Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталия МАРКОВА

 

Христос, окруженный больными
(«Лист в 100 гульденов»)

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
Христос, окруженный больными («Лист в 100 гульденов»)
1643

 

Этот офорт едва ли не самое знаменитое произведение Рембрандта-офортиста. Им восхищались, его дорого ценили уже при жизни художника (что нашло отражение в его втором названии: обычно стоимость офорта в Голландии в XVII в. не превышала 3–5 гульденов).

Не случайно Арт де Гелдер, ученик Рембрандта в поздние годы, выбрал для «Портрета коллекционера с офортом Рембрандта в руках» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) именно «Лист в сто гульденов». Он стал визитной карточкой мастера.

Уникальна иконография офорта. В нем художник объединил сразу несколько эпизодов, навеянных текстом 19-й главы Евангелия от Матфея. Справа от Христа — группа больных, жаждущих исцеления (стих 1–2); слева — матери, приносящие детей (стих 13–14). Левее — группа фарисеев, пытающихся спровоцировать Христа на неортодоксальные высказывания (стих 3–12). Среди них — юноша в богатых одеждах, что спрашивал Христа, как достичь жизни вечной (стих 16–26). В проеме ворот виднеется верблюд, напоминая о стихе 24: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Ближайшая к Христу фигура слева — апостол Петр, его спор с Христом завершает главу (стих 27–30).

Такое подробное прочтение текста не удивительно: в протестантской Голландии XVII в. ежедневные чтения Священного Писания стали традицией в повседневном быту. Замечательно другое. Художник не иллюстрирует последовательные эпизоды, как его предшественники, но берет отдельные образы и ситуации, группирует их вокруг образа Христа, добиваясь единства действия, и создает совершенно новую композицию. И главное в ней не рассказ о поступках или событии, а эмоциональная атмосфера, отмеченная настроением одухотворенной сосредоточенности. Окружающие Христа люди одушевлены ожиданием чуда. Разнообразные оттенки наивной веры, тревожного ожидания, покорной мольбы составляют психологическое содержание листа.

Смерть Марии. 1639

 

Свет — «главный герой», основное средство выразительности в этом листе. Композиция довольно четко делится по диагонали на две половины: ярко освещенную левую и погруженную в глубокую тень правую. Возвышаясь над толпой, фигура Христа возникает как раз на границе света и мрака, оказывается в самом фокусе композиции, и это положение глубоко символично. Противопоставление света и тьмы наделяется этическим смыслом противостояния добра и зла, света истины и тьмы безверия. Однако взаимодействие черного и белого не сводится к простому контрастному противопоставлению. Тьма кажется дышащей, пронизанной изнутри светом.

Рембрандт работал над офортом «Христос, окруженный больными» в 1640-е гг., в пору творческой зрелости. Работа над доской растянулась на длительный период, и таким образом это произведение сконцентрировало в себе творческие поиски целого десятилетия, стало творческой лабораторией и одновременно итогом. В нем отчетливо обозначился отход от риторики и театрально-драматичных барочных эффектов ранних работ к мудрой простоте и углубленности произведений позднего периода.

Офорт остался неподписанным и недатированным, и время его создания — между 1643 и 1649 г. — определяют по косвенным данным и стилистическим аналогиям с другими произведениями мастера.