АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Наталья НИКОЛАЕВА,
Елена КНЯЗЕВА
Сад Рёандзи
САД РЁАНДЗИ
Деталь
XVI в. Киото
Сад Рёандзи, или
Философский сад, представляет собой
сравнительно небольшую по размерам (всего 23 х 9 м)
плоскую прямоугольную площадку перед домом
настоятеля монастыря, засыпанную белым гравием с
расставленными в группы пятнадцатью
необработанными камнями разной формы и величины.
Вокруг каждой группы как обрамление посажен мох.
Поверхность гравия «расчесана» граблями на
тонкие бороздки, напоминающие рябь на воде. Сад с
трех сторон окружен глиняной оградой, за которой
растут деревья.
Задачей художника — создателя «сухого
сада» была, как в каллиграфии, лаконичность
средств выражения. Сад Рёандзи обладает
гипнотической силой воздействия, хотя в нем
почти ничего нет. Сидящий на веранде и
перемещающийся вправо и влево наблюдатель
всегда видит только четырнадцать из пятнадцати
камней. Один камень всегда оказывается скрытым,
это подчеркивает особую точность распределения
всех элементов построения сада. Сад как модель
познания: что-то обязательно остается
неизвестным.
Вид на сад из храма
В саду нет ничего изменяющегося —
растущего и увядающего. Покой, тишина, чистота
(основы существования сада), а также равновесие
композиции дают возможность сосредоточиться на
созерцании. Считается, что тот, кто в результате
длительной медитации достигнет просветления,
сможет увидеть невидимый, пятнадцатый камень.
Поэтому сад Рёандзи уже пятьсот лет посещают
паломники и туристы.
При кажущейся статичности сад всегда
разный: меняется освещенность гравия и камней,
густота отбрасываемой ими тени. Сад не одинаков
при ярком полуденном солнце, и в туманный
пасмурный день вечером, и в лунную ночь. Каждый
человек может открыть в нем для себя нечто
особое.
Схема сада камней
Группа ученых из Университета Киото
провела компьютерный топографический анализ
сада Рёандзи. Ученые обнаружили, что
расположение камней, казавшееся совершенно
беспорядочным, на самом деле формирует невидимый
глазу рисунок кроны дерева (см. рис. «Схема сада
камней»).
Схема расположения камней
Если смотреть на камни из храмового
павильона с традиционного места созерцания сада,
то в промежутках между группами камней
проявляется распознаваемое человеческим
подсознанием бифуркационное дерево. Сознание же,
привыкшее оперировать не паузами, а объектами,
сосредоточивается на самих камнях. В результате
возникает диссонанс между двумя координатными
системами. Дальнейшие эксперименты с
расположением камней подтвердили, что любые
изменения в топологии компьютерной модели сада
разрушали очертания дерева.