Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Триумфатор Сергей Дягилев

"Гениальный выразитель пресловутой славянской души, неугомонный дерзатель, своеобразно соединивший в себе черты Дон Кихота с чертами больших меценатов прошедших веков, с чертами деятеля американской складки” — так говорил о Дягилеве его сподвижник, замечательный художник и теоретик А.Н. Бенуа. Н.К. Рерих в заметке “Дягилев” (1939) утверждал: “Все, что делалось, было своевременно и несло славу русского народа далеко по всему свету. История искусства сохранит это движение на одной из лучших своих страниц”. Так и случилось.

С. Дягилев на премьере первого “Русского сезона” в Лондоне.
1911. Фото Жана де Стрелецки. Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства

 

Выдающийся импресарио, театральный деятель и страстный пропагандист русской культуры, Дягилев основал балетную компанию “Русский балет”, и в течение двадцати сезонов, вплоть до смерти создателя в 1939 году, она устраивала блистательные спектакли в разных странах мира. Невозможно перечислить все открытия Дягилева, обладавшего чутьем ко всему новому, — к новаторским поискам в сфере балета, хореографии, музыки, изоискусства. И, конечно, в нахождении ярких талантов, раскрывшихся в антрепризе “Русские балеты”, где эксперименты участников опережали свое время. Дягилев умел ошеломить публику и музыкой Мусоргского, и невероятным звучанием Стравинского, и фантастическими декорациями и костюмами Л. Бакста.

А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского “Жар-птица”.
1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Мужской костюм по эскизу Льва Бакста
к балету “Шехерезада”.
1910.
Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства

Костюм Амуна по эскизу Львa Бакстa
к балету “Клеопатра”.
1909.
Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники «ДЕНТАЛ ДРИМ». Лечение зубов на европейском уровне в России – давно не миф. В клинике «ДЕНТАЛ ДРИМ» вы можете получить полный спектр стоматологических услуг. Стоматология на баррикадной от «ДЕНТАЛ ДРИМ» это просто и доступно. Посетите официальный сайт клинки http://extrodent.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

В год столетия Дягилевских сезонов масштабная выставка “Видение танца” в Государственной Третьяковской галерее, организованная Фондом культуры “Екатерина” и Новым национальным музеем Монако, впечатляет великолепием и разнообразием материала, духом дерзновенных поисков. Представлено около 250 эскизов декораций и костюмов, занавесы, афиши, фотографии танцовщиков, мизансцены, живописные портреты деятелей искусства из тринадцати музеев, частных коллекций разных стран. Большинство явлено впервые.

Служанки Царевны-Лебедь в хореографических миниатюрах “Русские сказки”.
Конец 1910-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Именно Баксту “Русский балет” Дягилева обязан своим первым триумфом. Его экзотические эскизы костюмов к “Клеопатре” и “Шехерезаде” действовали на публику в Париже, подобно электрическому току. Не нарушая театральной условности, он наполнил жизнью, внес душу в эти балеты с помощью необычных сверкающих цветовых сопоставлений: на выразительном синем небе фиолетовые облака рождают таинственное чувство ожидания. И вдруг возникает контраст: белые греческие одеяния Клеопатры.

Б. Анисфельд. Эскиз костюма Русалки
к балету “Садко”.
1911.
Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства

Хосе Мария Серт. Эскиз костюмов для
Т. Карсавиной и Станислаcа Идзиковского
к балету “Женские причуды”.
1920. Музей Водсворт Атенеум, Хартфорд

 

Дж. Рейнхард. Макет декорации по эскизу Льва Бакста к балету “Шехерезада”.
Архив Общества морских купаний, Монте-Карло

 

На портрете В. Серова — знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн, воплотившая образ Клеопатры: обнаженная, с роковой восточной внешностью, с зеленым шарфом и кольцами на пальцах рук и ног. Как умел художник добиваться синтеза экзотического и эротического! И в костюмах к балетам этот непревзойденный мастер поражает неистощимой фантазией.

