|
||
УРОК МХК
Марина ПАРФЕНОВА,
|
Антонио Вивальди |
Музыка — особый язык, средство познания жизни и людей, если найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чем говорит музыка и ради чего она создана.
Из всех видов искусства классическая музыка обладает наибольшей сложностью. В ней нет ничего внешнего, прямо связанного с действительностью, как сюжет в повести или фильме. Музыка всегда как бы воспаряет над реальностью, ее смысл не может быть разгадан до конца, и оттого она легко находит путь к человеческому сердцу. Иногда может показаться, что падение интереса к музыкальной классике естественно и современный человек легко обойдется и без нее. Нет большей ошибки, чем так думать: возможности классической музыки в развитии ума и души поистине беспредельны и несравнимы ни с чем. В опере, концерте, симфонии музыкальная идея все время обновляется, ее развитие часто непредсказуемо, и тот, кто с удовольствием слушает Бетховена, Брамса, Шостаковича, обладает «контактностью высшего типа», умеет следить за сложно текущей мыслью, понимает все ее нюансы. Разве не нужно такое умение артисту, художнику, бизнесмену или ученому?
Я знаю, что многие из вас с большим удовольствием и, главное, с уважением слушают классическую музыку. Я много раз наблюдала, как светлел ваш взгляд и наполнялись восхищением глаза, когда вы слышали прекрасные образцы классической музыки!
Вспомните свои любимые произведения и назовите их.
(Ответы учеников.)
Вы не задумывались, почему некоторые музыкальные произведения становятся своего рода шлягерами на века и завоевывают миллионы почитателей?
(Ответы учеников.)
Как пишет в своей книге «Классическая музыка для всех» Дина Кирнарская, просто в этих редких сочинениях любовь мастера к музыке и его любовь к публике достигли некоего равновесия: композитор как будто учел в процессе работы несовершенство нашего восприятия, слабость нашей памяти, нашу упрямую неспособность сосредоточить свое внимание и следить за сложно развивающейся музыкальной мыслью…
В истории классической музыки Антонио Вивальди первому довелось открыть этот «волшебный ларец», где хранились секреты популярности. Он первым нашел путь к сердцу каждого, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности. Вероятно, такая большая удача сопутствовала ему потому, что он действительно знал и любил публику. Он нашел верный тон для разговора с «человеком из зала».
Секреты популярности, открытые итальянским маэстро, не устарели и поныне.
2-й этап. Разработка
Секрет первый (1-я группа учеников)
Человек, увы, эгоистичен. Его мысли и желания сосредоточены на нем самом, обо всем он судит с высоты собственного опыта. Нам нравится то, что можно легко связать с известными жизненными впечатлениями. Не удивительно, что Вивальди, композитор барокко, «живописует» с натуры. Пример — цикл «Времена года». Своему наиболее известному произведению композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать.
Однако это не значит, что музыка Вивальди превращается в иллюстрацию к картинам природы. Ведь публика, как оказалось, любит не только прямые указания композитора, но и намеки: достаточно, если музыка просто будет близка бытовым жанрам. Многие популярные произведения пронизаны мелодиями и ритмами бытовых жанров. Чрезвычайно широко пользуется такими интонациями и Вивальди. Ритмы и мотивы карнавалов и праздников, народных танцев вызывают в памяти радостное оживление и атмосферу вечного праздника на улицах Венеции.
Всей своей музыкой Вивальди сформулировал первый лозунг композитора, желающего снискать расположение публики: «Будь понятным!», что на языке его искусства означало: «Пользуйся прямыми жизненными ассоциациями».
Слушание музыки
А. Вивальди. «Буря на море». Части I и II (начало) (слайд).
Секрет второй (2-я группа учеников)
Натура человеческая противоречива, и наряду с тем, что есть в действительности и знакомо нам по опыту, мы хотели бы видеть и слышать нечто исключительное, украшающее и возвышающее нас. Публика любит все преувеличенное и романтическое, на что порой неспособна сама: безумную любовь, бесстрашные подвиги, опасные приключения. Человек в зале как будто впитывает в себя энергию и волю, присущие герою. То же происходит и в музыке: в душе обыкновенного человека, вероятно, нет той удали и задора, напора и силы, которые излучает музыка, написанная в темпе Allegro или Vivace. Быстрые, полетные звучания легче могут увлечь зал; вслушиваясь в них, мы будто стряхиваем с себя лень и вялость, становимся бодрее, собраннее.
Вивальди сразу отдал пальму первенства быстрым темпам, наполняя быстрые части своих концертов разнообразными моторными, виртуозными фигурами.
