нарисовать» методом полуобъемного
макетирования.
РАДУЖНЫЕ СТУПЕНИ
Цвета традиционно делятся на теплые
и холодные, что тоже имеет мифологические
истоки. Символическая пара холодно — тепло
совпадает с понятиями жизнь — смерть, огонь —
вода (первичные стихии), лето — зима, хорошо —
плохо, истина — ложь и др. Эти соответствия
особенно ярко прослеживаются в русской народной
игре «холодно — горячо», которая воспроизводит
миф о творении мира, когда в бездне холодных вод
возникает луч света/огонь, несущий тепло и жизнь,
а также соответствующий древний ритуал,
символически воссоздающий акт творения
(обретения источника тепла и жизни). Эта игра
может не только оживить урок, но и помочь детям
по-новому посмотреть на формальное понятие о
теплых и холодных цветах, а затем нарисовать
сотворение мира как возгорание теплых красок
среди бездны холода (древнеегипетский и
скандинавский космогонические мифы).
Полный цветовой спектр совпадает с
таким дивным природным явлением, как радуга.
И нас, и наших предков завораживали размеры,
гармония переливающихся цветов спектра,
эфемерность и одновременно реальность радуги. В
мифологии радуга символизирует связь между
миром естественным и сверхъестественным, мост
между небом и землей.
Г.А.В. Траугот. Иллюстрация к книге
«Анни Маннинен» М.Л. Миккола
В скандинавской мифологии сказано, что
мир богов, Асгард, соединяется с миром людей,
Мидгардом, при помощи радужного моста, который
сторожит Мудрый ас Хеймдаль. Он видит не только
днем, но и ночью, и при опасности трубит в золотой
рог. В мифологии разных народов радуга является
оружием бога-громовика (лук Индры, Перуна). Ее
водная природа отражена в образе небесного змея,
пьющего воды земли, небесной реки, которая
питается водой небесных озер и колодцев, а затем
изливает ее в виде дождя на землю. Радуга
мыслилась также в виде коромысла (загадка
«коромысло над рекой повисло»), на котором царица
небесная (она же жена бога-громовика) носит ведра
с небесной водой. Небесные богини — вавилонская
Иштар и греческая Ирида – носили радужные
драгоценные уборы (кольца, головная повязка,
пояс) или одежды. На конце радуги прятали свой
«золотой горшок» хитрые ирландские лепреконы
(гномы в зеленой одежде).
Обобщая эти образы, можно сказать, что
радуга является символом плодородия, самой жизни
(радуга, посланная Ною после потопа), ее
многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,
идеальному образу природы, праздничной брачной
одежде женщины в традиционных культурах.
Любой из мифов может стать основой для
изобразительной композиции, а можно вообще
совместить все мифы в одной коллективной работе.
В книге финской писательницы
М.Л.Миккола «Анни Маннинен» девочка Анни
попадает в разоренную войной страну, где
истоптанная земля не плодоносит, где не ткут
ярких свадебных нарядов, поскольку Маари,
которая одна умеет красить нити жизни, оплакивая
погибшего жениха, забыла «песню радуги». Она
варит краски в черном котле, поэтому и не может
семь раз обойти в хороводе поля, чтобы они вновь
ожили и зацвели. Ее песня-радуга начинается с
коричневого цвета и кончается серым и черным.
Можно предложить детям нарисовать сначала мир
так, как поет о нем Маари: коричневый, желтый,
болотный, красный, серый, черный. А затем помочь
ей вспомнить радугу и сочинить новую радужную
песню.
Среди дополнительных цветов:
красного — зеленого, оранжевого — синего,
желтого — фиолетового, только первая пара
связана с мифологией. Красный и зеленый цвета
соотносятся с инь и ян в китайской мифологии, с
мужским и женским, огненной и водной стихией,
светом и тьмой. На основе именно этой напряженной
контрастной пары построено образное решение
«Купания красного коня» К. Петрова-Водкина, ряда
работ Ван Гога. Прозревая глубинную мифологию
этой пары, Ван Гог предлагал художникам задачу:
«Выразить зеленым и красным бушующие
человеческие страсти». Гармонии дополнительных
цветов можно представить как «радужные ступени».
