Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Марина ПАРФЕНОВА,
учитель музыки и МХК, г. Малоярославец,
Калужская область

 

Секреты популярности
Антонио Вивальди

Для учащихся 11-го класса

Цель урока:

• продолжить знакомство с книгой Д.Кирнарской «Классическая музыка для всех» (Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта) (М.: Слово, 1997);

• продолжить знакомство с музыкой последнего гения итальянского барокко.

Материалы:

• мультимедийное пособие «Азбука искусства. Как научиться понимать картину» (ЗАО «Новый диск», 2007);

• мультимедийное пособие «Мировая художественная культура. 10–11 классы» (ЗАО «Инфостудия Экон», 2003);

• фонограммы музыкальных произведений А. Вивальди.

Тип урока: семинар.

Подготовка к уроку: ученики были разделены на пять групп, каждая готовила для представления на семинаре свой материал из книги Д. Кирнарской, а также работала с мультимедийными пособиями.

Эпиграф

«Атмосфера праздника, большого события, присущая классическому концерту, говорит о чрезвычайном почтении композитора к публике. Он как будто выделяет слушателя из толпы, обращаясь к нему как к Личности. Не удивительно, что, слушая классику, вы начинаете больше уважать и себя, и Культуру». (Пианист и дирижер В. Ашкенази).

ХОД УРОКА

1-й этап. Экспозиция

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомство с книгой Д.Кирнарской «Классическая музыка для всех».

Антонио Вивальди

Музыка — особый язык, средство познания жизни и людей, если найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чем говорит музыка и ради чего она создана.

Из всех видов искусства классическая музыка обладает наибольшей сложностью. В ней нет ничего внешнего, прямо связанного с действительностью, как сюжет в повести или фильме. Музыка всегда как бы воспаряет над реальностью, ее смысл не может быть разгадан до конца, и оттого она легко находит путь к человеческому сердцу. Иногда может показаться, что падение интереса к музыкальной классике естественно и современный человек легко обойдется и без нее. Нет большей ошибки, чем так думать: возможности классической музыки в развитии ума и души поистине беспредельны и несравнимы ни с чем. В опере, концерте, симфонии музыкальная идея все время обновляется, ее развитие часто непредсказуемо, и тот, кто с удовольствием слушает Бетховена, Брамса, Шостаковича, обладает «контактностью высшего типа», умеет следить за сложно текущей мыслью, понимает все ее нюансы. Разве не нужно такое умение артисту, художнику, бизнесмену или ученому?

Я знаю, что многие из вас с большим удовольствием и, главное, с уважением слушают классическую музыку. Я много раз наблюдала, как светлел ваш взгляд и наполнялись восхищением глаза, когда вы слышали прекрасные образцы классической музыки!

Вспомните свои любимые произведения и назовите их.

(Ответы учеников.)

Вы не задумывались, почему некоторые музыкальные произведения становятся своего рода шлягерами на века и завоевывают миллионы почитателей?

(Ответы учеников.)

Как пишет в своей книге «Классическая музыка для всех» Дина Кирнарская, просто в этих редких сочинениях любовь мастера к музыке и его любовь к публике достигли некоего равновесия: композитор как будто учел в процессе работы несовершенство нашего восприятия, слабость нашей памяти, нашу упрямую неспособность сосредоточить свое внимание и следить за сложно развивающейся музыкальной мыслью…

В истории классической музыки Антонио Вивальди первому довелось открыть этот «волшебный ларец», где хранились секреты популярности. Он первым нашел путь к сердцу каждого, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности. Вероятно, такая большая удача сопутствовала ему потому, что он действительно знал и любил публику. Он нашел верный тон для разговора с «человеком из зала».

Секреты популярности, открытые итальянским маэстро, не устарели и поныне.

2-й этап. Разработка

Секрет первый (1-я группа учеников)

Человек, увы, эгоистичен. Его мысли и желания сосредоточены на нем самом, обо всем он судит с высоты собственного опыта. Нам нравится то, что можно легко связать с известными жизненными впечатлениями. Не удивительно, что Вивальди, композитор барокко, «живописует» с натуры. Пример — цикл «Времена года». Своему наиболее известному произведению композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать.

Однако это не значит, что музыка Вивальди превращается в иллюстрацию к картинам природы. Ведь публика, как оказалось, любит не только прямые указания композитора, но и намеки: достаточно, если музыка просто будет близка бытовым жанрам. Многие популярные произведения пронизаны мелодиями и ритмами бытовых жанров. Чрезвычайно широко пользуется такими интонациями и Вивальди. Ритмы и мотивы карнавалов и праздников, народных танцев вызывают в памяти радостное оживление и атмосферу вечного праздника на улицах Венеции.

Всей своей музыкой Вивальди сформулировал первый лозунг композитора, желающего снискать расположение публики: «Будь понятным!», что на языке его искусства означало: «Пользуйся прямыми жизненными ассоциациями».

Слушание музыки

А. Вивальди. «Буря на море». Части I и II (начало) (слайд).

