|
ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ
Марк САРТАН
Картинки с выставкиТолько что завершилась 53-я Венецианская биеннале современного искусства, которая дает нам уникальную возможность узнать, что сегодня творится в мире в столь интересной для нас области. Поэтому редакция газеты «Искусство» решила посвятить специальный выпуск этому знаменательному событию. Для начала чуть-чуть истории. Впервые Международная художественная выставка прошла в Венеции в 1895 году. С тех пор здесь регулярно (в последнее время – каждые два года) проводится самый представительный смотр достижений мирового искусства. Вот лишь несколько примеров. В 1910 г. один зал был отведен для работ Климта (правда, картину Пикассо сняли с выставки, опасаясь шокировать публику). В 1922 г. администрацию подвергли резкой критике за ретроспективу Модильяни и выставку африканской скульптуры. В тридцатые годы XX в. от художественной выставки отпочковались знаменитый ныне Венецианский кинофестиваль и Фестиваль современной музыки.
В 1948 г. на первой послевоенной биеннале была показана ретроспектива Пикассо, тогда же были выставлены работы Эрнста, Дали, Кандинского, Миро и Клее. Два года спустя американский павильон представил внушительную подборку шедевров абстрактного экспрессионизма, и широкая публика впервые узнала о существовании Поллока, Горки и де Кунинга. Середина 1960-х была отмечена расцветом поп-арта. С начала 80-х годов выставки организуются по тематическому принципу, а темы задаются назначаемыми каждый раз кураторами. Главные награды Венецианской биеннале в разные годы получали Саржент, Брак, Матисс, Дюфи, Эрнст, Арп, Кальдер, Раушенберг, Джонс, Твомбли. Естественно, политика вручения призов неоднократно критиковалась, как и оспаривались отдельные решения жюри. Протестное движение привело даже к тому, что с 1968 по 1986 г. призы и вовсе не присуждались. Сейчас общественное мнение подуспокоилось, но арт-критики по-прежнему частенько удивляются выбору победителей. Так, на нынешней биеннале всеобщим успехом пользовалась провокационная экспозиция «Коллекционеры», устроенная одновременно в павильонах Дании и Северных стран. Жюри удостоило ее (всего лишь) специального упоминания, что многими было воспринято как неготовность оценить радикальный проект по достоинству. Словом, борьба консерваторов и прогрессистов то ли все еще ведется, то ли все еще мерещится. «Создавая миры». Выставка во Дворце экспозиций
Биеннале устроена следующим образом. В садах Джардини на востоке Венеции находится основное и самое старое выставочное пространство. Здесь были построены первые национальные павильоны, а во Дворце экспозиций стали устраивать тематическую выставку. Со временем и павильонам, и выставке стало тесно на отведенной территории, и биеннале выплеснулась за границы садов Джардини. Под национальные экспозиции снимаются многочисленные палаццо и выставочные помещения по всему городу, а тематическая выставка продолжается в Арсенале. Это действующая военно-морская база, отголосок боевой славы Венецианского флота, но гигантская анфилада, где некогда производились канаты, сейчас, естественно, пустует. В ней и размещаются экспонаты. Но и это еще не все. Кроме многочисленных экспозиций в национальных павильонах в садах Джардини и по всему городу и кроме тематической выставки на двух огромных площадках, программа биеннале включает в себя еще и бесчисленное множество так называемых сопутствующих событий. Как правило, это выставки, устраиваемые либо отдельными галереями, либо и вовсе отдельными художниками и кураторами. «Создавая миры». Выставка в Арсенале
Надо ли говорить о том, что обойти все площадки Венецианской биеннале и увидеть всю экспозицию собственными глазами решительно невозможно, не говоря уже о том, что на предварительный просмотр журналистам выделено всего три дня. Поэтому любой обзор, любой репортаж о биеннале будет грешить неполнотой. Тем не менее общую картину представить себе вполне возможно, как и сделать определенные выводы о том состоянии, в котором пребывает именно искусство современное, совсем сегодняшнее, так сказать, искусство с пылу с жару. Я категорически не собирался провести три дня на биеннале в роли художественного критика. Мне гораздо ближе роль зрителя, причем зрителя хоть и требовательного, но заинтересованного. Конечной моей целью было донести до читателя не высокоученое суждение об экспонатах, а саму картинку с выставки, чтобы вы хоть чуть-чуть почувствовали себя посетителем Венецианской биеннале. Оттого и в подборе изображений я отдавал предпочтение собственным фотографиям, а не прилизанным картинкам из пресс-релизов, хотя последние тоже использовал. Лукавить не буду: зритель во мне не победил журналиста, да и не пытался. Потому определенное общее мнение у меня сложилось, и я им поделюсь – на скромной последней странице. Но все же пусть оно не сильно влияет на ваше восприятие. Перед вами картинка плюс короткие описания, и вы в полном праве составить собственное впечатление. |