Отсутствие связи с мифологическими
ассоциациями, с одной стороны, лишает
возможности апеллировать к культурному багажу
детей, но, с другой стороны, дает простор для
вольной, свободной игры образных ассоциаций, в
большей степени учитывающих индивидуальный
опыт. При этом возможны задания такого типа:
нарисовать фантастический мир, используя только
две краски, и пр.
ЦВЕТНЫЕ СТИХИ
На заключительном этапе, дабы выйти на
самостоятельное творчество в области слова и
изображения, можно попробовать сочинить
«цветные стихи».
Чтобы написать цветные стихи, надо
прежде всего выбрать цвет (обсуждаются
предложения), затем назвать три предмета этого
цвета, но так, чтобы этот цвет был исконно присущ
этому предмету. Учитель записывает предложения
детей и осуществляет отбор наиболее подходящих
вариантов. После такой работы учитель говорит:
«Закроем глаза, представим себе только что
созданный образ трех предметов данного цвета и
сосредоточимся на чувствах, которые возникают в
нас (помните, чувства тоже имеют цвет), и назовем
три слова, обозначающие наши чувства, а затем
вновь вернемся к цвету и проверим им созданный
образ».
Схема стихотворения:
• Цвет
• Три предмета этого цвета
• Наши чувства (три слова)
• Цвет
ПРИМЕРЫ «ЦВЕТНЫХ СТИХОВ»
Голубой
Море, небо, камни, глаза,
Крылья улетающего коня,
Грусть, печаль, радости нет,
Голубой.
(Катя, Света, Амаяк) |
Красный
Красное солнце,
Красный огонь,
Красная грива у льва,
Красный времени бег,
Красный закат.
Красный.
(Катя) |
Черный
Черные угли, горы и камни.
Это зовет меня
Внутренний голос.
Тяжесть и грусть.
Черный.
(Максим) |
Бордовый
Закат, река, небо…
Солнце садится.
Несчастная любовь
Выгоняет мое сердце
Навстречу звездам.
(Миша, Сюзи) |
Оранжевый
Замок жар-птицы
Хранит золотое
Яйцо солнца.
(Миша, Сюзи, Стасик) |
Зеленый
Глаза леса, дерево, листья.
Песня зеленой лягушки.
Зеленое море травы.
Зеленое сердце человека
Бьется спокойно.
(Илья, Сюзи, Миша, Стасик) |
Серый
Тучи, дождь, туман.
Одинокий волк воет в лесу.
Серый туман.
Серая песня равнин.
(Сюзи, Илья) |
Фиолетовый
Фиолетовая душа
Затаилась в кустах сирени.
Фиолетовый ангел
Склонился над ней.
(Артем, Настя) |
Закрепление созданного образа
происходит с помощью зрительного эквивалента
изображения — иллюстраций к стихам.
Интегрирующим, заключительным
занятием по теме могла бы стать театральная
постановка мини-спектакля по мотивам «Синей
птицы» М. Метерлинка (музыка И.А. Саца). Это
произведение весьма подходящее, так как в нем за
образами, близкими детям (вода, огонь, молоко,
хлеб, черная кошка, пес, Синяя птица) четко
закреплена как символика цвета, так и весьма
определенная пластическая и музыкальная тема.
Спектакль можно поставить в виде импровизации
под музыку И.А. Саца. Дети заранее знакомятся с
адаптированным текстом. Цветовая, музыкальная,
пластическая, образная характеристики героев
обсуждаются и обговариваются. Костюмы
сооружаются импровизационно из кусков материи и
подготовленных деталей. Выбор роли — свободный,
по желанию детей с возможностью ее смены даже во
время импровизации. «Главным режиссером»
выступает заранее подготовленная фонограмма,
которая выстраивается как путешествие с
выдвижением на первый план то одного, то другого
героя и с общим апофеозом.