Итак, второй секрет популярности Вивальди гласит: «Отдавай предпочтение быстрым темпам. Публике никогда не покажется, что пассажей и фиоритур в твоей музыке слишком много!»
Слушание музыки
А. Вивальди. Струнный концерт ре мажор. I часть (слайд).
Секрет третий (3-я группа учеников)
Знатоку «музыкальной психологии» Вивальди сразу удалось захватить внимание: следуя своим рецептам, он делал свою музыкальную речь доступной и зажигательной. Теперь оставалось закрепить достигнутый успех.
Человек капризен, его внимание быстро рассеивается, ему надо все время переключаться на что-то новое. Однако при этом человеку свойственен консерватизм: всю жизнь он может придерживаться одних и тех же привычек, «охота к перемене мест» легко уживается в нем с тягой к «родному гнезду».
Наилучшим образом удовлетворить потребность публики в новых впечатлениях и вместе с тем в постоянстве Вивальди смог с помощью открытой им новой формы — модуляционного рондо. Рондо как возвращение главной мысли и ее чередование с новыми эпизодами известно еще со времен трубадуров: рефрен — главная тема появляется в концерте всякий раз в измененном виде, иногда не полностью и в другой тональности, чем в начале (отсюда и название от слова «модуляция» — изменение). Это придает форме иллюзию движения, и вместе с тем рефрен узнаваем. Контраст и повторение — лучшего нельзя желать. Эта форма так нравилась Баху…
Итак, секрет третий: «Найди гармоничное сочетание повторности и контрастов; назойливость и разбросанность одинаково вредны!»
Слушание музыки
А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром ми минор, I часть (слайд).
Секрет четвертый (4-я группа учеников)
Преуспев в искусстве возбуждать интерес публики и поддерживать его, Вивальди смог добиться максимального успеха — его музыка западала в память, запоминалась, к ней хотелось возвращаться вновь и вновь. У Вивальди сложилась броская, своего рода эстрадная манера письма. Он сразу понял, что после прослушивания музыки память должна «зацепить» нечто такое, что будет «представлять» произведение в душе слушателя. В музыке есть «опознавательные знаки», в роли которых выступают, как правило, короткие, четко ритмизованные мотивы — мелодический контур прост и легко запоминается. Эти мотивы легко пропеть, простучать, они невелики по объему.
Итак, секрет четвертый: «В быстром движении умей находить короткие ритмичные мотивы и сочетать их друг с другом!»
Слушание музыки
А. Вивальди. Концерт для двух труб с оркестром ре мажор, I часть (слайд).
Секрет пятый, оставшийся нераскрытым (5-я группа учеников)
Он касается медленных, протяжных мелодий для средней части концертов. Вивальди всегда умел придать им особую распевность, широту, сделать их как бы бесконечными. Мелодический дар — истинная драгоценность для композитора, пленяющего красотой мелодий, прямо ведущих к сердцу слушателя. В желании петь, выражать сердечное чувство в мелодии заложен своеобразный фундамент музыкальности как природного начала. Не потому ли некоторые мелодии редкого совершенства и красоты представляются многим людям едва ли не символом самой музыки? Чудо инструментального пения одним из первых сотворил Вивальди, он вдохнул в оркестровую музыку естественность и интонационную рельефность вокала.
На этот раз совет Вивальди сочинителю мелодий мог бы звучать примерно так: «Слушайся сердца своего, своей интуиции и, может быть, божественное вдохновение посетит тебя…»
Слушание музыки
А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром «Il Gardellino» («Щегол»). II часть (слайд).
З-й этап. Реприза
Учитель. Задача книги — найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чем говорит музыка и ради чего она создана.
Наш эпиграф к уроку вы найдете в книге. Слова принадлежат пианисту и дирижеру Владимиру Давидовичу Ашкенази, написавшему обращение к читателю.
А закончить наш урок я хочу словами автора книги Дины Кирнарской: «Можно не сомневаться, что каждый, кто полюбит классическую музыку, через некоторое время изменится: он станет деликатнее, умнее, а ход его мыслей приобретет большую изощренность, тонкость, нетривиальность».
Звучит концерт А. Вивальди «Времена года». Весна.
Творческое задание: для подготовки и проведения Недели музыки и МХК в нашей гимназии ученики 11-го класса готовят общую презентацию, иллюстрирующую музыку А. Вивальди, а также записи музыкальных произведений других композиторов (включая современные направления в музыке) для раскрытия темы данного урока, который будет представлен в концертной форме на сцене.