АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Наталия МАРКОВА
Христос, окруженный больными
(«Лист в 100 гульденов»)
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
Христос, окруженный больными («Лист в 100
гульденов»)
1643
Этот офорт едва
ли не самое знаменитое произведение
Рембрандта-офортиста. Им восхищались, его дорого
ценили уже при жизни художника (что нашло
отражение в его втором названии: обычно
стоимость офорта в Голландии в XVII в. не превышала
3–5 гульденов).
Не случайно Арт де Гелдер, ученик
Рембрандта в поздние годы, выбрал для «Портрета
коллекционера с офортом Рембрандта в руках»
(Санкт-Петербург, Эрмитаж) именно «Лист в сто
гульденов». Он стал визитной карточкой мастера.
Уникальна иконография офорта. В нем
художник объединил сразу несколько эпизодов,
навеянных текстом 19-й главы Евангелия от Матфея.
Справа от Христа — группа больных, жаждущих
исцеления (стих 1–2); слева — матери, приносящие
детей (стих 13–14). Левее — группа фарисеев,
пытающихся спровоцировать Христа на
неортодоксальные высказывания (стих 3–12). Среди
них — юноша в богатых одеждах, что спрашивал
Христа, как достичь жизни вечной (стих 16–26). В
проеме ворот виднеется верблюд, напоминая о
стихе 24: «Удобнее верблюду пройти сквозь
игольные уши, нежели богатому войти в Царство
Божие». Ближайшая к Христу фигура слева —
апостол Петр, его спор с Христом завершает главу
(стих 27–30).
Такое подробное прочтение текста не
удивительно: в протестантской Голландии XVII в.
ежедневные чтения Священного Писания стали
традицией в повседневном быту. Замечательно
другое. Художник не иллюстрирует
последовательные эпизоды, как его
предшественники, но берет отдельные образы и
ситуации, группирует их вокруг образа Христа,
добиваясь единства действия, и создает
совершенно новую композицию. И главное в ней не
рассказ о поступках или событии, а эмоциональная
атмосфера, отмеченная настроением
одухотворенной сосредоточенности. Окружающие
Христа люди одушевлены ожиданием чуда.
Разнообразные оттенки наивной веры, тревожного
ожидания, покорной мольбы составляют
психологическое содержание листа.
Смерть Марии. 1639
Свет — «главный герой», основное
средство выразительности в этом листе.
Композиция довольно четко делится по диагонали
на две половины: ярко освещенную левую и
погруженную в глубокую тень правую. Возвышаясь
над толпой, фигура Христа возникает как раз на
границе света и мрака, оказывается в самом фокусе
композиции, и это положение глубоко символично.
Противопоставление света и тьмы наделяется
этическим смыслом противостояния добра и зла,
света истины и тьмы безверия. Однако
взаимодействие черного и белого не сводится к
простому контрастному противопоставлению. Тьма
кажется дышащей, пронизанной изнутри светом.
Рембрандт работал над офортом
«Христос, окруженный больными» в 1640-е гг., в пору
творческой зрелости. Работа над доской
растянулась на длительный период, и таким
образом это произведение сконцентрировало в
себе творческие поиски целого десятилетия, стало
творческой лабораторией и одновременно итогом. В
нем отчетливо обозначился отход от риторики и
театрально-драматичных барочных эффектов ранних
работ к мудрой простоте и углубленности
произведений позднего периода.
Офорт остался неподписанным и
недатированным, и время его создания — между 1643 и
1649 г. — определяют по косвенным данным и
стилистическим аналогиям с другими
произведениями мастера.