ПРАКТИКУМ
1. В трех отрывках из «Бесконечной
книги» М. Энде даны три «цветных» образа: Древней
черепахи Морлы — Роговой горы посреди болот
Уныния; Ничто, пожирающего страну Фантазию;
цветной пустыни Гоаб. Определитесь с цветовой
символикой этих образов, подберите
соответствующую технику для их воплощения,
разработайте урок по одному из нижеприведенных
отрывков.
«В призрачном свете утра он увидел
наконец болото Уныния. Клочья тумана тянулись
над ним, тут и там торчали кривые коряги, стволы
их книзу разделялись натрое, начетверо и больше и
были похожи на крабов, поднявшихся из черной
воды... Прямо перед ним был громадный грот в горе,
там плескалась и хлюпала жижа, что-то там
шевелилось и медленно выдвигалось из глубины
наружу. Это было нечто громадное, похожее на
обломок скалы величиною с дом. И тут Атрей понял,
что это не что иное, как голова черепахи на
морщинистой шее. Глаза ее напоминали две большие
черные лужи, из пасти стекала по водорослям
илистая вода. Вся эта Роговая гора была громадной
чудовищной черепахой — древней Морлой!.. Атрей не
знал, что сказать. Темный и пустой взгляд Морлы
парализовал в нем все мысли.
— Ты молод, малыш. Мы стары. Если бы
ты был такой же старый, как мы, ты бы знал, что нет
ничего, кроме тоски...»
«Кроны ближайших деревьев были еще
зеленые, но листва дальних деревьев потеряла
цвет, посерела. Еще дальше она становилась
прозрачной, туманной и теряла реальность. А потом
не было ничего. Ни голого места, ни темноты, ни
света, а было нечто невыносимое глазу — будто ты
ослеп. Потому что никакое зрение не может вынести
вида полного Ничто. Теперь он понял, какой ужас
постиг Фантазию».
«Весь песок пребывал в медленном
текучем движении. Тут и там собирались холмы и
барханы, каждый своего цвета. Голубой песок
стекался к голубому, зеленый к зеленому,
фиолетовый к фиолетовому... До горизонта
громоздились холмы всех мыслимых цветов, не
повторяясь в оттенках. Кобальтовый,
шафранно-желтый, карминно-красный, индиго,
яблочно-зеленый, персиковый, лиловый, сиреневый,
умбра-коричневый. Золотые и серебряные песчаные
струи текли меж холмов, отделяя цвета друг от
друга.
— Да, — сказал Бастиан вслух, — это
Гоаб, цветная пустыня... На вершине красного холма
стоял громадный лев. Он стоял против солнца, так
что его мощная грива пламенела, словно огненный
венец. И грива, и вся шкура были не желтые, как
обычно у львов, а такого же красного цвета, как
холм... Медленной, величественной поступью он
спустился с холма. Когда он ступил на голубой
песок, цвет его шкуры сменился на голубой».
2. Подберите самостоятельно сказки,
произведения детской или иной литературы, в
которых задействована символическая образность
цветописи.
3. Дополните список мифов, легенд,
загадок и стихов о радуге.
4. Попробуйте самостоятельно сочинить
«цветной» рассказ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зиедонис И. Разные и проказные
сказки. — Рига, 1988.
Маковский М.М. Сравнительный
словарь мифологической символики в
индоевропейских языках. Образ мира и миры
образов. — М., 1996.
Маковский М.М. Феномен табу в
традициях и в языке индоевропейцев. Сущность —
формы — развитие. — М., 2008.
Миккола М.Л. Анни Маннинен. —
Петрозаводск, 1982.
Семенов В.А. Первобытное искусство:
Каменный век. Бронзовый век. — СПб., 2008.