В. Серов. Занавес. Эскиз к балету “Шехерезада”.
1910–1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Организаторы выставки применили разные приемы, чтобы погрузить зрителя в атмосферу спектакля, чтобы заставить его почувствовать себя и “внутри”, перед сценой, и за кулисами, осознать масштаб грандиозного занавеса к балету “Голубой экспресс” по эскизу Пикассо, хранящегося ныне в лондонском Музее Виктории и Альберта. Подходящую атмосферу создает специально закупленное для выставки световое оборудование. Хорошо работает и система воссоздания утраченных произведений. Фотоувеличение эскизов, декораций, реконструкция балета по эскизам П. Челищева, реконструкция костюмов к балету “Жар-птица” Н. Гончаровой, современные макеты дягилевских спектаклей, артобъекты, видеоинсталляции помогают выявить и ощутить динамику постановок, их новизну. Особенно современно смотрятся артобъекты из плексигласа — персонажи из спектакля “Кошка” Н. Габо и А. Певзнера.

П. Пикассо. Занавес к балету “Голубой экспресс”.
1924. Театральный музей при музее Виктории и Альберта, Лондон

 

Цель Дягилева — произвести революцию в балете, обогатив его хореографическими находками, что осуществили Нижинский, Фокин, Мясин и особенно Баланчин. Этих хореографов, как и танцовщиков, композиторов, художников, находил Дягилев с его поразительным чутьем на все передовое. А пятьдесят подлинных и восстановленных по эскизам художников костюмов позволяют зрителям представить, как ощущали себя в них актеры на сцене.

Ж. Кокто. Плакат с изображением Вацлава Нижинского в главной партии балета
“Призрак розы”.
1911. Санкт-Петербургский Государственный музей
театрального и музыкального искусства

 

Весьма необычны костюмы М. Ларионова из пленки и раскрашенного вручную холста со смешными палочками для балета “Шут”. Именно Ларионов стимулировал начало второй фазы существования “Русских сезонов” благодаря своим новаторским адаптациям форм русского лубка, вывесок. Увы, в собраниях России имеются лишь работы художников, связанные с первым периодом антрепризы Дягилева, поэтому столь заманчивой оказалась возможность познакомиться с произведениями из музеев Монте-Карло, Лондона, Стокгольма, убеждающих, что Дягилев, руководствовавшийся девизом “Удиви меня!”, всегда умел сохранять поразительную жизнеспособность своей труппы, несмотря на войну, революцию, финансовые трудности. Он всегда стремился вперед, чувствовал движение в музыке, экспериментальном театре, поэтому приглашал для оформления своих спектаклей авангардистов Запада, русских художников-эмигрантов: Пикассо, Брака, де Кирико, Сюрважа, Челищева, Габо, Певзнера.

М. Ларионов. Солдат. Эскиз костюма к балету “Шут”.
1915–1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Дж. де Кирико. Эскиз обложки сувенирной программы “Русского балета”
С. Дягилева для сезона 1929 г. в Монте-Карло и Париже.
Музей Водсворт Атенеум, Хартфорд

 

Л. Сюрваж. Эскиз декорации к опере “Мавра”. 1922. Музей Водсворт Атенеум, Хартфорд

 

Хорошо представлена на выставке Наталья Гончарова: яркие лубочные эскизы декораций к “Золотому Петушку”, мрачно напряженные костюмы апостолов и евангельских персонажей неосуществленной постановки “Литургия”.

Н. Гончарова. Эскизы костюмов к балету “Литургия”: волхв, херувим, св. Андрей.
1915. Собрание Лобановых-Ростовских

 

Особенно интригуют эскизы декораций и костюмов, современные артобъекты на тему оформления Павлом Челищевым спектакля “Ода”, в котором он визуализировал свою тему рая. В основе балета — текст Ломоносова о русской императрице, где он сравнивает ее с Авророй Бореалис. Это один из самых новаторских спектаклей, опередивших время, потому он и не имел успеха у публики. Челищев применял сложные технические средства, включая акробатику, проецирование фильма, пиротехнические эффекты с использованием света. И костюмы этого ученика А. Экстер поражают угловатой напряженностью, смелыми композиционными решениями. Непонятно, каким образом ему удавалось так обыгрывать оптику, передавать волю к движению в своих декорациях и костюмах.

П. Челищев. Эскиз декорации к балету “Ода”.
1928. Новый национальный музей Монако, коллекция Сергея Лифаря

 

Многочисленные фотографии вовсе не второстепенный материал на выставке. На них можно увидеть, как артисты вживались в роль, как осваивали пластику костюмов выдающихся сценографов.

Организаторы выставки в оригинальной и впечатляющей форме показали новое видение танца, присущее “Русским сезонам”. Выставка воспринимается и как дань памяти Сергею Павловичу Дягилеву.