НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Елена КНЯЗЕВА
Зимы и вёсны
Горюшкина-Сорокопудова
Художник Иван
Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954) в 1910-е гг.
писал замечательные картины на темы русской
старины. Кто-то посчитал, что такая тема — уход от
действительности (художник активно участвовал в
первой русской революции). Сейчас все это уже не
так важно, важно другое: произведения
Горюшкина-Сорокопудова, отличающиеся
своеобразным художественным языком, имеют право
на достойное место среди исторических полотен
именитых Сурикова, Репина, Рябушкина.
Автопортрет. 1930-е
Горюшкин-Сорокопудов в течение
пятидесяти лет преподавал в Пензенском
художественном училище, провинциальный статус и
активная педагогическая деятельность мастера не
дали ему возможности приобрести столичную
популярность как живописцу.
Историко-бытовые работы
Горюшкина-Сорокопудова создают ощущение, словно
бы сценки, запечатленные на них, разыгрываются
здесь и сейчас. Несмотря на декоративность цвета,
свойственную живописи начала XX в., эти картины
кажутся написанными с натуры. Художник много
времени уделял натурным зарисовкам и изучению
предметов древнерусского быта. В зрелищности,
декоративности, нарядности мастер видел
проявление народного вкуса, народной эстетики.
Умение передать пространственную и
световоздушную среду, связать изображенное в
единое целое и композиционно, и цветом — все это
показывает уровень его профессионального
мастерства.
Базарный день в старом городе.
1910-е
Глядя на исторические картины
Горюшкина-Сорокопудова, вспоминаешь стихи
Есенина или романс А.Варламова «Вдоль по улице
метелица метет». Камерность присуща многим
картинам художника в этом жанре.
Старая Русь. 1910
Пейзаж у Горюшкина-Сорокопудова под
стать бытовой составляющей картин — он передает
состояние природы: заиндевелое мартовское утро,
яркий весенний день, морозные сумерки. Художник
не стремится создать пейзаж-настроение, чтобы
передать движения души (как это делали Левитан,
Саврасов и другие), его не интересует
историческая или психологическая подоплека
изображаемого. Художник подчеркивает
эстетическую составляющую образа русской
природы и древнерусской культуры. В этом он
близок художникам «Мира искусства».
Солнце на лето, зима на мороз. 1910-е
Многофигурная бытовая сцена на
картине «Начало весны в старом городе» вносит в
произведение колорит старого быта. Что это?
Пейзаж? Бытовой жанр? Нет, это типичный образец
взаимопроникновения жанров, свойственного
искусству начала XX века и просто хорошая работа,
которую хочется разглядывать, получая от этого
удовольствие.
Творчество Ивана
Горюшкина-Сорокопудова заслуживает отдельного
интересного разговора.
Начало весны в старом городе. 1910-е