Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталия МАРКОВА

 

Фауст

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
ФАУСТ
Ок. 1652

 

Напряжение творческой воли ученого, концентрация его духовных и интеллектуальных сил порождают видение магического диска; они же поддерживают его чудесное существование. Голова ученого и сияющий диск несут особую силу света, все остальное расплывается в зыбкой полутьме.

Тонко рассчитанное расположением масс, неустойчивое равновесие света и тени рождают иллюзию пульсирования магического круга, готового в любую минуту погаснуть или разгореться с новой силой. Только офорт мог дать возможность художнику создать такую внутреннюю подвижность композиции. Рембрандт раскрывает самое специфику офорта как техники, позволяющей ввести в изображение время, ощущение длительности процесса (Левитин).

Это один из самых известных и загадочных офортов художника. В XVII в. гравюра была известна под названием «Алхимик за работой». В XVIII в. она стала именоваться «Доктор Фауст». И.В.Гёте поместил копию с этой гравюры на титульный лист первого издания «Фауста».

Св. Иероним. 1652

 

Существует много версий толкования сюжета. Согласно одной из них, офорт воспроизводит сцену из пьесы английского драматурга К. Марло «Жизнь и смерть доктора Фауста», голландский перевод которой был сделан в середине XVII века: ангел в виде неземного сияния является Фаусту, чтобы предостеречь его от сделки с дьяволом. Иконографическим источником для гравюры могли послужить изображения, передающие «ученого в кабинете» или «евангелиста или святого, пораженного божественным видением», известные по живописи и графике XV–XVII веков.

В центре магического круга прочитывается монограмма Христа и каббалистическая анаграмма.