Секрет второй (2-я группа учеников)

Натура человеческая противоречива, и наряду с тем, что есть в действительности и знакомо нам по опыту, мы хотели бы видеть и слышать нечто исключительное, украшающее и возвышающее нас. Публика любит все преувеличенное и романтическое, на что порой неспособна сама: безумную любовь, бесстрашные подвиги, опасные приключения. Человек в зале как будто впитывает в себя энергию и волю, присущие герою. То же происходит и в музыке: в душе обыкновенного человека, вероятно, нет той удали и задора, напора и силы, которые излучает музыка, написанная в темпе Allegro или Vivace. Быстрые, полетные звучания легче могут увлечь зал; вслушиваясь в них, мы будто стряхиваем с себя лень и вялость, становимся бодрее, собраннее.

Вивальди сразу отдал пальму первенства быстрым темпам, наполняя быстрые части своих концертов разнообразными моторными, виртуозными фигурами.

Итак, второй секрет популярности Вивальди гласит: «Отдавай предпочтение быстрым темпам. Публике никогда не покажется, что пассажей и фиоритур в твоей музыке слишком много!»

Слушание музыки

А. Вивальди. Струнный концерт ре мажор. I часть (слайд).

Секрет третий (3-я группа учеников)

Знатоку «музыкальной психологии» Вивальди сразу удалось захватить внимание: следуя своим рецептам, он делал свою музыкальную речь доступной и зажигательной. Теперь оставалось закрепить достигнутый успех.

Человек капризен, его внимание быстро рассеивается, ему надо все время переключаться на что-то новое. Однако при этом человеку свойственен консерватизм: всю жизнь он может придерживаться одних и тех же привычек, «охота к перемене мест» легко уживается в нем с тягой к «родному гнезду».

Наилучшим образом удовлетворить потребность публики в новых впечатлениях и вместе с тем в постоянстве Вивальди смог с помощью открытой им новой формы — модуляционного рондо. Рондо как возвращение главной мысли и ее чередование с новыми эпизодами известно еще со времен трубадуров: рефрен — главная тема появляется в концерте всякий раз в измененном виде, иногда не полностью и в другой тональности, чем в начале (отсюда и название от слова «модуляция» — изменение). Это придает форме иллюзию движения, и вместе с тем рефрен узнаваем. Контраст и повторение — лучшего нельзя желать. Эта форма так нравилась Баху…

Итак, секрет третий: «Найди гармоничное сочетание повторности и контрастов; назойливость и разбросанность одинаково вредны!»

Слушание музыки

А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром ми минор, I часть (слайд).

Секрет четвертый (4-я группа учеников)

Преуспев в искусстве возбуждать интерес публики и поддерживать его, Вивальди смог добиться максимального успеха — его музыка западала в память, запоминалась, к ней хотелось возвращаться вновь и вновь. У Вивальди сложилась броская, своего рода эстрадная манера письма. Он сразу понял, что после прослушивания музыки память должна «зацепить» нечто такое, что будет «представлять» произведение в душе слушателя. В музыке есть «опознавательные знаки», в роли которых выступают, как правило, короткие, четко ритмизованные мотивы — мелодический контур прост и легко запоминается. Эти мотивы легко пропеть, простучать, они невелики по объему.

Итак, секрет четвертый: «В быстром движении умей находить короткие ритмичные мотивы и сочетать их друг с другом!»

Слушание музыки

А. Вивальди. Концерт для двух труб с оркестром ре мажор, I часть (слайд).

Секрет пятый, оставшийся нераскрытым (5-я группа учеников)

Он касается медленных, протяжных мелодий для средней части концертов. Вивальди всегда умел придать им особую распевность, широту, сделать их как бы бесконечными. Мелодический дар — истинная драгоценность для композитора, пленяющего красотой мелодий, прямо ведущих к сердцу слушателя. В желании петь, выражать сердечное чувство в мелодии заложен своеобразный фундамент музыкальности как природного начала. Не потому ли некоторые мелодии редкого совершенства и красоты представляются многим людям едва ли не символом самой музыки? Чудо инструментального пения одним из первых сотворил Вивальди, он вдохнул в оркестровую музыку естественность и интонационную рельефность вокала.

На этот раз совет Вивальди сочинителю мелодий мог бы звучать примерно так: «Слушайся сердца своего, своей интуиции и, может быть, божественное вдохновение посетит тебя…»

Слушание музыки

А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром «Il Gardellino» («Щегол»). II часть (слайд).

З-й этап. Реприза

Учитель. Задача книги — найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чем говорит музыка и ради чего она создана.

Наш эпиграф к уроку вы найдете в книге. Слова принадлежат пианисту и дирижеру Владимиру Давидовичу Ашкенази, написавшему обращение к читателю.

А закончить наш урок я хочу словами автора книги Дины Кирнарской: «Можно не сомневаться, что каждый, кто полюбит классическую музыку, через некоторое время изменится: он станет деликатнее, умнее, а ход его мыслей приобретет большую изощренность, тонкость, нетривиальность».

Звучит концерт А. Вивальди «Времена года». Весна.

Творческое задание: для подготовки и проведения Недели музыки и МХК в нашей гимназии ученики 11-го класса готовят общую презентацию, иллюстрирующую музыку А. Вивальди, а также записи музыкальных произведений других композиторов (включая современные направления в музыке) для раскрытия темы данного урока, который будет представлен в концертной форме на сцене.