УРОК МХК
Татьяна БЕТЧЕР,
директор МОУ гимназии № 2, г. Екатеринбург
О человеческом и вечном
Роль предмета
«Мировая художественная культура»
в современной школе
Самый серьезный
процесс, наблюдаемый сегодня в образовании, это
возвращение к технократическим основам освоения
образовательной программы. Дети, усваивая
определенные знания и приобретая навыки их
использования, не понимают, для чего эти знания
нужны им самим и людям вообще. Речь идет о
философской и нравственной основе образования,
независимо от того, какая идеология – знаньевая
или компетентностная – победит в России.
Сторонники компетентностной идеологии (модели)
образования считают, что эта модель по
определению гуманистична, ведь компетенциями
овладевает человек!
М. Эшер. Картинная галерея. 1956
Мы же убеждены, что самый совершенный
набор компетенций, как и самый универсальный
набор знаний, сами по себе не являются подлинным
образованием, если не базируются на органично
воспринятой и глубоко усвоенной системе
общечеловеческих ценностей.
В этом тезисе не содержится ничего
нового, кроме тревоги за наших детей и общество в
целом, поскольку при тотальном переходе к
внешней системе оценки знаний через Единый
государственный экзамен не только учитель
отчуждается от результатов своего труда, от
взращенного ученика, но и ученик отчуждается от
истинной основы всякого познания. Знание должно
служить благу природы и человека, а не быть
самоценностью или эквивалентом оценки
(набранных баллов).
Попытки нивелировать значение
«человеческого фактора» как в процессе обучения
(образовательная технология должна обеспечивать
государственный стандарт образования
независимо от того, «повезло» или «не повезло»
ученику с учителем), так и в оценке качества
полученного образования, как всегда, имеют
положительные и отрицательные черты. Но всякому
человеку, которому посчастливилось встретить на
своем школьном пути настоящего Учителя,
невозможно представить свою жизнь, свое
личностное становление без этого человека.
Конечно, немало и обратных примеров.
Однако достаточно вспомнить, что искусство,
наука, философия и даже ремесло невозможны,
немыслимы без дихотомии учитель–ученик, и
потому очевидно: рассматривать образование как
сугубо технологический процесс катастрофично
для человека и для общества. Вырастить и
воспитать человека может только человек через
обращение ко всему, что дорого человечеству и что
ненавидимо человечеством.
Именно поэтому присутствие в учебном
плане общеобразовательных учреждений предмета
«Мировая художественная культура», пока не
включенного в перечень сдаваемых в форме ЕГЭ,
приобретает особое значение.
По сути дела,
только на уроках МХК учителю и ученику оставлена
возможность сохранить свободу восприятия,
свободу мысли и переживания при разговоре о тех
или иных явлениях культуры или произведениях
искусства. Пока здесь можно вести разговор, не
закладывая в память тестовые варианты ответов и
не учитывая предельно унифицированные критерии
оценки так называемой «творческой» части «С».
Эта самая часть «С», призванная
выявить личностную зрелость и способность к
самостоятельному мышлению выпускника, с каждым
годом все больше формализуется по всем без
исключения предметам. Неудивительно, что уже
отработаны способы натаскивания на часть «С»,
гарантирующие высокий результат, поэтому
говорить о какой-то свободе мысли выпускника не
приходится.
Из всех предметов гуманитарного цикла,
изучаемых в средней школе, только предмет МХК
сохранил возможность говорить с подростком о
человеческом по-человечески, и, сознавая это, мы
должны сделать все от нас зависящее, чтобы
разговор этот стал созидательной основой
личности каждого нашего ученика.
Во-первых,
необходимо узаконить присутствие этого предмета
в учебном плане основной ступени образования.
Несмотря на то что предмет «Мировая
художественная культура» преподается в школах
уже более пятнадцати лет, несмотря на то что на
сегодня разработано и рекомендовано
Министерством образования более десяти программ
по этому предмету, он до сих пор не включен в
федеральный стандарт образования второй
ступени, то есть основного общего образования.
Казалось бы, у гимназий есть возможность вести
этот предмет с 5-го класса за счет гимназического
компонента учебного плана, но в 9-м классе
возникает противоречие: раз предмета нет в
Федеральном стандарте, он не может появиться в
инвариантной части учебного плана. При этом
очевидно, что выводить отдельные предметы
искусства на новый интегрированный уровень
необходимо, особенно при дефиците часов
гимназического учебного плана.
Во-вторых, невозможно вести разговор о
мировой художественной культуре вне контекста
истории мировых религий, без понимания
обусловленности возникновения явлений культуры
и искусства, их смысла и значения в той или иной
религии. То есть необходимо ввести в программы
предмета хотя бы самые общие представления об
объединяющих их чертах и об особенностях мировых
религий.
В-третьих, необходимо усилить
ценностный аспект при изучении творений
культуры и искусства. Явление культуры,
произведение искусства – это, в первую очередь,
не предмет поклонения, не непонятный детям фетиш,
а удивительное и таинственно совершенное
воплощение представлений людей различных эпох о
чуде и счастье материнства (сияющие лики мадонн и
Богородицы), о счастье прощения и возвращения
(вариации на темы блудного сына), о преображающей
силе веры и отчаянье неверия (евангельские
сюжеты) и пр.
С. Дали. Голова, навеянная Джулиано
Медичи. 1982
Совершенство художественной техники,
особенности света и тени, цветовая гамма и
особенности мазка только тогда имеют смысл для
ребенка, когда ему становится понятно, что есть
зло, а что есть добро для художника и почему. То же
самое можно сказать и о музыке, об архитектуре и о
любом виде искусства – в основе всего лежит
целостное или разорванное (ХХ век и далее)
мировосприятие, четкая или размытая (почему?)
система ценностей. И без понимания этого, без
органического восприятия этой
взаимообусловленности ребенок не сумеет сделать
мировое культурное наследие своим достоянием, не
почувствует в нем необходимости для
формирования себя как личности.
С. Дали. Явление лица Афродиты
Книдской в пейзаже. 1981
И наконец,
в-четвертых. В силу всего сказанного выше
подготовка учителей мировой художественной
культуры требует более широких и глубоких знаний
по религиоведению и философии, более
разнообразных искусствоведческих практик
(музейных, археологических, исследовательских).
Очень важно, чтобы на смену первому поколению
учителей МХК пришло новое, обогащенное
возможностями информационных технологий, но не
менее преданное предмету, не менее знающее, а
главное, понимающее необходимость свободного,
заинтересованного и искреннего разговора с юным
человеком о человеческом и вечном.
Не хочется громких фраз, но получается,
что в нравственном воспитании нынешнего
поколения школьников предмет МХК начинает
занимать место, ранее принадлежавшее русской
литературе. Одно другого ни в коем случае не
заменяет, но почувствовать себя свободным,
творческим и человечным у ребенка сегодня больше
возможностей при общении с мировой
художественной культурой.